Алёна Жигалова: «Звезды приходят в шоу «Алёна, блин!», потому что доверяют мне»

Ведущая популярного YouTube-проекта о секретах хорошего интервью, сложных героях и неудобных вопросах.

Алёна Жигалова

Алёна, как ты считаешь, в чём конкурентные преимущества канала "Алёна, блин!" перед другими YouTube-шоу в формате интервью? Конкуренция высока - тут Ксения Собчак, тут Ирина Шихман, тут Регина Тодоренко...

У нас очень много YouTube-шоу в жанре интервью, где интервьюерам в первую очередь важно показать себя: какой он крутой, как он умеет «загнать в угол» собеседника, как он может его «поставить на место» — такими штуками, знаю, многие очень гордятся. А где за этим всем сам собеседник, хочется спросить?  Этот зажавшийся в угол человек, напряженный, думающий только о том, как ему отбить новую «атаку», и совершенно не расположенный что-то рассказывать и чем-то делиться. Не перебивать, выслушать, расположить к себе и, в первую очередь, показать собеседника, а не себя, и получить взамен доверие и настоящие откровения — об этом редко кто думает. В шоу «Алёна, блин!» главный все-таки гость, а не я.

Откуда родилось название "Алена, блин!"?

Никто специально его не выдумывал. Это мой ник во всех соцсетях на протяжении многих лет. В студенческие времена у меня был друг, разговор с которым начинался каждый раз с обращения ко мне: «Алёна, блин!». 

Алёна, ты в журналистике уже давно, но работала всё время за кадром. Насколько легко тебе далась новая роль - роль ведущей, интервьюера в кадре?

Начнем с того, что меня никто не принуждал. Идея шоу — моя, проект авторский. Не было такого, что была собрана команда и выбирали ведущую на кастинге. Запустили мы его больше двух лет назад, когда еще даже Юрий Дудь не начал. Сделали несколько пилотов, но на тот момент меня не устроило ни качество продукта, ни подача, да и в себе я еще не была уверена настолько, чтоб чувствовать себя комфортно. Вернулись к проекту в прошлом году и создали его на базе сайта Super.ru. Сейчас уже собралась команда очень профессиональных людей, работающих над выпусками. В кадре чувствую себя не всегда "ок" — есть и переживания, и волнения, но в целом переформатироваться мне было не трудно. Я всю жизнь общаюсь со звездами, со многими дружу. Когда мы только запускались и миллионами просмотров еще не пахло, они шли не на интервью в популярное шоу, а просто потому что доверяют мне — у нас за плечами годы общения и совместно пережитых ситуаций — как рабочих, так и жизненных.

Ты ориентировалась на кого-то, когда готовилась к работе в кадре? Кто из коллег для тебя пример?

Все интервьюеры разные, поэтому примеров нет. Есть симпатии — например, программа Юлии Меньшовой «Я сама», которые в детстве я смотрела запоем. Очень любила Сергея Майорова и его «Детали». Если взять проекты, которые существуют сейчас, то я очень тепло отношусь к формату Леры Кудрявцевой и ее шоу «Секрет на миллион». Если же брать YouTube, то нравится Дудь и его интересный выбор героев, которые неожиданно «выстреливают» именно после интервью с ним. Считаю главной удачей журналиста умение «открывать» гостей. Когда мне пишут, что благодаря моему интервью они открыли для себя героя как совершенно другого человека — это лучшая похвала!

Вспомни свой первый эфир "Алёна, блин!" - легко тебе дались съемки? 

Признаюсь, первый раз, чтобы унять легкое волнение, перед съемками приняла грамм 100 коньяка. Скажу совершенно точно — не помогло. Даже минимальное количество алкоголя дает раскоординацию, ухудшает внимание к деталям и сбивает тон беседы. Сейчас перед интервью мне просто надо спокойно посидеть одной, изучить наброски к сценарию беседы и почитать еще что-то про героя.

У любого публичного человека появляются хейтеры. У тебя они тоже, наверняка, появились. Как ты относишься к оскорблениям в свой адрес? Болезненно ли реагируешь?

Я всегда поражаюсь той легкости, с которой люди в сети оскорбляют, дают оценки, критикуют. Бывает, захожу к ним в профиль и вижу, кто основные «хейтеры» — вижу каких-то недооцененных писателей, неудавшихся певцов, просто анонимов со странными аватарами. Понимаю, что за неимением своей жизни и интересов они живут тем, что цепляют известных людей и радуются, когда на них реагируют. Есть прекрасное средство от таких — бан. А к здравой критике я отношусь положительно.

Ты самокритична? Пересматриваешь эфиры, делаешь работу над ошибками?

Не пересматриваю, но обычно все свои ошибки осознаю в момент их совершения в кадре. И делаю для себя отметки, прокручиваю в голове, как нужно поступить и что сказать в следующий раз.

К чьей критике прислушиваешься?

Всегда интересно мнение людей из профессии — журналистов, ведущих. Моих друзей — могу ругаться и спорить, но в итоге соглашаюсь с их замечаниями. Не доверяю мнению тех, кому просто хочется от своей лести получить какие-то «бонусы» и выгоду, — а это видно за версту.

Как ты готовишься к интервью?

Весь процесс по приглашению героев в шоу сейчас на мне, до сих пор не могу найти толкового гостевого редактора, увы. Поэтому основное время занимают договоренности с самими героями и обсуждение с ними деталей. А уже перед самой съемкой я, как и все, читаю про героя, смотрю его уже вышедшие интервью, подмечаю моменты, на которые он еще не разговаривал ни с кем.

По какому принципу ты выбираешь героев?

У меня есть несколько факторов. И если хотя бы 2-3 из них в наличии, герой в шоу появится. Это: популярность персоны, громкий информповод либо эксклюзив, которым он хочет поделиться, наличие своей собственной широкой аудитории в социальных сетях и «ораторские» способности самого героя — умение интересно что-то рассказывать, активная жизненная позиция и собственное мнение по разным вопросам. Если ничего из перечисленного я не вижу, то прошу не обижаться, - значит, время нашего интервью еще не пришло.

Согласовываешь ли вопросы с героями? И часто ли "импровизируешь" во время мотора?

Я не показываю вопросы героям — а в чём смысл таких интервью? Могу обсудить темы, на которые мы поговорим, и обозначить нюансы. Например, кто-то очень просит не поднимать тему национальности или религии, или честно предупреждает, что у него какой-то рекламный контракт. Всё это учитывается. Но больше — никаких «согласований».

Какое интервью тебе далось сложнее всего? Почему?

Интервью с Максимом Фадеевым — он далеко не простой собеседник, к разговору с ним, конечно, готовилась, как к событию. Переживала, но как только мы начали интервью, поймала волну его настроения, очень созвучную моим собственным мыслям и чувствам. Очень благодарна Максу за доверие и человеческую дружбу, в которую постепенно переросли наши отношения.

Бывало ли такое, что герой что-то сказал во время беседы, а потом попросил это вырезать? Что вы отвечаете в подобных случаях? Идете на компромисс?

Можем пойти на компромисс, если от этого зависит впоследствии чья-то судьба или жизнь. Если это может ударить по чьему-то здоровью или сложным семейным отношениям — ситуации бывают разные. Но таких случаев — единицы.

Как соблюсти тонкую грань - "вытащить" из звезды эксклюзив, но при этом не испортить с ней отношения?

Если человек тебе дал эксклюзив и уже доверил что-то — как это впоследствии может испортить отношения? У нас не было ни одного героя, который бы пожалел, что пришел в шоу — по крайней мере, я такого не слышала и, надеюсь, не услышу.

А бывает, что дружба со звездой мешает сделать хорошее интервью? И как "выключить" в кадре дружбу и "включить" only business?

За годы работы я научилась всё четко разграничивать: когда нужно говорить «нет», когда стоит выключать эмоции. Мне не трудно это делать, просто всё зависит от того, как ты общаешься с потенциальными героями и как построил с ними отношения.

Три правила хорошего интервьюера?

Во-первых, гость должен быть интересен лично тебе. Во-вторых, нельзя показывать откровенно  свою позицию — поддерживаешь ли ты его, или осуждаешь (хоть это и трудно). В-третьих, уметь выслушать, не перебивая.