Владимир Познер, Рома Зверь, Ольга Сутулова и другие гости открытия выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в Манеже

Масштабный проект приурочен к 60-летию со дня рождения Цоя, который будет отмечаться 21 июня 2022 года.

Рома Зверь

Экспозиция растянулась на 11 залов и охватывает все сферы жизни легендарного музыканта, помогает проследить его путь от кочегара до кумира миллионов. Рассмотреть картины, написанные Цоем, черновики его песен, фотографии, важные документы и многое другое пришли Владимир Познер, Надежда Соловьева, Михаил Зыгарь, Рома Зверь, Юрий Быков, Марианна Максимовская, Елизавета Пескова, Игорь Матвиенко, Ольга Сутулова, Софья Лебедева, Алёна Михайлова, Александр Кушнир и многие другие.

Владимир Познер и Надежда Соловьёва
Елизавета Пескова
Ольга Сутулова
Мария Шалаева
Александр Кушнир
Игорь Шулинский
Алёна Михайлова
Артём Королёв
Юрий Быков
Софья Лебедева
Игорь Мишин
Игорь Матвиенко
Александр Кармаев (Planet9) и международный продюсер Александр Гарез

Гости охотно делились впечатлениями от посещения выставки, так, Владимир Познер отметил, что «выставка сделана очень хорошо, с большим вкусом, тактом». «Мне все очень понравилось и произвело довольно сильное впечатление, а для людей моего возраста и около это имеет особое значение, потому что мы жили в те годы… Выставка меня зацепила, и музыка, которая все время звучит в наушниках, и голос Цоя — это такое очень личное для меня переживание», — сказал Познер.

Подготовка к выставке длилась два с половиной года, в результате впервые за 30 лет со дня смерти Виктора Цоя был собран единый архив фото и видеоматериалов, каталог художественных работ, артефактов и личных вещей — всего более 300 экспонатов. Среди них — банка супа Campbells, подаренная Цою Энди Уорхолом, контракт группы «Кино» с Юрием Айзеншписом, шуба из чернобурки и енота, подаренная Цоем своей жене Наталье Разлоговой и многое другое. Проект организован бюро Planet9, основанным Агнией Стерлиговой, автором нашумевших экспозиций «Эдвард Мунк» в Третьяковке, Рафаэля в Эрмитаже и других, при участии родных и близких Цоя — отца Роберта Максимовича и сына Александра Цоя, а также его ближайшего окружения, музыкантов, коллекционеров и фанатов.

Марианна Максимовская

«Выставка абсолютно великолепная, я под таким впечатлением была много лет назад, когда смотрела выставку «Revolution: Russian Art 1917-1932»  в The Royal Academy of Arts в Лондоне, но она была про наш 17-й и последующие тектонические сдвиги, в том числе в искусстве. И я, наверное, второй раз под таким необычайным эмоциональным и психологическим впечатлением от выставки. Также важна мультимедийность, интерактив — у тебя несколько уровней восприятия, то, что ты слышишь в наушниках и видишь… Ну и кроме того, Цой — это моя юность, тут такой ностальгический момент. Удивительно точно найдены слова, очень емкие. Это выставка универсальная, для разных людей, очень четко, емко описывающая феномен Цоя, то время, которое перекликается с сегодняшним днем. Экспозиция дает понимание многого из того, что мы имеем сейчас, почему все случилось так, а не иначе. Мои большие рекомендации для всех, приходите, смотрите и слушайте», —прокомментировала журналистка и телеведущая Марианна Максимовская.

Михаил Зыгарь

«Это одна из лучших выставок в Москве, на которых я был. Хорошо продумана, современная, разнообразная и умная. Я пишу книгу про распад советского союза, изучаю эту эпоху, и Цой — один из главных героев того времени, я много про него читаю и многое знаю, и мне нравится, как здесь подобрана информация и как умно рассказа эта история с точки зрения сторителлинга. Для выставок это редкость, кураторы обычно не задумываются над тем, чтобы выставка была как спектакль, как фильм, который проигрывается в голове у зрителя — а тут ощущение хорошего театр», — поделился впечатлениями журналист и писатель Михаил Зыгарь.

Рома Зверь

Музыкант Рома Зверь отметил, что ему очень понравилась Марина Смирнова на выставке (близкая подруга Цоя, исполнительница главной роли в фильме «Игла» — ред.): «Я видел ее на плакате на выставке, где она лежит в фильме «Игла», и вот сейчас, как она танцует, это шикарно!». Также Зверь отметил дизайн экспозиции и архитектурное решение, но вот в зале «Камчатка» ему не хватает настоящего угля: «Угля в стране что ли нет?», — сказал музыкант.

Выставка предполагает совмещение индивидуального, синхронизированного с видеорядом, аудио-сопровождения и геопозиции зрителя в пространстве Манежа. Каждому посетителю на входе будут выдаваться специальное индивидуальное аудиооборудование.