Вика Газинская, Ксения Чилингарова, Игорь Чапурин и другие гости открытия нового корпуса Третьяковки и выставки «Передвижники»

Государственная Третьяковская галерея представляет центральный выставочный проект 2024–2025 годов, посвященный творческой деятельности художников — членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), традиционно называемых передвижниками.

Вика Газинская

Товарищество за 50 лет существования охватило просветительской практикой несколько десятков городов Российской империи, оказало огромное влияние на формирование эстетических потребностей широкой публики. Ядро ТПХВ составили ведущие мастера эпохи — Василий Перов, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Илларион Прянишников, Николай Ярошенко и другие. Они оставили яркий след в истории отечественной живописи, и сегодня творчество передвижников является общепризнанной классикой русского искусства.

Виктория Давыдова Виктория Давыдова
Ирина Вольская Ирина Вольская
Инна Маликова Инна Маликова
Игорь Чапурин Игорь Чапурин
Ксения Чилингарова Ксения Чилингарова
Лаура Джугелия Лаура Джугелия
Вика Газинская Вика Газинская
Анастасия Винокур Анастасия Винокур
Анна Андронова Анна Андронова
Евгения Линович Евгения Линович
Артём и Юлия Акимовы Артём и Юлия Акимовы
Евгений Заболотный Евгений Заболотный
Елена Крыгина, Александра Жаркова Елена Крыгина, Александра Жаркова
Анна Антимоний Анна Антимоний
Елизавета Беркович Елизавета Беркович
Евгения Милова Евгения Милова
Ольга Тарасова Ольга Тарасова

Первые три десятилетия (1871–1890-е) передвижники лидировали на художественном рынке, были символом всего самого передового и талантливого. Их имена не сходили с полос газет и журналов, год от года посещаемость выставок росла не только в Петербурге и Москве, но и по всей стране. Художественная и выставочная деятельность передвижников изменила отношение к современному искусству в обществе последней трети XIX века. Возросло число собирателей, коллекционеров и любителей искусства не только в столицах, но и в провинции. Учреждались новые художественные классы и школы, частные галереи и музеи, разного рода сообщества меценатов. В конце 1870-х годов Александр II приобрел несколько картин на передвижной выставке, а в середине 1880-х частым гостем, а затем и постоянным посетителем стал Александр III, приступивший к созданию музея русской живописи — будущего Русского музея Императора Александра III в Петербурге, покупал картины с передвижных и Николай II.

Выставка посвящена 155-летию со дня основания Товарищества. За последние 50 лет исследователи продвинулись в изучении деятельности ТПХВ, были проведены конференции, изданы монографии, в научный оборот введены новые архивные документы, связанные с изучением творчества художников-передвижников. Согласно концепции проекта, в первом разделе участвуют только те работы, которые были непосредственно представлены на передвижных выставках. Это произведения, ставшие хрестоматийными, признанной классикой русского искусства. Среди них — полотна философско-этического свойства, картины, сфокусированные на социальной проблематике, портреты, раскрывающие психологию человека эпохи «газет и вопросов», разнообразные пейзажные виды и ландшафты. В ряде произведений уже с конца 1870-х передвижники начали отходить от реалистического мировосприятия, стремясь к обновлению живописно-пластической формы, сюжетов и мотивов. Во втором разделе показаны полотна художников, которые «стартовали» на передвижных, но далее по разным причинам вышли из объединения, продолжая двигать русское искусство в сторону символизма, импрессионизма, неорусского стиля. Выставки Товарищества представляли собой явление разнородное по составу произведений и мастеров, поэтому в экспозицию вошли и салонные произведения. Таким образом, проект актуализирует наследие передвижников, очищает их от навязчивых штампов.

На выставке представлен мультимедийный проект, рассказывающий о деятельности ТПХВ: о том, как трудно было организовывались выставки, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин, что писала столичная и провинциальная критика о выставках Товарищества, с какими проблемами сталкивались художники и о многих малоизвестных подробностях их жизни. Завершается мультимедийный проект разделом «Главные коллекционеры передвижников». 

Иллюстрированный альбом-каталог, подготовленный к выставке, содержит аннотации к произведениям, хронику деятельности ТПХВ, публикацию неизвестных ранее архивных документов. Работу выставки будет сопровождать обширная образовательная программа: цикл лекций научных сотрудников Третьяковской галереи и приглашенных экспертов, а также интерактивные экскурсии для школьников.