Берлинский кинофестиваль раздал награды

Legion-Media

Фестиваль завершился победой иранского режиссера, которому нельзя снимать кино. И правда, иранец Джафар Панахи был арестован в 2010 году за антиправительственную деятельность. С тех пор его не выпускают из страны и даже запрещают снимать кино. Впрочем, считает режиссер, творить ему ничто не помешает.

«Такси», получивший в Берлине «Золотого медведя», — третья картина иранца, созданная под запретом. Предыдущая работа Панахи, снятая в документальном ключе и показывающая один день из жизни режиссера, символично называлась «Это не кино» и была вывезена за пределы Ирана на флешке, спрятанной в куске пирога. Новый фильм снят в автомобиле, в роли таксиста — сам режиссер, а каждый его пассажир — история. Как Панахи умудряется это делать при всех ограничениях и отсутствии бюджета, не очень понятно: видимо, в фильме, возникающем ниоткуда, и заключена та самая магия кино. Репрессированного режиссера активно поддерживает мировое киносообщество. В связи с чем многие считают награждение Панахи политическим жестом. Но киноведы не согласны, уверяя, что «Такси» — это прежде всего чудесный фильм.

Были в Берлине и другие лауреаты. «Серебряного медведя» получил Пабло Ларраин, ранее показывающий в своих фильмах раны чилийского общества, нанесенные правлением хунты Пиночета, а теперь нанесший удар по католической церкви. Герои его «Клуба» — священнослужители, совершившие различные преступления и живущие изгоями на берегу моря...

Лучшим сценаристом был признан Патрисио Гусман (фильм «Перламутровая пуговица»), так что можно сказать, что чилийское кино переживает не худшие времена. Приз за лучшую режиссуру разделили румын Раду Жуде с фильмом «Браво!» и полька Малгожата Шумовска («Тело»). А премию Альфреда Бауэра, которую вручают за «новые пути в киноискусстве», — гватемалец Хайро Бустаманте за картину «Вулкан Иксканул» и операторы российского участника конкурса — драмы Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» Евгений Привин и Сергей Михальчук — россиянин и украинец, что в контексте времени немаловажно.

Было вручено и много других призов. Так, например, директор фестиваля Дитер Косслик отдал «Камеру Берлинале» за вклад в искусство российскому киноведу Науму Клейману, создателю Музея кино и его многолетнему директору, снятому с должности. Сам музей сейчас находится без помещения, хотя ведутся разговоры о его размещении в одном из павильонов ВДНХ. В любом случае награда Клейману — дополнительная поддержка для заведения, за существование которого давно ратуют отечественные кинематографисты.

Были в Берлине и картины, оставшиеся без приза, но не без резонанса. Речь идет о фильме Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато», повествующем о поездке советского киномэтра в Мексику и его отношениях с переводчиком Паломино Каньедо. При всей спорности картины критики называют ее едва ли не самой зрительской в творчестве Гринуэя. Много разговоров было и вокруг прошедшей в рамках фестиваля премьеры фильма «Пятьдесят оттенков серого»: съехались звезды, собрались коллекционеры автографов и селфи со звездами. Правда, нашлись и те, кто экранизацией популярного романа был не сильно впечатлен. Вот, скажем, кинокритики вспоминали показанные когда-то в рамках Берлинале «Империю чувств» Нагисы Осимы и «Интим» Патриса Шеро, тем самым намекая на то, что они здесь и не такое видали.

Луис Альберти, Питер Гринуэй и Элмер Бэк