Иван Николаев

Популярный актер отметил Новый год в компании OK! и рассказал о своем знакомстве с Миллой Йовович и Моникой Беллуччи, детской мечте стать ветеринаром, ужасном крике Федора Бондарчука и впустую потраченном времени в главном актерском вузе страны 

В новогоднюю ночь Ваня из Москвы не уезжал — позвал к себе в гости, в съемную квартиру в районе Патриарших прудов, самых близких: актрису Софью Каштанову, певца Влада Топалова, дизайнера Ирину Гафину, архитектора Александра Юдина, журналиста Марину Демченко, подругу Вику и друга детства Максима. Вместе с OK! они выпивали, танцевали, пели, жгли бенгальские огни, дурачились... В общем, веселились на полную катушку. Спустя несколько дней OK! еще раз пришел в гости к Николаеву, но уже по-серьезному, — поговорить о жизни и о кино.
У тебя в квартире хорошо гулять большой компанией: мало мебели, много пространства. Это специально?
Да нет. Я просто люблю простор, стараюсь не заставлять квартиру вещами.
Есть вещь, без которой не можешь обойтись?
Пожалуй, телевизор. Не телевидение, а именно телевизор — как монитор. Я смотрю по нему исключительно DVD. В свободный день могу до ночи пролежать в кровати и смотреть фильмы. [0]
В которых играешь?
Нет. Не люблю себя на экране. Где-то даже стесняюсь. Мне не нравится мой голос, не нравится, как я выгляжу…
Странно. Про тебя ведь говорят, что ты актер с голливудской внешностью.
Говорят люди со стороны, сам я так не считаю. Вообще я не зациклен на своей внешности. Не сижу часами у косметолога, не хожу на массаж, даже спортзал не посещаю. Если бы я был помешан на этом, я бы как минимум не курил, не пил вина. Но в моем возрасте это… скучно. (Смеется.) Я знаю людей в профессии, которые ведут абсолютно здоровый образ жизни, — в большинстве своем они страшные зануды, что, кстати, отражается и на их творчестве.
Тем не менее трудно представить, что в нынешнее время актеры с такими невзрачными внешними данными, какие были, например, у Евгения Евстигнеева или Евгения Леонова, получали бы массу ролей. Сейчас востребованы красавцы: Вася Степанов, Петя Федоров, Костя Крюков, ты. Что это за тенденция?
Нет никакой тенденции! Русскому кино до сих пор катастрофически не хватает фильмов с сексуальными героями. Да, в «Обитаемом острове» Вася Степанов выглядит настоящим секс-символом, на это делалась ставка, но таких проектов крайне мало. И проблем от так называемой голливудской внешности куда больше, чем дивидендов. Например, часто бывает, что я прихожу на кастинг, роль мне интересна, я могу с ней справиться, а режиссер говорит: «Ваня, конечно, хороший, но у него слишком яркие черты лица, мне нужен человек попроще». У нас есть такой стереотип: если актер симпатичный — значит, не такой уж талантливый. Мол, что у него есть, кроме смазливого личика, что он может сыграть? Это, кстати, рождает у многих молодых актеров массу комплексов. В Голливуде, например, когда актер приносит кастинг-директору свое портфолио, это всегда фотографии, сделанные, что называется, в самый лучший день, в самом лучшем настроении, в самой лучшей одежде и т. д. Идеальная картинка, потому что внешность в американской индустрии — это 50 процентов успеха. У нас же зачастую чем страшнее, тем лучше. Чем ты «ближе к массам», чем меньше выделяешься, тем больше у тебя шансов получить роль.
А ты никогда не хотел попробовать себя в Голливуде?
Конечно, меня ведь там ждут с распростертыми объятиями! (Смеется.) На самом деле, чтобы построить карьеру в Голливуде, ты должен как минимум постоянно там жить и выучить английский без акцента, что практически невозможно.
Разве в Голливуде нет актеров, говорящих по-английски с акцентом?
Они всю жизнь вынуждены играть иностранцев. Серьезную карьеру без языка там не сделать. Есть, конечно, исключения из правил, такие как Марион Котийяр или Пенелопа Крус. Но они уникумы, за свои роли они получили по «Оскару», а «Оскар» автоматически открывает в Америке все двери. Если же ты просто русский актер, который к тому же позиционирует себя как «русский в Голливуде», живет в России, а в Америке бывает наездами, то ты и будешь в лучшем случае играть русских, как это делают Владимир Машков (между прочим, прекрасный мастер) или Катя Редникова. Сотни тысяч молодых людей ежегодно приезжают в Голливуд с надеждой стать звездами. Конкуренция нереальная, такой нет больше нигде. Можно годами биться головой о стену — и без толку. Я тоже раньше думал: вот сделаю хорошее портфолио, поеду в Америку, потусуюсь там, может, кому-нибудь приглянусь. Чушь! Знаю это по многим своим знакомым, которые пробовали осесть в Штатах. Что говорить, если даже у дочери самого Спилберга, актрисы, не происходит в карьере ничего сверхъестественного! Понятно, что она не пропадет, какая-никакая работа у нее будет всегда, но больших ролей в больших проектах она не получит. Она не Анджелина Джоли — и всё тут. Кассу не соберет. И даже знаменитый папа не поможет.
Вообще на сегодняшний день ты доволен тем, как складывается твоя профессиональная жизнь?
В целом жаловаться мне не на что. Несмотря на вышесказанное, снимаюсь я регулярно, да и роли попадаются разноплановые. В «Весельчаках» я сыграл трансвестита, в «С.С.Д.» играю такого грубого дворового парня. Даже не мог предположить, что Вадим Шмелев утвердит меня на эту роль. Другое дело, что мне, конечно, хотелось бы чаще сниматься в большом кино…
Что ты имеешь в виду под большим кино?
Например, «Черную молнию» Бекмамбетова, которая только что вышла. Пусть это сказка, легкая, позитивная, но она офигительно сделана, на мировом уровне. Я был на премьере и получил огромное удовольствие.
Когда ты играешь в сериалах, тебе приходится себя пересиливать?
А у меня не так много сериалов, всего два: «Клуб» и «Город соблазнов». Я стараюсь этим не увлекаться — можно загубить всю карьеру. Постоянное участие в «мыле» портит имидж. При этом могу сказать, что «Город соблазнов» был офигительным для меня опытом. Восемь месяцев съемок в жесточайших условиях и цейтноте. Поэтому, когда меня сейчас зовут в полный метр и говорят: «Вань, учти, половина съемок на улице, в холод», — я отвечаю: «Ребята, я такую школу прошел, что хоть на Луне снимайте, мне уже ничего не страшно». Все думают, что сериал — это такой легкий хлеб: пришел, сыграл муру, получил деньги и ушел. На самом деле это адский труд. Съемки по 14 часов подряд, 25–29 минут выработки в день (в полном метре — от 3 до 5 минут максимум!), с утра сцены из первой серии, днем — из 22-й, вечером — из 48-й. Совершенно разные обстоятельства, герои, характеры, постоянно нужно перестраиваться, голова не работает, страшный недосып плюс к этому организация процесса — нулевая: то машину вовремя не пришлют, то костюмы забудут. Сниматься в сериале гораздо труднее, чем в полном метре.
А у тебя были варианты заниматься в жизни чем-то совсем другим?
В детстве я хотел стать ветеринаром. У меня дома все время жили животные — собаки, кошки, крысы. Но эта мечта быстро прошла. В восемнадцать лет я уже твердо решил: буду актером. Поступил во ВГИК к Анатолию Ромашину. Сам захотел, меня никто к этому не подталкивал. Мама, наоборот, против была. Мои родители по образованию инженеры, занимаются бизнесом — в общем, далеки от творческих профессий.

ЕВГЕНИЙ ЛЕВКОВИЧ

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!