Антонио Маррас

«В моде ты ничто без своей команды» 

Виктор Бойко
Интересная тенденция, обозначившаяся во время последних модных недель, стремительно набирает обороты. Мировые дизайнеры больше не провоцируют, не удивляют своей оригинальностью и всё чаще обращаются к проверенной классике. Итальянский кутюрье Антонио Маррас  рассказал ОК! о том, какие еще изменения происходят в fashion-индустрии

Название вашей коллекции — «Голливуд на Тибре». Так в свое время именовали знаменитую римскую киностудию «Чинечитта». Вашим вдохновением стал итальянский кинематограф?
Безусловно! Вы представляете себе Рим 60-х годов прошлого века? Звезды большого экрана разъезжали в лимузинах по площади Испании, по Виа Венето; их появления на публике ждали тысячи фанатов, папарацци следовали за ними по пятам. Времена роскоши, гламура и славы! В ту эпоху свои фильмы снимали Антониони, Феллини, Висконти… Во многом их творчество вдохновило меня, но всё же главными идеологами коллекции стали не режиссеры, а актрисы, дивы того времени. Каждое из десяти платьев названо в честь одной из итальянских кинозвезд: Клаудиа Кардинале, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен… 


Антонио, платья из вашей новой коллекции — эталон высокой моды, однако в дизайнерском мире вы известны прежде всего как создатель повседневной одежды.
Да, это так. У модного дома Antonio Marras очень сильные коллекции prêt-à-porter. Одежда, которую мы производим в промышленных масштабах, пользуется огромной популярностью. И тем не менее параллельно я всегда работал над коллекциями, сшитыми вручную. В Италии у меня даже есть специальное ателье, где создаются наряды haute couture. 


Почему вы решили создать платья именно для русских девушек? Ведь, насколько мне известно, коллекция «Голливуд на Тибре» будет представлена только в России.
Я бы не был столь категоричен. Если коллекция будет иметь успех, то, вполне возможно, мы покажем ее и в других странах. Инициаторами этого проекта стали мои давние друзья и партнеры из Bosco di Ciliegi, именно поэтому первой нашей остановкой стала Москва. По правде говоря, я испытываю особое чувство любви и признательности к этому городу, ведь именно здесь восемь лет назад открылся мой первый монобрендовый бутик. 


При работе над платьями вы в первую очередь думали об их художественной ценности или о клиентках, которые будут их носить?
Прежде всего я хотел подарить женщинам мечту, создать вокруг них магическую, колдовскую атмосферу, чтобы каждая из них, облачившись в такой наряд, смогла почувствовать себя настоящей суперзвездой. Да, мои вечерние платья каноничны, они подходят лишь для красной дорожки, но если вы обратите внимание на другие комплекты из этой же серии, то увидите, что они отличаются лаконичными формами и удобными силуэтами.


Как обычно протекает процесс работы над коллекцией?
На самом деле все коллекции я создаю вместе со своей арт-командой, куда входят стилисты, дизайнеры и портные. Сначала рождается креативная часть — некий всплеск вдохновения. Мы озвучиваем всё, что приходит нам в голову, даже самые безумные идеи. Затем они конкретизируются, становятся более реальными. По поводу каждой детали, каждого аксессуара мы спорим до хрипоты, но в конечном итоге всегда приходим к единому мнению. Результат такой работы превосходит все ожидания. 


При создании своих коллекций вы часто экспериментируете с тканью: обрываете, окрашиваете ее и даже прожигаете. Результаты каких экспериментов мы можем наблюдать в коллекции «Голливуд на Тибре»?
Пожалуй, самое интересное — это сочетание современных и винтажных тканей, разной текстуры, плотности и цвета. Кроме того, все платья обильно украшены вышивкой, сделанной вручную мастерами с Сардинии. При создании этой коллекции самая кропотливая работа велась на начальных стадиях, когда нам приходилось искать образцы старинного кружева. А еще я всех заразил своим буквально маниакальным подходом к структуре самого платья. Мы старались полностью воспроизвести процесс пошива, как это делалось в середине прошлого века во времена расцвета высокой моды. 


Антонио, вы уже более 20 лет в модной индустрии и стали признанным мастером своего дела. Насколько сильно изменился мир моды за это время?
На долю современных дизайнеров выпало огромное испытание — пережить трагедию 11 сентября. После терактов, случившихся тогда в Америке, мир моды, как и весь мир в целом, испытал глубокий шок. И дело не только в экономическом кризисе, который не заставил себя ждать. Восприятие людей, их отношение к культуре потребления кардинально изменились. Народ вспомнил о вечных ценностях, о том, что всё материальное — вторично. И конечно, в таких обстоятельствах оказалось недостаточным просто создавать, как раньше, качественные вещи, необходимо было ломать и строить заново философию модной индустрии. Для того чтобы пробудить в клиентах потребительские желания, нам в первую очередь необходимо было заманить их в торговые центры. А для этого надо было создать мечту! И это было самое сложное, потому что некое равновесие, свойственное нашему миру, уже было безвозвратно нарушено. 


Какой совет вы бы дали начинающим дизайнерам?
Меня постоянно приглашают читать лекции в модные институты по всему миру, так что я часто общаюсь с молодежью. Когда ко мне за советом обращаются начинающие дизайнеры, первое, что я им предлагаю, — это сменить профессию. (Смеется.) Шучу. Работа дизайнера — настоящее благословение. Я всегда стараюсь донести до своих студентов одну простую мысль: вы — ничто без своей команды. Это главное правило в моде. Дизайнер в одиночку создать ничего не может. Поэтому в мире моды нет второстепенных профессий. Стилисты, гримеры, организаторы дефиле, портные — без этих людей не существовало бы понятия fashion-индустрии. 


У кого из современных дизайнеров мог бы поучиться даже такой мэтр, как вы?
Рей Кавакубо из японского дома Comme des Garçons — настоящий гений. Сложно назвать его молодым дизайнером, он на рынке с 70-х годов, так что его бренд уже далеко не новый, зато он всегда очень четко выражает все самые актуальные тенденции. Работы Рея уже давно являются для меня настоящим источником вдохновения. 


Без чего в следующем сезоне не сможет обойтись ни одна модница?
Хм. Пожалуй, без платья. На мой взгляд, платье вообще базовая вещь в любом гардеробе. Думаю, что в следующем сезоне все модницы облачатся в платья длиной до колена, с четко выраженной линией талии и довольно пышной юбкой, возвращающей нас в 50-е годы прошлого столетия. 


Антонио, вы лично присутствовали на открытии своего бутика в Москве в 2005 году. Как вам кажется, город сильно изменился с тех пор?
В этой поездке я еще ничего не успел посмотреть. Из аэропорта меня сразу привезли в отель, а затем сюда, в «Петровский пассаж». Мои дорогие друзья из Bosco di Ciliegi держат меня в Москве словно арестанта, даже расписание для меня составили. (Смеется.) С 2005 года я неоднократно бывал в Москве. И каждый раз, когда приезжаю сюда, обращаю внимание на то, в каком непрерывном движении находится этот город. Он постоянно меняется, и мне это очень по душе. 


А какое ваше самое любимое место в Москве?

Я очень увлекаюсь литературой и балетом, так что Москва ассоциируется у меня прежде всего с этими видами искусства. Самое мое любимое место здесь — это Большой театр, но все-таки он мне гораздо больше нравился до реставрации. 


Давайте пофантазируем: какой могла бы быть ваша коллекция, вдохновленная Москвой и Россией?
Ого! Да вы бросаете мне вызов! Для меня эта игра была бы очень интересной и даже захватывающей. Дело в том, что в моем воображении между Москвой и Сардинией, где я родился и живу, много общего. Национальный русский костюм некоторыми своими элементами очень похож на традиционные наряды на моей родине. Мне кажется, было бы здорово смешать эти на первый взгляд совершенно несовместимые вещи и создать нечто эклектичное, яркое и абсолютно оригинальное. Объединить культурные мотивы России и Сардинии — вряд ли это еще кому-нибудь придет в голову!