Рождение легенды

Острая на язык Габриэль Шанель громогласно заявляла: «Неудачное нововведение — это удручающе, неудачное воспроизведение прежнего — это ужасно». Сама же она экспериментировать не боялась, будучи уверенной в том, что созданные ею модели непременно станут классикой. К 130-летию легендарной Коко ОК! вспоминает знаковые fashion-изобретения одной из самых влиятельных женщин XX века    

Philippe Garnier/Elle-Scoop/Chanel/dr
К огда Габриэль было чуть больше двадцати, завсегдатаи кафешантанов в городе Мулен нарекли ее малышкой Коко — за то, что в ее репертуаре было всего две песенки с созвучными названиями: «Ко-Ко-Ри-Ко» и «Кто из вас видал Коко?». Кокетливое прозвище прижилось. С тех пор дочь крестьянина Габриэль Шанель представлялась только так и никак иначе — вместе с настоящим именем она, вероятно, пыталась забыть о своем лишенном благородства происхождении. Более того, всегда общительная и говорливая, Шанель до конца своих дней так никому и не призналась в том, что детство ее прошло в глухой сельской местности в горах Севенны. 


Зато многие другие, свободные и меткие высказывания Коко моментально разлетались на цитаты. Точно так же как и придуманные ею модели шляпок — аксессуаров, с создания которых и началась модная карьера Шанель. Еще до основания первой мастерской Chanel (на улице Камбон в Париже) в головных уборах работы Коко блистали актриса Габриэль Дорзиа и популярная в свете куртизанка Эмильена д’Алансон. Появлением звездных клиенток, как, впрочем, и открытием собственной студии, Коко была обязана своему покровителю — предпринимателю Артуру Бою Кэпелу. 


Но создание изящных канотье и шляпок-таблеток недолго оставалось единственным призванием Коко Шанель. Парижское общество разглядело в ней не только талантливую модистку, но и обладательницу утонченного вкуса. Не прошло и года, как молодые дамы из высшего света начали обращаться к ней за советами в области моды и стиля. Однако первыми одежду от Chanel примерили вовсе не столичные жительницы, а дамы из курортного поселения Довиль на берегу Ла-Манша. В летние месяцы туда съезжалась вся элита Франции — такое светопреставление и натолкнуло Шанель на мысль об открытии своего первого бутика. Изначально это был магазин головных уборов, но очень скоро к шляпкам добавились удлиненные жакеты, мягкие костюмы из ткани трико (тогда из нее шили разве что куртки для норманнских рыбаков) и знаменитые блузы-матроски, которые вскоре стали чуть ли не главным символом северного побережья.
Удивительно, но Первая мировая война, столь разрушительно сказавшаяся на всех сферах обыденной жизни, предприятию Шанель пошла только на пользу. Следуя за спешно эвакуирующимся французским светским обществом, Коко открывает свой второй бутик — на этот раз на популярном юго-западном курорте Биарриц, расположенном вдоль Берега Басков. Расчет Шанель оказался невероятно точным. Из пограничной Испании потоком хлынули заказы: из Мадрида, Сан-Себастьяна, Бильбао… К началу 1916 года, когда Габриэль Шанель впервые начала шить наряды из необычной по тем временам ткани джерси, в ее мастерских уже трудилось более трех сотен работниц. 


Затем была вызывающе короткая стрижка и порицаемая обществом любовь к загару и спортивному образу жизни. Шанель продолжала эпатировать, активно влияя на вкусы своих современниц. 


Первый аромат, выпущенный модным домом, многочисленные новые силуэты — свободные, лаконичные и неизменно женственные, создание ювелирной коллекции Bijoux de Diamants из платины и бриллиантов... Но даже в старости, уже став одной из самых влиятельных женщин Франции, она так и осталась смешливой и своенравной малышкой Коко.