Катрин Барк: «Мне казалось, весь мир у моих ног»

Катрин Барк с детства участвовала в конкурсах красоты, стала юной «Мисс мира» и «Мисс Вселенная», сегодня успешно занимается модельной карьерой, учится и ведет популярный блог в инстаграме. О том, с чем ей приходилось сталкиваться, чтобы найти свое место под солнцем, — в интервью OK!

Анастасия Бузова Катрин Барк

Ее история может напоминать сказку: родилась в небольшом сибирском городке, с детства участвовала в конкурсах красоты, стала юной «Мисс мира» 
и «Мисс Вселенная», сегодня успешно занимается модельной карьерой, учится и ведет популярный блог в инстаграме… Всё ли в жизни ей удавалось легко и просто, с чем приходилось сталкиваться, чтобы найти свое место под солнцем, как она планирует развиваться дальше и что советует начинающим моделям — в интервью с Катрин Барк.

Катя, тебе сейчас 19, с какого возраста ты начала заниматься моделингом?
В 4 года мама отдала меня в школу моделей. Конечно, это была больше ее инициатива, за что сегодня я ей безмерно благодарна. Во-первых, ко мне дома все относились как к принцессе — не меньше. (Улыбается.) Почему именно в эту школу отдали, у меня даже вопроса не возникло. Во-вторых, там девочек подготавливали к конкурсам красоты: у нас были занятия по вокалу, по речи, танцы, то есть нас учили, как вести себя в обществе, ходить по подиуму, фотографироваться. Тогда я воспринимала это как интересную игру. К 6–7 годам поняла, что мне самой очень нравится весь этот процесс. 
Какой самый большой и главный конкурс ты выиграла и в каком возрасте?
В 12 лет я летала в Доминикану на конкурс «Мисс мира» и победила в нашей возрастной категории. А лет в одиннадцать стала «Мисс Вселенная» — это было в Турции. Статус вроде бы громче, но сам конкурс, его уровень на международной площадке по значимости ниже, чем «Мисс мира».
Жизнь твоя как-то поменялась в связи с титулом? Одноклассники по-доброму отреагировали или были проблемы?
Недопонимание было. Мы с семьей как раз переехали, и меня ждала новая школа. Абакан, небольшой город, класс 5–6-й, когда случился конкурс в Турции. Меня очень радушно, скажем так, встретили учителя и директор школы, а вот с одноклассниками поначалу не сложилось. Я была белой вороной, некоторые девочки подшучивали, иногда не по-доброму. Не могу сказать, что мне было всё равно, но и большой проблемы в этом я не видела. Через пару лет они стали нормально общаться — выросли, наверное. (Улыбается.) 
У тебя были близкие подруги и есть они у тебя?
Временами мне казалось, что у меня есть близкие подруги. (Смеется.) Когда ты подросток, у тебя один год одни лучшие подружки, другой год — другие. В какой-то момент я поняла, что мне очень тяжело какого-то человека назвать другом, для меня очень громко сказано. А так у меня есть знакомые хорошие, с которыми мы весело проводим время.
Когда ты впервые без родителей полетела работать, именно как модель — по контракту, с чем пришлось столкнуться?
Было очень тяжело. Честно говоря, такой любовью меня избаловали в семье, что в 14 лет оказаться в чужой стране, с чужими людьми, где ты, по сути, никому не нужна, — серьезный опыт и испытание... Это уже была рабочая поездка, а не конкурсы красоты. То есть конкурсы — это одно, там ты с мамой, а когда поездка рабочая, ты летишь зарабатывать и полностью отвечаешь за себя. Конечно, агентство за тобой присматривает, есть определенные пункты в контракте у несовершеннолетних девочек, которые нельзя нарушать (нельзя тусоваться в клубах, употреблять алкоголь, нужно соблюдать режим и т.д.), — это дисциплинирует, но, в любом случае, ты там одна. Плюс, какая бы дружба ни была между моделями, это всегда конкуренция. Некоторым девочкам было уже по 18–20. Мне было 14, и в целом мне даже не с кем было общаться. Я много раз ездила за границу с родителями, хорошо ориентировалась в аэропортах, в новых городах. Это не было проблемой. Тяжело было морально, потому что по-английски я говорила плохо, а практиковать язык было особо не с кем... Помню, что через месяц я звонила маме в слезах, говорила, что это всё не мое, что я хочу как нормальный ребенок ходить в школу. Мама тогда не стала меня «утешать», она серьезно со мной поговорила: «Не захочешь потом этим заниматься — не занимайся, но сейчас ты должна остаться до конца контракта». После этого меня как-то переключило, честно спросила себя: «Я что, такая слабая, что ли?» — и у меня появилась сила и уверенность в себе. Я очень хорошо отработала тогда эту поездку (она длилась три месяца) — смогла и заработать, и подтянуть разговорный язык, научилась общаться с иностранцами, с девочками, которые были намного старше меня.
Говорят, что моделинг — очень жесткая школа жизни. Это кажется только, что всё легко и просто: тебя красят, одевают, ты ходишь по подиуму, фотографируешься. Но все, кто эту школу проходил, утверждают, что это отличная проработка на силу, выносливость и на самооценку. 
Всё так. Из-за того что я была любимая дочка у мамы с папой, «самая лучшая», плюс конкурсы красоты (а из 19 я выиграла 15), у меня, честно говоря, мнение о себе было завышенное. Мне казалось, что весь мир у моих ног. Поэтому хороший совет для всех девочек, которые хотят начинать карьеру модели: нужно понимать, что это такое. Я впервые летела на работу в розовых очках, думала, как классно и круто мне будет. Но нет, тут ты уже не принцесса и не королева, тут ты такая же, как и все остальные, точно так же проходишь кастинги, на которых ты можешь понравиться, а можешь нет. Тебя могут выбрать, а могут не выбрать. Особенно когда ты только начинаешь, вероятность того, что на тебя не будут обращать внимания, очень высока. У тебя нет опыта, ты не знаешь, как себя правильно показывать на кастингах. Мне кажется, минимум год нужен, чтобы понять, как себя вести, как разговаривать. Работа модели — это вообще не про объективность. Например, осенью популярны девочки с карими глазами и брюнетки, а в следующем сезоне летом нужны голубоглазые блондинки. Ты не такая — до свидания.
Комплексы появились? 
Конечно. Начиная с того, что я не умею себя правильно позиционировать, у меня неправильный разрез глаз и форма губ не такая и вообще я толстая, хотя по факту это вообще не так. Ты начинаешь всё анализировать, сканировать, докапываться до каждой мелочи. Тебе никто не может ответить, что не так, почему не берут, потому что ответа правильного нет. У каждого мнение свое. Ты начинаешь накручивать себя, загоняться. Приходилось всё это прорабатывать в себе, неуверенность, комплексы. Поэтому в этом бизнесе очень важно иметь внутренний стержень, силу характера, понимание того, что тебя ожидает далеко не сказочная работа. (Смеется.)
Есть такое мнение, что времена супермоделей, 90-е, прошли. Сейчас модель — это уже не личность, не суперзвезда, это просто девушка, которая должна нравиться бренду, чтобы на ней хорошо сидели вещи. Что думаешь? 
Думаю, это ложное представление. На практике это вообще не так. Личность — это очень важно. В любой работе, а в моделинге — особенно. Кстати, я сначала этого не понимала. Поэтому на первых кастингах я больше акцентировала внимание на внешности, пыталась показать, какая я 
красивая. Но этого было недостаточно. Это еще одна причина, почему у меня изначально было мало работы и из-за чего появлялись комплексы. Потом мне агентство объяснило, что я должна показывать на кастингах еще и такие навыки, как умение находить общий язык, быть интересной и раскованной в общении. Хочешь ты или нет, это психология, и она работает, работает бессознательно. Например, проходит кастинг среди 10 моделей, девять просто подойдут и скажут «здравствуйте», сделают фото и уйдут. И только одна из 10 подойдет к клиентам, начнет с ними разговаривать, то есть элементарно проявит вежливость, а если еще сделает пару замечаний и комплиментов, которые будут по делу, — это всех зацепит, заставит обратить на нее внимание. Кастинги ведь бывают такие, что в день до 1000 моделей проходит. Я иногда смотрела, какие мы все одинаковые, и вообще не понимала, как они нас различают... Как понять, кто может понравиться, а кто нет? Помнят тех, кто смог произвести впечатление, и это влияет больше, чем внешность.

Ну и еще немного про условия работы. Это же миф, что в этом нет ничего сложного, правильно?
Кто-то думает, что моделинг — это легко. Это неправда. Это такая же работа, где нужно показывать свой профессионализм, вкладывать силы. И здесь многое зависит от того, сколько у тебя работы. Это легко, когда у тебя не так много контрактов, а если наоборот, то ты иногда устаешь так, словно занимался тяжелым физическим трудом. Постоянные перелеты, когда на съемку целого каталога уходит весь день, а тебе нужно поспать пару часов и приступать к новой съемке. И опять нужно весь день стоять, позировать и при этом с хорошим и свежим лицом, не быть уставшей, голодной, злой, больной, недовольной чем-то... Это непросто, особенно когда рабочие дни по 10–12 часов. 
Это такой спорт.
Да! В Азии, например, работать тяжелее, чем в Европе, потому что в Европе все-таки отснимут 10 луков для Dior за восемь часов — и всё. А в Китае за эти восемь часов ты будешь снимать 300 луков для АлиЭкспресс. У меня была история, когда я работала 10 часов, потом сразу же перелет в другой город, там еще шесть часов работы, один час сна — и в 6 утра началась съемка со спортивной одеждой, которая длилась девять часов. И вот здесь мне нужно было больше 100 спортивных комплектов отснять — приседать, отжиматься, прыгать с ленточкой... И всё это с довольным и бодрым видом! Очень жестко порой. 
Сколько ты в таком режиме? Как ты отдыхаешь? 
Я всегда давала себе перерывы, но это было связано с учебой. Я начала летать в 7-м классе и возвращалась, чтобы закрывать контрольные. Потом — чтобы подготавливаться и закрывать экзамены, ОГЭ, ЕГЭ. Когда поступила в университет, то же самое. То есть я три месяца в Китае, например, два-три месяца — в России. 
Где ты учишься? Вообще, ты считаешь, что это нужно? 
Я понимаю, что это не навсегда. Как бы ты ни была успешна, даже если будешь модель №1 в мире, самая востребованная, рано или поздно это закончится. Нужно думать, что делать дальше, как этот капитал, который ты накопила: знания, опыт, деньги, — как это всё потом правильно инвестировать во что-то другое, чтобы и в дальнейшем развиваться. Я поступила на бюджет в Финансовый университет при Правительстве РФ, мне нужен какой-то фундамент. Я выбрала экономический, чтобы как минимум понимать, куда в будущем вкладывать деньги. (Улыбается.) У меня всегда была цель заработать и открыть что-то свое.
Что это может быть?
Когда-то хотела открыть ресторан, может быть, салон красоты. Сейчас я вижу, что весь бизнес в онлайн переходит, и у меня начали появляться новые идеи.
Большинство красивых девушек как-то планируют личную историю. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы рядом был состоятельный мужчина. Но ты рассчитываешь только на себя?
Меня папа с детства учил, что я должна надеяться только на себя. Это хорошо, но иногда вот эта установка, что ничего не нужно от мужчины, а только всё сама, довольно сильно мешает. Когда я встретила своего молодого человека, такие внутренние программы только вредили отношениям. Для счастливых гармоничных отношений нет единого рецепта, но желание доминировать или что-то доказывать — точно лишний «баг» для развития пары. Конечно, нужно адекватно ко всему относиться. В целом про моделинг у многих ошибочное мнение, что это какой-то эскорт. Отвечать за всех, конечно, не стану. Есть одна очень хорошая черта девочек-моделей — они учатся самодостаточности. В какой-то момент я поняла, что обязательно нужно заниматься саморазвитием, пробовать что-то новое. Потому что даже если ты удачно выйдешь замуж, но ничего не будешь делать, в какой-то момент у человека пропадет к тебе интерес. Не хочется превращаться в человека-робота, который ходит по четко заданной траектории. По сути, для работы моделью не нужен диплом с отличием — фотографируемся мы молча. И есть девочки, которые забивают на учебу. Но я воспитывалась в семье предпринимателей, где не только папа, но и мама занимается бизнесом. У меня в голове устоялся образ девушки, занятой делом. 
Если мужчина тебе поставит условие: твоя работа или ваши отношения, что ты выберешь? 
Я попробую найти компромисс. Нельзя выбирать между своим развитием, между своими интересами и между семьей. Человек свободен, он не принадлежит кому-то и чему-то. Адекватный и состоявшийся мужчина, мне кажется, никогда такое условие не поставит. Это довольно эгоистично. 
На что ты потратила свои первые деньги?
В первый раз я была в Японии и заработала 4000 долларов. У родителей тогда были проблемы в бизнесе — я помогла маме закрыть часть кредитов, купила себе айфон и мебель в свою комнату. И все деньги ушли в первый день. (Хохочет.)
Сколько сейчас зарабатываешь? И есть разница между работой в Европе и Азии?
Да, Европа про карьеру, про то, чтобы стать топ-моделью. А Азия — чтобы зарабатывать. У меня были разные поездки. В Европе сначала зарабатываешь копейки: за два месяца — 300–400 евро. Там на самом деле больше потратишь на проживание. А вот моя последняя поездка в Китай принесла мне за три месяца 42 000 долларов. В среднем успешным моделям в Европе платят 10 000 евро. В Азии начинающие модели зарабатывают от 1000 до 4000 долларов, девочки, у которых бэкграунд уже есть, — от 5 до 15 тысяч долларов. Кому как повезет. 
Как человек, который неплохо зарабатывает и имеет возможность напрямую общаться с брендами, скажи, у тебя в гардеробе только люкс или есть и популярный масс-маркет? 
К сожалению, у многих девочек, у которых не было никогда возможности купить дорогие фирменные вещи, случается погоня за брендами. У меня в гардеробе много разных вещей — от самых простых (есть любимая майка за 100 рублей из Таиланда) до дорогих брендовых, где майка стоит, например, 40 000 рублей. Брендовые вещи иногда не сильно отличаются по качеству, в них точно так же расходятся нитки, точно так же могут отпадать стразы, что-то отрываться. Лично я ко всей одежде отношусь одинаково. Главное, чтобы качество было хорошее. Брендовые вещи нужны, когда ты идешь на мероприятие, у тебя светский выход, а в обычной жизни майка за 100 рублей подойдет как ничто другое.
Ты инвестируешь в вещи? 
В какой-то степени инвестировать в одежду нужно, потому что это твоя визитная карточка, по одежке встречают. Но чтобы на всё заработанное покупать дорогие шмотки и потом сидеть без денег — этого я не понимаю. В обычной жизни я люблю миксовать вещи разных брендов, разных по стоимости, лишь бы они органично дополняли друг друга.

Катрин Барк — не просто модель и красивая девушка, она отлично разбирается в моде и в своем аккаунте @katrin.bark часто дает советы по выбору и составлению актуальных луков:

Красный цвет с головы до ног — мощное высказывание и гарантированно производит потрясающий эффект. Если летом планируете посещать светские рауты и культурные мероприятия, настоятельно рекомендую выбирать наряды цвета насыщенных рубинов, алых маков или ослепительно-яркой фуксии. Мой абсолютный мастхэв этого сезона — однотонный цветной костюм: строгий, стильный, сексуальный. Найти подходящий вариант не составит труда: тренд настолько популярный, что разо-шелся по всем брендам. 

Гиперобъемные тренчи неизменные доспехи современной модницы уже несколько сезонов подряд. Однако этим летом самой модной окажется более мрачная и драматичная его вариация — черная. Виниловый и лакированный блеск перешел к нам из прошлого сезона и, судя по всему, не собирается покидать нас до следующего года. Вы можете использовать сексуальный ресурс на полную или притушить огонек: минимальный макияж и нетривиальная обувь.

Серьги-кольца/сердца один из самых главных трендов-2020. Нарочито объемные серьги — отличный способ оживить простой наряд, придать обаяния даже самому консервативному костюму или добавить завершающий штрих вашему любимому образу. Выбирайте любые: от простого дизайна до вычурного, с жемчугом, узорами или стразами. Такие серьги лучше всего смотрятся с волосами, убранными за уши или забранными в хвост.

Фото: Анастасия Бузова. Стиль: Надина Смирнова (ассистент Дора Казанк). Макияж и прически: Татьяна Преображенская