Под номером пять

Татьяна Рогаченко, признанный эксперт в вопросах красоты, рассказывает об удивительном аромате, легенде XX столетия, — парфюме Chanel № 5. В 2011 году шедевру исполняется 90 лет, и у нас появился прекрасный повод еще раз рассказать об этом ольфакторном чуде и вспомнить историю его создания...  

Getty/Fotobank
Аромат — это отражение нашего я или l’air du temps, в котором мы живем. Какие-то мы выбираем утром, какие-то на вечер, какие-то для опьянения, соблазнения, какие-то для специальных моментов, когда хотим, чтобы нас запомнили по запаху. Каждый момент имеет свой запах. И каждая женщина имеет свой запах.

Она, в черном платье, входит в зал. Все внимание обращено на нее. Случайная встреча, случайное знакомство… Коко Шанель и Игорь Стравинский. Именно во время их черно-белого романа, описанного в произведении Криса Гринхолфа «Вилла «Бель Респиро», родилась еще одна легенда Великой Мадемуазель. Пусть эта любовь не имела классического хеппи-энда, но кто знает, что лучше — прожить жизнь в объятиях стареющего композитора или войти в историю с двумя шедеврами — Chanel № 5 и «Весна священная»?

Проходят дни, месяцы, годы. Всё меняется, всё, кроме духов Chanel № 5. В этом году исполняется 90 лет с момента создания самого продаваемого аромата в мире. 90 лет загадки, которую так никто и не разгадал, как и не дал объяснения многому из того, что создавала эта хрупкая на вид женщина.

«Женщина, не пользующаяся духами, не имеет будущего», — говорила Великая Мадемуазель. И она решила создать духи, которые женщины будут носить как платья. Она решила подарить женщинам, последовавшим ее примеру (отказавшимся от корсетов и отрезавшим волосы), новый аксессуар, который всегда будет с ними и который будет делать их узнаваемыми. Она решила подарить им свои духи, причем имени себя, нарушив тем самым еще один закон того времени, когда духи имели свои имена, а создатели моды — свои. Шанель решила объединить их в одном флаконе, дизайн которого принадлежит ей.

«Я хочу создать духи, которые подошли бы современной женщине и отличались от всего, что есть на рынке. В них должен быть характер. Я не хочу духи с запахом розы, ландыша. Я хочу создать духи с запахом женщины». И Эрнест Бо, русский парфюмер, работавший ранее для царского двора, в точности выполнил ее заказ, представив первые альдегидные духи в мире. Это было очень в стиле Шанель — соединить альдегиды с бергамотом и лимоном, нероли и жасмином, розой и ландышем, что делало духи очень необычными. Бо представил Мадемуазель несколько образцов под названиями № 1–5 и 20–24. «Я представляю коллекцию платьев 5 мая, в пятый месяц года. Давайте назовем их № 5», — сказала Шанель, выбирая пятый номер. И он знал, что это число принесет ей удачу, но и предположить не мог, что № 5 станут легендой и войдут в историю, так же как и он — их создатель.

В 1954 году один из журналистов спросил Мэрилин Монро: «Что вы надеваете, когда идете спать?» «Несколько капель Chanel № 5», — ответила она.

«Chanel № 5 — одно из удовольствий быть женщиной», — скажет позднее Катрин Денев, поведав о том, что в особенные моменты она наносит духи под коленки, чтобы раствориться в запахе и опьянять с первой минуты встречи.

«Ты ненавидишь меня? — спрашивает своего мужчину загадочная Кароль Буке, держа за спиной свое тайное оружие в этот вечер — Chanel № 5. — Скажи, что это не так, иначе я умру. Умру от любви…»

Я не сразу открыла для себя очарование этих духов. Я помню свое недоумение при первом знакомстве c ними и флакон, остававшийся нетронутым долгие годы. Я пришла к нему гораздо позднее: взяв однажды в руки и нанеся каплю на запястье перед тем, как пойти в постель. Запах, острый и неожиданно режущий вначале, раскрылся минут через пятнадцать, обнажив теплую, припудренную душу. Ни на что не похожие горьковатые альдегиды, ускользающая пудра, жасминная сухость и холодок ландыша... И — воспоминания. Этот аромат заставляет вспоминать и мечтать. Это больше чем духи. Это — запах женщины.