«Квартет И»
Мы знаем эту четверку как авторов умопомрачительно смешных реприз «Нашего радио» и пьес «День радио» и «День выборов». Спектакли, поставленные по этим пьесам, вот уже много лет собирают аншлаги, а в октябре 2007 года наконец-то экранизировали и «День выборов». С 20 марта в кинотеатрах ожидается продолжение банкета: стартует фильм «День радио». Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов и Камиль Ларин исполняют в нем главные роли вместе с Михаилом Козыревым, Нонной Гришаевой, Максимом Виторганом и Дмитрием Марьяновым. Перед премьерой ОК! решил навестить квартет, чтобы узнать, не надоело ли им шутить. Ведь они делают это с 1993 года!
Ростислав Хаит
Вашему коллективу уже 15 лет. Как думаете, сколько еще просуществуете?
А сколько лет МХАТу? Вот и мы такой же репертуарный театр со спектаклями, только комический, так что можем существовать сколь угодно долго. И мы, в отличие от других, делаем юмор hand made: не выдавливаем из себя шутки и стараемся трепетно относиться к собственным запасам юмора.
У вас есть более близкие друзья, чем эта троица?
Ну, Леша (он же Леонид Барац, почему-то более известный в коллективе под именем Алексей. — Прим. ОК!) — мой самый близкий друг. Саша и Камиль тоже, но нельзя сказать, что самые близкие. Мне Максим Виторган ближе как друг.
Представляю, вы, наверное, с Леонидом в ГИТИСе были как два таких кота шкодливых…
В плане женщин? Да, оба были герои-любовники. Но Леша просто женат с 91-го года, и женат удачно. Поэтому я в большей степени герой-любовник, чем он. В принципе мы оба пользовались популярностью, но я ею пользовался, а Леша нет. (Смеется.)
По какому из ваших произведений вашу четверку будут помнить, как думаете?
Я не уверен, что нас вообще будут вспоминать. Я не люблю это, пусть другие называют то, что мы делаем, искусством, творчеством. Если я себя считаю умным человеком, то кто-то обязательно скажет, что я дурак полный. И кто из нас будет прав?
Если охарактеризовать вас одним словом, то вы какой?
Я лысый.
Тогда задам вопрос с помощью вашей же шутки: можно ли жить кучеряво, если ты лысый?
Можно. Я живу кучеряво, достаточно весело и разнообразно. У меня есть свой маленький мир — мой дом. Я живу один. Мне хорошо дома, хорошо на работе, нравится и бежать куда-то, и ничего не делать. Только если очень долго ничего не делать — надоест, и если долго куда-то бежать — тоже надоест. Поэтому я чередую.
За что бы вы похвалили каждого из трех ваших коллег?
За умение меня смешить. Это самое важное в нашем общем деле!
Если бы из «Квартета И» кто-то ушел, коллектив бы распался?
Не знаю. Было бы, наверное, трио. (Подходит и продолжает разговор Саша Демидов, Слава уходит.)
Александр Демидов
Мы уже так давно вместе, что сложно объективно оценить, сможем ли мы работать вдвоем или втроем. Хотя проблемы в коллективе бывали разные, мы решили, что без кого-то из нас «Квартета И» не будет. Все, кто со стороны на нас смотрит, говорят, что мы дополняем друг друга на сцене.
Смотритесь, да.
Это потому, что мы разные. Леша и Слава с первого класса школы вместе, и они уже просто как братья. Или как муж и жена, которые долго-долго живут вместе, со всеми вытекающими последствиями. Камиль у нас самый старший, основательный и консервативный. То есть более спокойный и менее — только б не обиделся! — въезжающий в процесс. А я бегу куда-то все время. Быстро загораюсь идеей и остываю так же быстро. Мы так притерлись друг к другу за 15 лет, что не поймешь, где ты друг, где коллега, где бизнесмен, где начальник, а где подчиненный, — все уже смешалось. Может, это и хорошо.
Камиль Ларин
Вы пережили много ссор, как сказал Саша. Каждый из вас думал о сольном творчестве?
Нет, мы всегда думали, что должны раскрутиться коллективом, — это легче. Но естественно, у каждого есть мысль: а что дальше? Сейчас у всех идет такой кризис среднего возраста — а туда ли я иду, а тем ли занимаюсь? Но на самом деле все это такая фигня. Пока все идет органично, меня ничто не пугает. Как только начнет что-то пугать, я тогда буду обустраиваться по-другому, рыть другие ходы.
Это «пока» длится уже 15 лет!
Да я вообще однолюб и приверженец образа жизни «сегодня и навсегда». У ребят могут быть какие-то «изменки», как в любой творческой семье, — работы на стороне, съемки в сериалах, программах. Это творческая жизнь, и организм должен дышать, нельзя превращать творчество в рутину…
В семейной жизни тоже так?
Да, там тоже нужно давать адреналину: расставаться, давать себе возможность соскучиться. Давать волю чувствам, подозрениям, эмоциям — как положительным, так и нет. Семья — живой организм. Цветку тоже нужно, чтобы и ветер был, и жара, и прохлада. Только так он может гармонично расти.
Вы на первом курсе ГИТИСа сразу стали дружить вчетвером?
Могу сказать, что с первого дня мы с Сашей Демидовым поселились в общежитии в одной комнате и прошли совместную готовку борщей, жареных котлет, поедания огурцов и выпивания водки. А Леша со Славой приехали из Одессы, были домашние мальчики и поэтому снимали первые три года квартиры. Не было такого, чтобы мы сразу стали друзья на веки веков. Но к пятому курсу возник вопрос: либо мы остаемся вместе, либо разбегаемся. Мы предложили всему курсу сделать театр или эстрадный коллектив. Желание проявилось только у нас четверых.
Что вы скажете про каждого из участников «Квартета И»?
Ну, Слава, он немножечко такой деловой, любит быть впереди на лихом коне. Леша — очень компанейский, со всеми пытается найти общий язык, пускает корешочки, хочет быть в курсе всех событий. Саша при всей своей открытости человек замкнутый, и только по повадкам понимаешь, что он что-то скрывает. Рубаха-парень, хороший друг, всегда выслушает и свою душу откроет. А я Скорпион и Огненная Лошадь, остальное пусть обо мне говорят другие. Как сказал один наш друг, люди очень разные — п…ц какие разные.
Леонид Барац
Есть свежая шутка «Квартета И», от которой вам самому смешно до слез?
«Индезит» выпустил холодильники для магнитиков! Или вот новость: чешский стеклодув пришел с похмелья и, выдувая вазу, случайно зевнул — получилась ваза необычайной красоты в виде трахеи и двух легких, в которой и стояли цветы на его могиле. (Смеется.) Очень веселимся. Над своими шутками вообще сладко смеяться.
Вы не Comedy Club, но что-то общее между вами точно есть. Может, отношение к юмору?
Да, но мы, в отличие от них, всё постепенно очень делаем, очень степенными шагами идем вперед. А они так взорвались! Зато нам и срок другой отмерен: мы вот начали лет 15 назад, и еще лет 10—15 что-то поделаем, что будет интересно зрителю. А дальше мы будем делать то, что нам интересно, а зрителю, скорее всего, уже нет. Потому что очень редко удается людям за 60—65 быть…
Смешными?
Необязательно. Интересными — не только себе и не только людям одного с тобой возраста, которые помнят и любят тебя за твои прошлые заслуги.
Почему так?
Ну, это просто выпадение из времени — старость, обычная старость. Человек просто перестает говорить современным языком. К сожалению, это редко кому удается — не перестать. Жванецкому, например, удалось. Очевидно, у него такой талант и энергетика, что он вписывается и в это время тоже. А есть великие режиссеры, которые перестали быть великими. То есть Феллини перестал быть Феллини в какой-то момент, а Рязанов, к сожалению, Рязановым.
Почему вы не раскрутились на ТВ, как «Комеди клаб»? Вы же даже пилоты программ делали для многих каналов, но ни одна в эфир так и не пошла.
О, это о-о-очень большой и длинный разговор! Там же тяжело, на телевидении! Это страшный труд — постоянно идти на компромисс. Не то что мы такие бескомпромиссные, но, когда ты пишешь каждый день для телевидения, тебе приходится какие-то вещи, которые надо бы отсеять, не отсеивать. В «Комеди клаб» все держалось на двух людях — Харламове, который замечательный артист, и Мартиросяне, который замечательный придумщик. А потом им стал изменять вкус, и все развалилось, на мой взгляд, хотя не перестало быть популярным. Может быть, конечно, они просто легко относятся ко всему этому: заработать денег, повеселить людей. Сейчас они пытаются выкачать все, а нужно какую-то позицию — хоть человеческую, хоть гражданскую — держать. И тогда тебя хватит надолго. Я уверен, что благодаря их сегодняшней халтуре они и денег меньше будут зарабатывать со временем.
А смотрели «Самый лучший фильм»? Слабовато как-то, мягко говоря.
Клянусь, я не злорадствую, хотя меня немного подогревало ощущение во время просмотра, что не смеется никто в зале, но мне было очень жалко, что талантливые люди пустились во все тяжкие. Вместо того чтобы — я уверен, они могли! — сделать хорошее кино. Просто им не хватило совести и вкуса. Погнались за длинным рублем ребята. Представляю, каким штампом будет выглядеть в журнале последняя фраза!.. (Смеется.) Но девушка, пукающая в туалете и говорящая в кадре, что бобы мама очень вкусно готовит, — я даже не знаю, что это значит. Это китч? Мы стебемся над тем, что мы стебемся? А драка членами и вибраторами? Она должна быть настолько мотивированна и смешна, чтобы не возникло ощущение, что это пошлость и гадость. Образ члена сам по себе значит многое — гадкая фигня, а если из нее еще что-то выливается, это уж совсем странная вещь, которая перевесила все мысли, вложенные в фильм его создателями.
Ирина Виноградова