Отцы и дети
Компания Puig, в составе которой четыре модных дома и три десятка парфюмерно-косметических брендов, отмечает свой столетний юбилей. Ею до сих пор управляют люди, носящие фамилию отца-основателя. Как создать успешный семейный бизнес, разбиралась постоянный автор ОК!, совладелица клиники эстетической медицины «Время красоты» Яна Лапутина
Все началось с небольшой компании, которую Антонио Пуч основал в Барселоне в 1912 году вместе со своим партнером. Они занимались поставкой разных безделушек из Лондона. Через некоторое время партнер вместе с секретаршей сбежал в Америку, а немецкий корабль, перевозивший огромную партию продукции, затонул, оставив Антонио полным банкротом. На этом месте история компании вполне могла бы оборваться, но череда неудач не сломила бизнесмена, и уже через два года он создал собственную компанию, основным направлением которой стала парфюмерия.
«Истинный продавец — это боец, который при падении обязательно снова поднимается на ноги», — много позже говорил Антонио Пуч. Сам он поднимался не зря! В 1922-м Пуч выпустил первую испанскую помаду — Milady (до этого вся помада привозилась из Парижа), а в 1940-м на свет появился продукт, с которого началась парфюмерная история Puig, — аромат Agua Lavanda. Любопытно, что своим появлением он обязан военным действиям и невозможности импортировать парфюмерию и ингредиенты для ее изготовления из других европейских стран. Именно поэтому Антонио сосредоточился на растениях, произраставших в родной Испании, и упаковке, которая должна была отражать средиземноморский характер аромата и отличаться от своих французских собратьев. С последним ему помог дизайнер Андре Рикардо, с которым Антонио познакомился в 1962 году. Для Agua Lavanda Рикардо создал классический зеленый флакон в форме балеарской бутылки. «Колба», дизайн которой не раз удостаивался главных призов, стала символом новой испанской эстетики в парфюмерном мире. По слухам, Фрэнк Синатра предпочитал этот запах
всем остальным!
Добившись уважения, признания и коммерческого успеха, Антонио решил передать бизнес в руки своих сыновей. Подобный шаг некоторые считали разрушительным для бизнеса, но господин Пуч говорил: «Вместе они будут гораздо сильнее меня одного». Наследники решили разделить обязанности: Антонио занимался творческим направлением в компании, Мариано отвечал за финансы, Энрике — за связи с общественностью, а Хосе Мария — за диверсификацию. Тогда же братья сформулировали и основные цели развития семейного бизнеса: создание профессиональной команды, выпуск новых продуктов, выход на международный рынок.
Не откладывая задуманное в долгий ящик, братья уже в 1968 году выпускают новый аромат — Agua Brava, ставший не менее популярным, чем Agua Lavanda, и заключают контракт с молодым французским дизайнером Пако Рабанном на производство первого совместного аромата Calandre. Сам дизайнер, вспоминая начало их сотрудничества, говорит: «Благодаря семье Пуч я понял, что аромат должен нравиться нескольким поколениям. Коллекция одежды актуальна в течение полугода, а аромат — в течение сорока лет». В 1973 году, после выхода еще одного, не менее удачного Paco Rabanne — Pour Homme — братья Пуч осознали, что они могут выпускать продукцию не только под своим именем, но и в коллаборации с известными личностями.
В начале 70-х Антонио и Мариано добились третьей из поставленных целей: вышли на международный рынок. Подписав соглашение с Max Factor, Puig в течение пятнадцати лет является единственным поставщиком их продукции на испанский рынок, а кое-что начинает производить самостоятельно, по лицензии. В 80-х заключается контракт на дистрибуцию парфюмерной продукции модного дома Nina Ricci, а в 1988 году к компании присоединяется венесуэльский дизайнер Каролина Эррера, доверившая семье Пуч производство ароматов под своим именем.
Финансовые аналитики отмечают, что под руководством наследников Антонио Пуча у компании сформировался новый и успешный вектор развития. Но во главе с Марком Пучем, представителем третьего поколения семьи, компания как будто «началась заново», удвоив прибыль и захватив еще больший сегмент мирового рынка. С 2002 по 2010 год Puig занималась тем, что выкупала лицензии на производство ароматов Comme des Garçons, Prada и Valentino. А с Антонио Бандерасом ее связывают шестнадцать лет удачного «парфюмерного» сотрудничества.
Историю успешных проектов можно было бы продолжать бесконечно. Судите сами: ежегодно Puig выпускает более сорока новых ароматов, а с ними еще около ста сопровождающих продуктов. Кто-то скажет, что компания погналась за массовым производством и не думает об индивидуальном подходе к потребителю, ставшем столь популярным в контексте нишевой парфюмерии. Однако годовой доход компании, равный 1миллиарду 499 миллионам евро с чистой прибылью в 176 миллионов евро заставляет считать ее опасным игроком на рынке. «Семейный бизнес имеет особую мотивацию, так как его участники создают нечто, чем будут пользоваться следующие поколения. Мы создаем наследие. И в этом наше самое большое конкурентное преимущество», — рассказывает Марк Пуч. Судя по всему, он знает, о чем говорит. Осталось только разгадать, как им удается договариваться с собственными родственниками, ведь об эти камни разбилась не одна лодка великих начинаний.