Кальмар под шубой: топ-7 сериалов для новогодних праздников

Долгие новогодние каникулы — отличное время для просмотра культовых сериалов.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021)

Киноэксперт, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева рекомендует семь топовых сериальных хитов, которые станут для вас такими же неотъемлемыми атрибутами праздника, как оливье и селедка под шубой. 
 

Мария Лемешева Мария Лемешева

«Игра в кальмара» (1 сезон, 9 эпизодов)

Причины популярности сериала нужно искать в нулевых, когда на Каннском фестивале прогремел корейский триллер «Олдбой» с шокирующим сюжетом и экзотической для Европы и Америки системой ценностей. Авторы «Игры в кальмара» продолжили жанровые традиции культового фильма, сделав свое детище более зрительским и в хорошем смысле попсовым. 

Один из самых успешных сериалов в истории Netflix подкупает зрителя близкими ему темами бедности, алкоголизма и жажды денег. Его создатель Хван Дон Хёк нередко признавался, что во время разработки проекта влез в долги, как и его главный герой. По словам режиссера, представленная жестокая игра — это образная модель современного капиталистического общества, а многих персонажей он не придумал, а просто списал с неудачников, которых встречал в жизни. 

«Кальмар» напоминает притягивающее все ваше внимание смертельно опасное телешоу или спортивную трансляцию, где проигравший погибает. Каждая серия начинена впечатляющим аудиовизуальным рядом с запоминающимися костюмами и звуковыми эффектами, как будто из компьютерных игр. 

Мерч «Игры в кальмара» стал настолько культовым, что даже те, кто не видел сериал, стали скупать маски, одежду и обувь. Дошло до абсурда: самые дешевые и ранее не популярные среди покупателей слипоны фирмы Vans смели с прилавков по всему миру, из-за чего компании пришлось спешно штамповать новую партию. 

«Бумажный дом» (5 сезонов, 41 серия)

В новогодние каникулы 2022-го особенно увлекательно вспомнить о самом громком доковидном масштабном кризисе, поразившем мировую экономику в 2007‒2008 годах. Авторы испанского сериала «Бумажный дом» представили то смутное время в виде криминальной черной комедии, даже скорее подробной экранизации крупных ограблений с участием красивых отчаянных женщин. Более того, эта история рассказана от лица одной из героинь. Местами сериал покажется вам мыльной оперой с переизбытком чувств и душевными терзаниями. Герои сериала организуют ограбления века, чтобы самостоятельно исправить ошибки порочной капиталистической системы, обрекшей общество на финансовый кризис, а в итоге оказываются в эпицентре любовных страстей. 

До выхода «Игры в кальмара» «Бумажный дом» обладал титулом самого популярного неанглоязычного сериала онлайн-кинотеатра Netflix. По некоторым прогнозам, вышедший этой осенью пятый сезон должен вернуть испанскому проекту лидирующие позиции. При этом забавно, что права на адаптацию «Бумажного дома» приобрели именно корейцы, которые хотят привнести в эту историю свой национальный колорит.

«И просто так» (1 сезон, 10 эпизодов)

Представьте, что вы 11 лет не видели ваших хороших подруг, не общались с ними, не следили за их соцсетями. И вдруг — прорвало! Теперь вы знаете о них все: работа, отдых, личная жизнь, убеждения по тому или иному вопросу, любимое и ненавистное, проблемы, страхи и, что самое важное, их взаимодействие с веяниями новой эпохи. Первое чувство, которое у вас возникнет, — умиление, второе – ностальгия по былым временам, а третье — устойчивое ощущение того, что мир изменился, а подруги — нет, ведь у Кэрри Брэдшоу даже осталась привычка ловить нью-йоркское такси рукой.

Я позволю себе сравнить сиквел «Секса в большом городе» с фильмом Дэнни Бойла «На игле-2», где герои первой части встречаются спустя 20 лет и проживают жизнь со всеми проблемами, комплексами и глупостями среднего возраста, но уже без наркотиков. Кэрри, Миранда и Шарлотта в возрасте 50+ сталкиваются с настоящей, реальной жизнью в мегаполисе, как она есть, но только уже без секса. Они стареют, размышляют о смерти, о том, что сделали в этой жизни, и пытаются принять стремительно поменявшийся мир. 

Героини «Секса в большом городе» всегда были для аудитории сериала не персонажами, а просто подружками. Поэтому, даже если вам покажется, что в сиквеле они ведут себя так, будто прилетели в наше время из нулевых, утешьте себя мыслью, что старый друг лучше новых двух.

«Беспринципные» (2 сезона, 16 эпизодов)

При просмотре двух сезонов этого российского сериала вы почувствуете себя не за новогодним столом, а в лесу у костра, где вам рассказывают байки о жизни Патриков, который, по субъективному мнению главного героя Славика Не ври (нецензурное прозвище изменено), является самым престижным и элитным районом столицы. Роль Славика исполняет Павел Деревянко, который мастерски превратил своего персонажа в настолько обаятельного вруна, что даже его постоянные циничные измены жене кажутся безобидными и элегантными аферами в духе Остапа Бендера. На все эти неприличные истории, в которые попадают беспринципные обитатели Патриков благодаря своей природной неспособности говорить правду, можно смотреть бесконечно, потому что каждый раз зритель будет задавать себе недоуменный вопрос: «А что, так можно было?» 

Оба сезона зайдут залпом, потому что по своей сути «Беспринципные» — это телевизионное скетч-шоу а-ля «Наша Russia» или «Даешь молодежь!» с той лишь поправкой, что мы следим за приключениями представителей только одной социально-экономической группы. Это водевиль или оперетта без песен и танцев о современной Москве, то есть вечный развлекательный жанр для любой эпохи, в котором пороки до такой степени смешны, что не хочется обсуждать их моральную сторону. 

Говорят, что изначально сценарий главного советского хита о супружеской измене «Осенний марафон» назывался «Горестная жизнь плута», а сериал «Беспринципные» справедливо было бы окрестить «Радостная жизнь плутов», причем где-то внутри возникает желание, чтобы эта жизнь не кончалась.

«Пришельцы из прошлого» (2 сезона, 12 эпизодов)

В январские праздники не обойтись без скандинавского сериала, особенно если действие происходит в Норвегии — стране, где живут самые счастливые люди в мире. Но когда их беспечную жизнь нарушают незваные гости, это становится уморительным зрелищем. «Пришельцы из прошлого» необходимо посмотреть потому, что авторы сериала сняли умную сатиру на европейский миграционный кризис, подойдя к этой скользкой теме с учебником истории под мышкой. 

Теперь жители Осло делят город с первобытными обитателями Скандинавии, викингами и аристократами XVIII‒XIX веков. И становится понятно, как это — делить город со своими соотечественниками из прошлого, которые привыкли жить по своим законам. От нудной сатиры на то, что современные европейцы тоже могут быть неполиткорректными, сериал спасают жанровые нотки детектива и криминальной комедии. Авторы как будто предлагают благополучной Европе посмотреть на себя же самих со стороны, только сделать это из тьмы веков. Но при этом главными интригами сериала остаются два привлекательных для досужего зрителя вопроса: кто преступник и что опять выкинет пришелец?

Исторические мигранты в Осло сродни «Крокодилу Данди» в Нью-Йорке: чужак обменивается с новым для себя миром взаимными удивлениями, недоумениями и конфликтами. Но, как и Данди, пришелец в норвежском сериале предстает гражданином со всеми правами, а не «понаехавшим» второго сорта. Такая риторика делает проект милым, добрым и позитивным, в котором счастье, как и в старом советском фильме, — это когда тебя понимают.

«Леонардо» (1 сезон, 8 эпизодов)

Скандальный итальянский сериал-байопик, разделивший зрителей на два враждующих лагеря, на поверку оказался пронзительной любовной мелодрамой. Авторы намеренно переписали историю жизни Леонардо да Винчи и решили сделать из него романтического героя с тонкой душевной организацией, чтобы адаптировать кинопродукт под современную аудиторию, для которой смотрибельность важнее фактических ошибок. 

На создателей сериала обиделся мэр Винчи, родного города Леонардо, за то, что малая родина мастера не фигурирует ни в одной из серий. Итальянские ученые с упреком заявили, что жизнь Леонардо была полна ярках событий, достойных экрана, и упрекнули авторов за то, что они приписали великому художнику увлечения оккультными обрядами. Кроме того, по их мнению, герой сериала — не гений, а завистник и неудачник, не способный найти свое место в жизни и искусстве. 

Релиз взорвал книжный рынок Италии: продажи книг, посвященных Леонардо, подскочили более чем в два раза по всей стране, причем не только биографии, но и дорогостоящие иллюстрированные альбомы.

«Ведьмак» (2 сезона, 16 эпизодов)

Экранизация фэнтези-романов польского писателя Анджея Сапковского долгое время находилась в тени серии одноименных компьютерных игр, которая была обласкана критиками и возведена геймерами в статус культовой. Сериал Netflix, особенно его второй сезон, вышедший на платформе в декабре 2021 года, придется по вкусу даже тем, кто вообще равнодушен к играм. 

Успех «Ведьмака» созвучен с триумфальными кассовыми сборами в прокате российского сказочного блокбастера «Последний богатырь: Корень зла». Славянское фэнтези, теснимое на медиарынке франшизами Толкина, теперь находится в тренде. Баба-яга, Леший, кикиморы оказались для мира не менее интересными, чем хоббиты из «Властелина колец» и драконы из «Игры престолов». А исполнитель главной роли Генри Кавилл, по многим опросам, оказался харизматичнее, чем Виго Мортенсен из трилогии о кольцах, и тоже попал на картинки-мемы. 

Первый сезон «Ведьмака» установил внутренний рекорд платформы Netflix, набрав самое большое число просмотров за первый месяц — 76 млн. Свежевыпущенный второй сезон теперь всерьез конкурирует с самым популярным сериалом платформы — «Игра в кальмара» — и, вполне возможно, обойдет его по какому-нибудь статистическому показателю.