Космос и мода

Футуристические мотивы раз и навсегда вошли в моду в тот самый момент, когда началось активное освоение космоса <br />  

С чего все начиналось

В 1966 году в Париже прошел показ поистине удивительной коллекции. Публике были представлены двенадцать платьев из «современных материалов» – бумаги, металла и пластика. Автора этих эпатажных нарядов звали Пако Рабанн, и в числе его последующих работ были плащи из перьев, плетеные кольчуги украшенные сухими цветами и кружевом, не говоря уж об одежде из кожи, металла и пластика. Подсчитано, что в том же 1966 году Рабанн закупал до 30 000 метров родоидного пластика в месяц для воплощения своих футуристических фантазий.

Другим творцом будущего стал Пьер Карден. Его страстью были абстрактные принты и чистые геометрические формы. На излете 50-ых Карден одним из первых выпустил коллекцию в стиле унисекс. Футуристическая направленность его творчества нашла свое отражение в знаменитой коллекции Space, в таких изобретениях как скроенный по кругу плащ из серебристого винила или культовые сапоги-чулки. В работе с синтетическими материалами Карден продвинулся дальше всех и в 1968 году даже разработал собственную ткань (названную в честь кутюрье «кардин»), которая состояла из соединенных между собой рельефных звеньев геометрической формы.

И хотя большинство идей этих дизайнеров и их коллег не покинули пределов подиума в силу своей экстравагантности и нежизнеспособности (бумажные платья Рабанна!), все же некоторые новинки 60-х прочно вошли в модный лексикон. Это и удобные сапоги-луноходы (moonboots), и одежда металлических оттенков (от офисных костюмов до пуховиков), и даже мастхэв последнего сезона шарфы-трубы (снуды).

Футуристический тренд то и дело появляется в коллекциях ведущих дизайнеров на протяжении сорока с лишним лет. Кроме вышеупомянутых Кардена и Рабанна, в разное время придерживались этого стиля и развивали его такие разные дома моды как Armani, Versace, Valentino и даже Chanel.

Нет денег на будущее

Мировой финансовый кризис 2008 года стал для модной индустрии серьезным ударом. В это неблагополучное время люди предпочитали если и покупать вещи, то максимально практичные, классического покроя и привычных цветов. Футуризм никак не укладывался в такую скромную парадигму, поэтому дизайнеры предпочли на время забыть о своих инопланетных фантазиях из синтетики и обратились к базовым, проверенным временем формам и натуральным тканям. Этот консервативный поворот стал основой небывалой популярности ретро тренда, который, по сути, представляет собой полную противоположность тренду футуристическому.

Сейчас, когда кризис в общем и целом преодолен, футуризм начал снова заявлять о себе. И пусть эти заявления еще очень робкие, особенно если сравнивать их с металлическими платьями 60-х, все же очевидно, что расстановка сих на модном фронте изменилась. Правда, нынешний футуризм зачастую идет на компромисс с ретро, в результате чего черты обоих стилей сильно смягчаются. К тому же, футуристические расцветки на подиумах встречаются намного чаще, чем, собственно, формы, характерные для этого направления.

Важнейшим событием в мире моды последних лет стала весенне-летняя коллекция Александра Маккуина «Атлантида Платона» (2009). Вдохновленная эсхатологическими мотивами, она произвела поистине грандиозное впечатление на зрителей. Идея этой коллекции заключалась в следующем: будущее человечества безрадостно. Произойдет экологическая катастрофа планетарного масштаба. Люди, вынужденные жить под водой, со временем видоизменятся и станут похожими на рыб и мифологических обитателей океана. На большом экране картины создания мира и сюжеты из подводной жизни сменяли друг друга, а на подиум вышли модели в платьях серебристой и зелено-лазурной цветовой гаммы. Творения Маккуина были украшены принтами, имитирующими рыбью чешую и змеиную кожу, а сложные прически моделей имели форму гребней.

Если говорить о сфере массового производства, то ярким примером футуризма можно назвать коллаборацию бренда Lacoste и известного архитектора Захи Хадид. Ее результатом стало создание лимитированной коллекции обуви из кожи и каучука, гофрированных раскаленным металлом.

Мечты о будущем вдохновляют не только дизайнеров, но и парикмахеров. В 2010 году футуристические прически заняли достойное место среди тенденций сезона. Как правило, это оригинальные графичные стрижки и жесткие укладки в духе конструктивизма, которые иногда дополняются яркими цветными прядями.

«ТРОН» не наследие, но возрождение?

Сегодня можно говорить о том, что футуристический стиль меняет вектор развития. Если в 60-е годы кутюрье вдохновляли неизведанные просторы Вселенной, то теперь полем для модных экспериментов становится киберпространство. Выходящий на российские экраны 23 декабря фильм «ТРОН» не только лишнее тому подтверждение, но и уникальный fashion-повод.

Фильм такого масштаба (говорят о самом большом бюджете в истории кино) действительно способен оказать мощную поддержку футуристическим тенденциям на подиуме. Многие марки уже сделали ставку на это. Так, например, модный дом Versace выпустил ряд моделей, вдохновленных эстетикой «ТРОНа». Его примеру последовали Rotenier, Hayden-Harnett и Rousseau.

Так что же представляет собой стиль «ТРОНа»?
Это, прежде всего, опыт визуализации условного пространства. Место действия фильма – Система, мир программ, отсюда и специфические костюмы актеров. Они мыслятся как вторая кожа, как непременный атрибут жизни в этом мире. Костюмы обитателей Системы выполнены из спандекса (эластичный синтетический материал родом из 60-х) и декорированы по контуру светящимися элементами. Таким образом, ни одно движение героя не останется незамеченным. Это принципиально важно для «ТРОНа», т.к. фильм очень и очень динамичен.

Особый интерес представляет костюм Кворры (Оливия Уайлд). Это главный женский персонаж в картине. Ее стиль – сочетание строгой элегантности и агрессивной сексуальностью. Обтягивающий костюм с соблазнительно открытыми плечами призван подчеркнуть женственность и хрупкость героини, а мини-юбка, надетая поверх глянцевых леггинсов – своего рода кокетство. Прическа Кворры – одна из тех графичных стрижек, о которых уже шла речь выше. Парикмахеры предпочитают создавать такие прически именно из темных волос, поэтому натуральная блондинка Оливия Уайлд предстает перед зрителями в образе жгучей брюнетки.

Обратите внимание на обувь Кворры – высокие сапоги на платформе, плотно охватывающие ногу – это классика футуризма. Подобную обувь можно найти еще в ранних коллекциях Кардена.

Однако не следует забывать и о том, что первая часть «ТРОНа» вышла на экраны в 1982 году, поэтому можно говорить об эстетической преемственности, хотя, конечно, далеко не полной. Новый фильм превосходит своего предшественника не только развитием технологий. Стилевые решения 80-х, которые сегодня кажутся откровенно наивными, были сильно адаптированы к реалиям сегодняшнего дня. Приходится признать, что самое новое и оригинальное – это хорошо забытое и творчески переосмысленное старое.