Александр Паль, Дмитрий Ендальцев, Иван Макаревич и другие гости открытия выставки «Мудборд»

6 августа в рамках программы стратегического партнерства Фонда Still Art и Мультимедиа Арт Музей, Москва состоялось открытие нового выставочного проекта «Мудборд» Алексея Дунаева, победителя ежегодной Грантовой программы Фонда по фэшн-фотографии для молодых фотографов.

Дмитрий Ендальцев, Иван Макаревич

Мудборд — это набор визуальных референсов, определяющий поле стилистических и настроенческих ассоциаций, которые автор выбирает в процессе подготовки съемки. 

Для каждого нового поколения фотографов важным ориентиром и источником вдохновения становятся художественные открытия предшественников. Выставка Алексея Дунаева, хорошо знакомого с историей фэшн-фотографии, неслучайно соседствует с экспозицией «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», представляющей работы звездных фотографов: Хельмута Ньютона, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Энни Лейбовиц, Питера Линдберга, Сары Мун и других. 

Алексей Дунаев Алексей Дунаев
Александр Рогов Александр Рогов
Анастасия Винокур Анастасия Винокур
Ольга Свиблова, Елена Карисалова, Василий Церетели Ольга Свиблова, Елена Карисалова, Василий Церетели
Маша Фёдорова Маша Фёдорова
Александр Паль Александр Паль
Ксения Соловьёва Ксения Соловьёва
Роман Евдокимов Роман Евдокимов
Слава Джи, Вика Чума Слава Джи, Вика Чума
Дмитрий Ендальцев, Иван Макаревич Дмитрий Ендальцев, Иван Макаревич
Екатерина Земская Екатерина Земская
Фёдор Гамалея, Василиса Гусарова Фёдор Гамалея, Василиса Гусарова
Мария Лобанова Мария Лобанова
Марина Лошак Марина Лошак

Визуальный язык Алексея Дунаева во многом сформировался под влиянием традиций фэшн-фотографии. Этот жанр возник около ста лет назад, в 20-х годах XX века, благодаря заказам гламурных изданий, существовавших в острой конкурентной борьбе, прежде всего, за лучших фэшн-фотографов. Журналы формировали мифы о красоте, стиле и транслировали определенные нормы социального поведения. Однако в последние 10–15 лет ситуация кардинально меняется. Вслед за текстами фотография уходит в онлайн, адаптируясь к новым способам зрительского восприятия, считывающего информацию с компьютеров, айпадов и в первую очередь с мобильных телефонов.

Лавинообразное распространение социальных сетей и стремительное улучшение качества съемок на смартфоны привело к тому, что ленты соцсетей переполнены селфи и фотографиями друзей и близких. Появляются новые стереотипы саморепрезентации и восприятия другого. Властителями умов становятся блогеры, формирующие стилистические тенденции, стремительно сменяющие друг друга. Фотографы-профессионалы не могут не учитывать этого, создавая собственный художественный язык и свою стилистику. Алексей Дунаев в своих работах улавливает эти импульсы, творчески перерабатывает их и одновременно опирается на классику жанра. 

Трансформация фотографии, в частности фотографии моды, отражает метаморфозы сегодняшнего социума. Современный человек значительную часть своей жизни проводит в онлайн-пространстве. Для кого-то этот цифровой мир, увы, становится даже более реальным, чем сама жизнь. В онлайн реальности ники и аватары, в том числе созданные с помощью искусственного интеллекта, позволяют человеку становиться вымышленным персонажем: менять свой возраст, внешность, характер и социальную роль. Во многом благодаря фотографиям и видео в соцсетях стираются границы между частным, приватным и публичным пространством, размываются и поведенческие нормы. Реальная, быстро меняющаяся жизнь требует от человека готовности к смене работы, места проживания, круга общения, способности постоянно учиться, умения переучиваться и существовать одновременно в нескольких социальных ролях. Современная мода реагирует на вызовы времени. Исчезает грань между высокой модой и массовым ритейлом, между официальным дресс-кодом и стилем casual.

Алексей Дунаев становится голосом нового поколения, живущего в условиях постоянных перемен и ищущего свою самоидентификацию: поколенческую и индивидуальную. Фотограф не навязывает своим героям жесткие рамки уже существующих ролевых моделей, он чутко и тонко фиксирует сам процесс поиска идентичности. Его работы отражают те изменения, которые сегодня претерпевает фэшн-фотография как жанр.

В рамах выставки «Мудборд» Алексея Дунаева Мультимедиа Арт Музей, Москва организует открытый конкурс на лучшую фэшн-фотографию, снятую в фотостудии, расположенной в пространстве выставки. Каждый посетитель может попробовать себя в качестве фотографа моды и снять на фотофоне своих друзей или других посетителей, ведь музей — в том числе место интересных встреч. Снимать можно на профессиональную или любительскую камеру, а также на мобильный телефон.

Выставка Алексея Дунаева «Мудборд» в МАММ реализована при поддержке Фонда Still Art в рамках основанной Фондом в 2021 году Грантовой программы по современной фэшн-фотографии в России. Алексей Дунаев был удостоен главного приза, который, помимо выставочного проекта в музее, включает издание книги с широкой ретроспективой работ автора. 

Елена Карисалова и Алексей Дунаев Елена Карисалова и Алексей Дунаев

«Наш совместный творческий путь с Мультимедиа Арт Музеем — насыщенный и многогранный, — рассказала Елена Карисалова, основатель Фонда Still Art и идейный вдохновитель Грантовой программы. — За плодотворные 5 лет партнерства в стенах музея были воплощены в жизнь разноплановые экспозиции, и в том числе именно здесь состоялась первая выставка Грантовой программы Фонда. Именно в этих стенах в 2021 году было объявлено о запуске Гранта для молодых фэшн-фотографов, а следом, в 2022 году, презентовали в МАММ персональный выставочный проект и книгу победителя первого грантового года — Дмитрия Булина. И вот сегодня, в год пятилетия Фонда, мы вступаем в новый этап стратегического сотрудничества с музеем и представляем выставочный проект и альбом победителя третьего грантового года — Алексея Дунаева. Работая над выставкой и книгой, молодой фотограф проходит уникальный опыт взаимодействия с кураторами и редакторами, дающий толчок к развитию и рождающий новые творческие идеи. Так, у Алексея Дунаева сложились два новых авторских проекта — Московская и Парижская серии, которые можно увидеть как в экспозиции, так и на страницах альбома. Эти серии демонстрируют не только высокую профессиональную квалификацию Алексея, но и раскрывают его авторское видение современной фэшн-фотографии, которое, я уверена, никого не оставит равнодушным».