Олег Табаков, Владимир Познер и другие звезды на открытии фестиваля искусств «Черешневый лес»
15 апреля московский театр «Современник» отметил свое шестидесятилетие появлением на свет нового спектакля «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…». Премьера спектакля состоялась в рамках XVI Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
Уже много лет Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» связывает творческая и человеческая дружба с московским театром «Современник» и лично с его художественным руководителем, народной артисткой СССР Галиной Волчек, одним из идейных вдохновителей фестиваля, членом попечительского совета, лауреатом премии Олега Янковского. В этом году фестиваль «Черешневый лес» вместе с театром «Современник» отмечает его 60-летие.
Галина Борисовна Волчек, художественный руководитель московского театра «Современник», народная артистка СССР:
— Юбилей — это определенное празднество. Юбилеев у нас никогда не было. Когда нам было 50 лет, мы отмечали так, как мне казалось органично для нашего театра, — на улице, около нашего родного дома с 1970 года на Чистых прудах, с нашими зрителями, людьми, которые с нами прошли этот нелегкий путь, с детьми и внуками тех, кто стоял в наших очередях в театр.
Юбилей «в бархатных креслах» — это не наше. И я очень рада, что 60-летний юбилей мы отмечаем премьерой, причем молодой премьерой, где занята наша молодежь. Не потому, что я недостаточно люблю или недостаточно верю в тех, кто прошел этот путь от начала и до сегодняшнего дня. Это замечательные люди, все, кто прославил «Современник», — В. Гафт, М. Неелова, Л. Ахеджакова. Но это молодая труппа, которую мы сумели вырастить, и воспитать, и вывести на сцену всю разом. Не то что каждый из них в какой-то спектакль входил уже давно, и кто-то раньше, кто-то позже начал играть на сцене «Современника». Они вышли все разом — вот такая эта премьера. Мне кажется, что это очень интересная, глубокая пьеса Анны Батуриной, ученицы Николая Коляды, которого я тоже люблю как драматурга, и когда-то мы его ставили, и не один раз. И режиссер Маша Брусникина, которая уже стала известной и поставила много спектаклей не только в своем родном МХТ, но и в других театрах, очень органично для нашего театра решила эту премьеру сделать.
То, что это происходит в рамках «Черешневого леса», для нас значительно и естественно, потому что это не просто наши друзья, это наши соратники, это люди, которые уже десятилетие идут с нами рядом и помогают нам.
В основе спектакля «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» — пронзительная история любви, сочиненная драматургом из Екатеринбурга Анной Батуриной. Вместе с молодыми артистами театра ее сценическое воплощение придумали режиссер Марина Брусникина и сценограф Николай Симонов.
И хотя история любви сержантов Марии Небылицы и Матвея Кравчука началась на войне, войны как таковой в этой истории нет. Война — в прошлом. Счастливые, что выжили, задыхающиеся от любви, молодые, переполненные энергией, они вернулись из ада. Казалось, впереди только хорошее, только свет, но всё повернулось иначе. Совсем не так, как мечталось. И вовсе не потому, что «быт заел» или властям не угодили. Страсти, мощные разрушительные чувства, послевкусие от которых и горькое, и сладкое одновременно. Может быть, их стоило укротить?.. И тем самым погубить любовь, которая для этих двоих без страстей и не существует?
Анна Батурина, драматург:
— В первую очередь я писала не о войне, а о человеческих отношениях, о мечте, о любви. Образ главной героини родился из воспоминаний о моей учительнице танцев. Второй прототип я взяла из рассказов своей свекрови. У нее в детстве в танцевальной школе тоже была педагог-фронтовичка. Преподавала она отвратительно и постоянно лупила учениц. Война в пьесе не главное. Важно оставаться человеком, мечтать и любить, несмотря на те обстоятельства, которые случаются в жизни. Это не зависит ни от войны, ни от мирного времени.
Марина Брусникина, режиссер спектакля:
— Пьеса абсолютно совершенна с точки зрения драматургии, с точки зрения тем, которые там затрагиваются, с точки зрения характеров, внутренней свободы и того, что это взгляд молодого человека, — я сейчас как раз увлекаюсь именно современной драматургией. Здесь совсем нет исторического подхода, это всё уже легенды, которые мы знаем и видели. Но Анна так лихо, талантливо и музыкально это написала, что я прочитала пьесу взахлеб. Основная тема: несмотря ни на что, мы всегда надеемся. Это черта характера, которая присуща всем, особенно нашему народу, который всегда проходит через какие-то сильные испытания. В русском характере есть такая черта: он всегда всё преодолеет и всегда будет верить во что-то светлое и лучшее.
В юбилейный вечер в театре «Современник» собралась замечательная компания: Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Денис Евстигнеев, Марина Зудина, Иосиф Кобзон, Владимир Познер, Ирина Антонова, Леонид Рошаль, Сергей Капков, Юрий Башмет, Лариса Рубальская, Вадим Абдрашитов, Владислав Флярковский, Андрей Шаронов, Владимир Кожин, Андрей Колесников, Виктор Лошак, Борис Берман, Ильдар Жандарев, Михаил Барщевский, Вячеслав Зайцев, Владимир Андреев, Дмитрий Якушкин, Сергей Шакуров, Андрей Малахов, Гарик Сукачев, Екатерина и Александр Стриженовы, Екатерина Андреева, Иван Скобрев, Сати Казанова, Алёна Свиридова, Иосиф Пригожин с Валерией, Дарья Поверенова, Ольга Захарова, Наталья Синдеева, Стас Намин, Гедиминас Таранда и другие. Галина Борисовна Волчек вместе с Олегом Павловичем Табаковым смотрели спектакль из директорской ложи.
Спектакль завершился долго не смолкавшими аплодисментами, а после артисты, вышедшие на поклоны, объявили всем зрителям, что 15 апреля 1956 года был сыгран первый спектакль театра «Современник», символично называющийся «Вечно живые», по пьесе Виктора Розова. И попросили каждого присутствующего в зале поприветствовать Галину Борисовну Волчек, без которой театр не смог бы пройти этот непростой путь длиною в шестьдесят лет. Зал вновь разразился овациями.
В конце вечера Михаил Куснирович и Сергей Гармаш вынесли на сцену огромный именинный торт с надписью «Московский театр «Современник» — 60». По окончании праздника все зрители и друзья театра смогли попробовать сладкий подарок от фестиваля «Черешневый лес» в фойе.
Владимир Познер:
— Отношение к военной тематике спектакля зависит от возраста: если тебе 20 или 30 лет, ты ничего не знаешь о войне, ты этого не испытал, поэтому тема неважна. А если ты имел к войне отношение, как Галина Борисовна, Олег Павлович, я, любое напоминание об этом, конечно, играет роль. Это не что-то проходное, как ружье на стене, которое то ли выстрелит, то ли нет. Оно не может не выстрелить, и это окрашивает — хочет этого автор или нет — действо определенным образом. Спектакль получился очень человеческий, он очень сильно воздействует эмоционально. Это свойство настоящего искусства. Недаром римляне говорили «vita brevis, ars longa» — жизнь коротка, искусство вечно.
Сергей Капков:
— Я считаю, что сегодняшний спектакль — 100%-ное попадание в атмосферу «Современника». Это просто стиль Галины Борисовны Волчек. Это то, что она хотела показать, что хотел увидеть зритель этого театра. Это спектакль для поколения других — молодых людей, которые не видели тот «Современник», который знают мои родители, и что-то я застал. Но он очень в духе этого театра: разговор вне времени о чем-то великом и понятном. Это очень ответственно было для фестиваля «Черешневый лес»: это чужая площадка, это юбилей «Современника», это спектакль открытия. Я думаю, что фестиваль уже удался — начало очень сильное.
Леонид Рошаль:
— «Черешневый лес» в комментариях не нуждается. Это событие со своим лицом, со своим влиянием, со своим запахом. Мы все его любим и рады, что год от года он продолжает цвести.
Валерия:
— Независимо от времени и обстоятельств, отношения между людьми были всегда. Когда что-то происходит в будничных условиях — это одно, а когда это случается на фоне того, что люди пережили во время войны, чувства обостряются, эмоции и переживания становятся выпуклыми. Актерам удается это передать блистательно. Маша, главная героиня, — сильная, волевая, это человек, который много пережил, она верная, добрая за внешней жесткостью. Одним словом, настоящая.
Я считаю, что Михаил Куснирович — гениальный человек. Спасибо ему за то, с какой любовью, оригинально и с изюминкой, он организует все свои мероприятия, спектакли и концерты. Он сам — очень творческий человек и умеет передать эту любовь к искусству. Кроме того, «Черешневый лес» — это знак качества. Мне очень приятно, что и мой сын Арсений выступал в рамках «Черешневого леса».