Как дать вторую жизнь любимым вещам? Всё об апсайклинге из первых уст

По выходным на телеканале «Суббота!» продолжается шоу «Богиня шопинга». Участницы проекта не только соревнуются за звание главной модницы страны, но и получают советы от фэшн-эксперта Даниила Грачёва.

Legion-Media

Апсайклинг стал настоящим трендом в 2020 году из-за пандемии Covid-19. Доставка вещей, тканей, фурнитуры по всему миру была сильно нарушена и необходимо было придумать новые способы шитья одежды — в том числе из подручных материалов. Сегодня, спустя два года, апсайклинг всё так же популярен?

Я бы хотел отметить, что этот тренд возник еще и в общем контексте разумного потребления. Люди пытаются отойти от консьюмеризма: потреблять стоит в новом, осознанном формате. Это глобальный социальный тренд, основанный на вопросах перепроизводства и экологии. Мы переходим от fast-fashion к slow-fashion. 

Но поставить пятно от кетчупа на рубашку или платье — это не апсайкл. Апсайклинг — это новый устойчивый подход, который основан на том, что из старого, бракованного, ненужного можно создать что-то новое, а не отправлять его на свалку.

Еще нужно понимать, что из-за пандемии осталось невероятное количество нераспроданной одежды. И это плюс к тем вещам, которые утилизируются ежегодно. Масштабы потрясают, поэтому проще и эффективнее не заказывать новое сырье, а из имеющегося создавать новые объекты.

Какие, на ваш взгляд, основные преимущества апсайклинга? 

Вы получаете уникальную вещь, которая существует в единственном экземпляре.
Конечно, это также экономия финансов, переосмысление подхода к одежде и вообще потреблению. Человек начинает задумываться не только о том, что он носит, а какие разделяет ценности.

Мы не выбираем бренд исключительно за привлекательность внешнего вида товара, сейчас важнее, что этот бренд вкладывает в товар, какую идею. Это важно для современного потребителя.

Плюс, безусловно, это позволяет уменьшить тот самый экологический след, а это важная повестка и, конечно, подход sustainable. Да и вообще это модно, а это существенный культурный критерий.

Кажется, что апсайклинг старых вещей — достаточно сложная задача. Что для этого нужно? Какие инструменты, материалы? А что делать, если не умеешь шить, например?

Здесь нет какого-то правильного ответа. На бытовом уровне это может быть что-то очень простое: например, сделать принт тай-дай сможет даже ребенок.

Или возьмите два худи, разрежьте их вдоль или же сделайте одну часть больше, одну меньше и сшейте их. Даже если они не совпадают идеально — в этом и будет фишка. Апсайклинг терпимее к каким-то «погрешностям» и непрофессионализму.

Можно взять нитки и вышить что-то: например, простой наивный символ — цветок или сердечко — крупными стежками, а потом выпустить концы нити, чтобы они были заметны, свисали. Можно добавить какие-то бусины.

Главное же, чтобы это было заметно и выглядело наивно, мило, забавно. Хэнд-мейд должен читаться, тренд должен читаться. Здесь речь не просто про одежду, поэтому нужно дерзать, но перестраховаться старым-добрым «один раз отмерь» тоже не будет лишним.

Придумать, как именно можно использовать вещи и как осуществить их переделку — достаточно непросто. По вашему мнению, нужно стараться придумывать обязательно что-либо свое или можно копировать ходы других брендов и дизайнеров? 

Конечно, если вы не дизайнер, то необязательно что-то придумывать. Вы можете подсмотреть какой-то элемент или технику и ее использовать. Только помните, что показ или съемка — это шоу, концентрация идей. Необязательно повторять это полностью, достаточно выделить какой-то фрагмент и приспособить к старой вещи.

Начинайте с чего-то малого. Можно обратиться к швее, если сами не можете сделать. От вас будет идея, а от нее — реализация.

Апсайклинг предполагает творческий подход с частичным сохранением исходной вещи, но и ее переделкой. Есть ли правило, насколько сильно должна быть переделана вещь?

Я не стал бы выводить какую-то математическую формулу. Может вы сохраните от платья только кружевной воротничок, который перенесете на спортивное худи, или просто сделаете два разреза. Здесь важнее расширить свой взгляд на вещь и дать ей новую жизнь.

Вы должны понимать, в чем ценность той вещи, которую хотите переделать. Вот это желательно сохранить, добавив только какие-то нюансы.

Это как готовить блюдо: специи важны, но нельзя с ними перестараться, иначе блюдо будет отвратительным.

Тем более, что существует ресайклинг, то есть полная переработка вещей. Для него необходим промышленный подход. Но вы не фабрика и не бренд, вы просто создаете что-то новое для себя. Важно, чтобы вы получили удовольствие от процесса и результата.

Говорят, что апсайклинг позволяет экономить — это реальная экономия финансовых средств или маркетинговый ход?

Почему же, если модель бизнеса выстроена верно, то это вполне может работать. Конечно, полностью индустрия не перешла в этот формат и просчитать точно довольно сложно, но это вопрос времени.

Такой подход к производству одежды дает ту самую добавочную стоимость бренду, которая важна потребителю. Для каких-то менее ответственных марок это может быть и маркетинговым ходом, но это не означает, что схема не будет работать при масштабировании и распространении. 

А вот в приватном использовании, конечно, помогает экономить. Естественно, если речь не идет о том, что вы купили три ведра бриллиантов, чтобы оживить старый худи.

Помогает ли апсайклинг посмотреть по-другому на потребление — сократить его, покупая меньше вещей? Ваш опыт. 

Конечно, помогает, но мы должны понимать, что любой сильный и заметный тренд не рождается без запроса общества, даже если этот запрос не артикулирован в полной мере.

Этот тренд должен наложиться на определенную базу. Многие из нас уже «наелись» вещами. Их стало столько, что в какой-то момент кажется, что сотые джинсы или сорочка уже не нужны. Более того, срок жизни вещей слишком короткий из-за их объема. Ты не успеваешь не то что с ними сродниться или привязаться, а вообще хоть раз надеть. Наверняка у вас в гардеробе есть вещи с бирками, но вы продолжаете покупать новые. Гардероб ломится, а носишь несколько ходовых и самых удобных вещей.

Апсайклингом занимаются в основном защитники окружающей среды?

И да, и нет. Ведь не все защитники занимаются модой, апсайклинг затрагивает не только фэшн-сферу. И не обязательно бренды или дизайнеры разделяют такой подход искренне, но вынуждены следовать ему, так как это глобальный тренд. У каждого свои интересы.

Если раньше крупные бренды сжигали свои нераспроданные вещи, дабы не снижать их стоимость, то сейчас они начинают работать иначе.

Конечно, создание коллекции из переработки или остатков прошлых, так называемый дедсток, дело непростое. Оно требует новых бизнес-моделей и стратегий, создание каких-то капсул и лимитированных коллекций для отдельных магазинов, но такой запрос имеет отклик.

Какая самая простая вещь для переделывания?

Это скорее какая-то базовая вещь, без сложного кроя. Главное, что вы что-то делаете с вещью, которая у вас уже есть. Вы можете перешить, подогнать по размеру старое платье мамы или бабушки — важнее всего, что вы даете вторую жизнь вещам. Необязательно создавать арт-объект, тем более, если речь идет о частном использовании. 

Попросите ребенка нарисовать вам какой-то узор или рисунок на футболке или рубашке. Это будет и семейное развлечение, и уникальный принт.

Какая из техник апсайклинга вам ближе: коллажирование, лоскутная техника, выбеливание, окраска, рисование по изделию, шелкография?

Всё зависит от вещи и идеи. Мы видели последнюю коллекцию Acne Studios с массой техник, это прямо руководство к пользованию. Особенно эффектно смотрелись финальные выходы с вечерними платьями из джинсы.

Симпатично смотрится и лоскутная техника, но лично мне выход A$AP Rocky с Рианной на Met Gala в прошлом году не понравился. Это было чересчур буквальное прочтение лоскутной техники одеяла. А вот такой подход у Marni выглядит приятнее.

Если у вас есть художественные способности, то вы можете что-то нарисовать. При этом не нужно выдавать шедевры уровня мастеров Ренессанса — достаточно абстракции, каких-то цветовых пятен или рисунков.

Сколько вещей в вашем гардеробе подверглись апсайклингу? Что это и как долго их носите?

Такие вещи появились у меня задолго до появления тренда. Мне было интересно как-то изменить и модернизировать вещь.

Я сам вываривал джинсы, красил их, вышивал бисером, перекраивал, декорировал. Тогда я, конечно, экспериментировал. Сейчас мой стиль более классический и лаконичный, в него сложнее внедрить приемы апсайклинга. Тем не менее, у меня в гардеробе есть двойные вещи. Например, две одинаковые сорочки, у одной из которых я отрезал низ и пришил по косой к подолу другой. Или же две рубашки в клетку — красная и синяя, которые я разрезал и вновь сшил.

Еще я сделал прорези на брюках Lanvin в районе колен и получил модель лучше, чем у самого бренда.

У меня масса таких примеров, но я всегда добавляю какой-то один штрих и элемент, чтобы это не выглядело глупо. Я не фанат «всего и сразу».

Назовите последовательность действий для создания модных джинсов или рубашки.

Просто посмотрите на вещь под новым углом. Так, как это можете только вы. Здорово, конечно, если у вас есть «насмотренность», но и без этого вы можете придумать что-то уникальное. В конце концов, можно поискать в интернете.

Кстати, не всегда какие-то нюансы в вещи, вроде прохудившейся ткани или пятна, должны быть причиной отказаться от нее. Их всегда можно обыграть.

Начните с чего-то простого, без сложных компиляций, а если боитесь испортить вещь, то можно потренироваться на каких-то лоскутах.

Какое будущее ждет апсайклинг, учитывая уход с российского рынка огромного количества известных брендов и общего повышения стоимости одежды и фурнитуры?

Здесь очень важна идейная составляющая этого тренда. Безусловно, экономические факторы или новые реалии влияют, но они, скорее, подстегивают, а не формируют. Мне кажется, что если раньше в подобной ситуации мы бы искали «фарцовщиков», то сейчас это менее актуально. Нам нужна эмоциональная окраска вещи. 

Грубо говоря, представьте, что вы рассказываете историю: «Я пошел/пошла в ЦУМ и купила это платье». Это говорит о вас, как об обеспеченном человеке и только. А вот если вы говорите, что это платье вам досталось от мамы, а ей — от бабушки, и вы взяли и сделали с ним это и это, то ценности в такой вещи гораздо больше, чем нулей на ценнике. Обладать выдающимися способностями, чтобы купить какую-то вещь, совершенно не нужно, а вот переосмыслить и что-то создать — это гораздо ценнее, важнее, актуальнее. 

Это нематериальный подход, который купить невозможно. Это ваша уникальность.

Смотрите реалити «Богиня шопинга» на «Субботе!» по субботам в 16:00