Главная тайна Голливуда
Имя ИВАНЫ ЧАББАК в России известно лишь узкому кругу актеров и режиссеров, да и в Голливуде она часто остается в тени тех, кто срывает овации зала, получая заветные «Оскары» и «Эмми». Недавно эта таинственная незнакомка побывала в Москве, чтобы в рамках фестиваля «Черешневый лес» презентовать свою методику успеха <br />
На тренинги Иваны Чаббак по актерскому мастерству практически невозможно попасть, ведь занятия в ее школе на Мелроуз-авеню в Лос-Анджелесе расписаны на годы вперед. Ее внимания ждут киностудии и режиссеры, а голливудские актеры делятся ее контактами очень редко и только с личного разрешения самой Иваны. Будучи на съемках в Европе, они готовы лететь через Атлантику ради одного занятия и заниматься десять часов подряд. Потому что именно благодаря Иване Чаббак они могут получить заветные «Оскары», «Тони», «Эмми» и миллионы долларов, а главное — играть так, что даже великий Станиславский воскликнул бы: «Верю!»
И вот эта таинственная незнакомка по приглашению Cinemotion Acting School приехала в Москву, чтобы в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» провести семинар и дать двухдневный мастер-класс по актерскому мастерству.
О своей системе обучения Ивана не любит рассказывать поверхностно и еще меньше хочет делиться секретами своих знаменитых учеников, но при этом степень ее личной откровенности поражает: «У меня было очень сложное детство. Моя мать была психически неуравновешенным человеком, и я подвергалась насилию: она меня била, и иногда очень сильно — у меня были сломаны пальцы, нос. Мать говорила совершенно ужасные вещи — например, что она сожалеет, что произвела меня на свет. Всё это привело к тому, что в подростковом возрасте у меня был период саморазрушения. Я оказалась на краю гибели. Но именно тогда нашла способ превратить боль в искусство. В конечном итоге это помогло мне выжить. Я поняла, что нашла свой путь».
Какое-то время Ивана снималась в кино, но потом почувствовала, что ее настоящее призвание — быть педагогом, и на основе знаний по психологии, о системе Станиславского и руководствуясь собственным актерским опытом, создала свой метод.
«В основе метода, конечно, система самого великого учителя актерского мастерства — Станиславского. Но всё в мире меняется, и я сделала шаг вперед. Использовала не только метод актерской правды, но и ту боль, через которую проходит каждый человек. Эта боль позволяет наполнить жизнь экранного образа страстью. В результате актер не только и не столько играет, сколько проживает жизнь своего персонажа. Сегодня ко мне приходят многие знаменитые актеры, и, пообщавшись с ними, я точно знаю, какой неблагополучный отрезок из их прошлого поможет им расти и развиваться в профессиональном плане. Актеры, в свою очередь, помогают зрителям пройти тот же путь».
Метод Чаббак учит, как именно нужно пользоваться пережитой когда-то болью, чтобы быть убедительным на сцене. Все люди к двадцати годам уже имеют некоторый багаж негативных впечатлений, нужно лишь использовать всё это при раскрытии образа своего персонажа. Причем сделать это в мельчайших подробностях, адаптируя детали к предлагаемым обстоятельствам.
В этой связи Ивана приводит пример своей работы с Шарлиз Терон, когда та получила роль маньяка в фильме «Монстр». Чаббак убеждена, что при определенных обстоятельствах каждый человек способен на убийство. Она рассказала, что в жизни Шарлиз они нашли человека, который когда-то причинил ей такую боль, на какую при условных обстоятельствах, заданных ролью, она смогла бы ответить убийством. Когда будущей актрисе было 15 лет, ее мать в целях самообороны застрелила мужа-алкоголика. Родной отец угрожал Шарлиз расправой.
Поэтому, как это ни печально, именно собственный жизненный опыт помог Шарлиз Терон достоверно сыграть убийцу в картине «Монстр» и получить заветный «Оскар».
Другая известная актриса, Хэлли Берри, во время вручения ей кинопремии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Бал монстров» все шесть минут не только плакала, но и благодарила Ивану Чаббак и режиссера Марка Форстера, благодаря которому познакомилась с Иваной — человеком, который помог ей изменить свою актерскую судьбу. Во время оскаровской речи Хэлли, помимо прочего, сказала, что дверь в мир большого кино открылась теперь и для темнокожих женщин. Ивана помогла ей поверить в себя и полюбить себя такой, какой ее создала природа. «Люди всегда люди, и все чувства, страхи и эмоции у нас похожи. Вот только переживаем мы их по-разному». И тут же приводит пример персонажей: герой Аль Пачино из фильма «Лицо со шрамом» не был бы настолько богат, если бы не его невероятная мнительность. А шекспировская героиня Леди Макбет была бы всего лишь очередной ворчливой женой, не имей она маниакальных амбиций.
Американский актер Джеймс Франко с непоколебимой уверенностью заявляет: «Ивана больше чем преподаватель, она тонкий психолог, требовательный тренер и опытный наставник». Чаббак говорит: «Никогда не будьте жертвой». И это касается не только актерской игры, но и жизни вообще. «Существует огромная разница между человеком, говорящим «Я хочу любви», и человеком, который говорит вам: «Я собираюсь добиться того, чтобы ты полюбил меня». В ответ на первое утверждение вы можете просто пожать плечами. А вот вторая фраза точно заставит вас реагировать».
Сама Ивана не скрывает, что ее метод помогает достичь поставленных целей не только людям публичных профессий, но и, например, бизнесменам: «К сожалению, в мире бизнеса очень часто считают, что проявление силы — это унижение другого. На самом деле секрет успеха в том, чтобы суметь сделать так, чтобы ваши сотрудники поверили в себя, чтобы в вашем присутствии каждый из них чувствовал себя самым умным, самым креативным... Если у вас это получится, тогда они полюбят вас и будут работать не за страх, а за совесть».
Финальный совет актерам от Иваны Чаббак: «Если хотите добиться успеха в актерской карьере, никогда не делайте то, что делают другие. Всегда рискуйте, и только тогда у вас будет шанс».