Александр Васильев: «Потребители моды в России от нее очень далеки, ведь мода — это манера жить, ваше питание, весь ваш лайфстайл»

Маэстро рассказал OK-MAGAZINE.RU о своей страсти к винтажным украшениям, о проблемах мировой моды и о женской привлекательности

На днях в антикварном бутике в Звонарском переулке прошел торжественный прием в честь выхода первой ювелирной коллекции Александра Васильева «Вечные ценности». Мероприятие посетили Эвелина Хромченко, Лариса Долина, Олимпиада Тетерич, Мария Шалаева, Мария Фёдорова, Надежда Бабкина и другие звезды. Fashion-редактор OK-MAGAZINE.RU Полина Мирчева пообщалась с экспертом моды по поводу нового направления в его деятельности и по вопросам моды.

Александр, ваша коллекция, можно сказать, окутана эдаким винтажным флером...

Действительно, здесь очень много изделий из натурального серебра с полудрагоценными камнями. Цель — вдохнуть новую жизнь в искусство ар-нуво и ар-деко, и большинство вещей выполнено как раз в эстетике 1900-1930 годов. Изделия отличаются как фигуративной тематикой, так и геометрической. Среди фигуративных особенно типичны мотивы насекомых — бабочек, стрекоз, мух, мотивы жар-птиц, попугайчиков и лягушек, которые были в большой моде в эпоху модерна, а среди геометрических, соответственно, ромбовидные, квадратные формы колец и брошей — в них видна тонкая работа, филигрань. Мы уже сделали предпродажу коллекции в Москве в некоторых магазинах бренда Silver&Silver, и они имели ошеломляющий успех: например, сегодня к нам зашла одна клиентка и купила украшений на восемьдесят тысяч рублей — ей показалось, что это воплощение ее мечты.

Что вас вдохновило начать новое направление — личный интерес или что-то другое?

Во-первых, то, что я ношу украшения на «Модном приговоре», — часто надеваю на лацканы пиджака, а во-вторых, бесконечные письма поклонниц и вопросы, где купить то, что на мне надето. Как правило, на мне всегда уникальные вещи, которые не имеют цены, они принадлежат мне, потому что я их нашел на блошином рынке или в винтажном магазине. Или же они были в моей личной коллекции много лет. Честно говоря, многие свои вещи я отдал под копирование — это копии тех украшений, которые мне принадлежат. И я считаю, что это самая мудрая затея, потому что миллионы людей любят меня как историка моды и телеведущего, но есть и большое количество женщин, которые хотели бы иметь что-то от Александра Васильева. При том что это «что-то» может разделиться на разные категории — например, кто-то читает мои книги (я написал 33 книги), а кто-то скажет, что книгу читать долго, и отдаст предпочтение моему диску или запишется ко мне в выездную школу. Но есть и третий тип женщин, которые не могут себе позволить вообще ничего из этого, но хотят иметь маленькую мушку от Васильева на лацкане своего жакета, платка или берета.

Олимпиада Тетерич

Насколько я знаю, вы всю жизнь коллекционируете винтаж и у вас огромная коллекция украшений и костюмов. Что планируете в будущем?

Я делал и интерьеры, и шарфики. (Улыбается.) И планирую продолжать эту идею — может быть, переходить к другим материалам в дальнейшем. Сейчас я, например, разработал целую линию домашнего фарфора в Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Настало время собирать урожай того, что я много лет сеял в процессе всех моих выставок, программ, спектаклей и выступлений. Это и есть те самые плоды, те самые спелые вишни, которые я, как популярная личность, наконец имею право собрать. Кстати, моя коллега Эвелина Хромченко недавно выпустила туфли под маркой «Эконика», и у нее блестящие продажи, а еще одна моя коллега, Надежда Бабкина, выпустила линию платьев для полных женщин. Они с большим энтузиазмом отнеслись к моей идее: «Мы делаем — и ты должен!»

Надежда Бабкина, Александр Васильев и Эвелина Хромченко

Уделяете ли вы сейчас дизайну интерьеров столько же времени, как и раньше, или приоритеты поменялись?

Несмотря на то что еще недавно у меня даже была своя интерьерная студия в Москве, нужно понимать, что эта работа занимает 90% времени. В ходе работы над проектом нужно работать с одним заказчиком и принадлежать только ему. Вы не можете ни уехать, ни отойти, она — а чаще всего это женщина — хочет, чтобы вы выбирали вместе с ней кресла, плитку, унитаз и занавески. За свои деньги она требует ваше время и внимание. Сейчас я просто не могу посвятить всё свое время интерьерному делу из-за большой занятости на Первом канале. А вот мои украшения будут продаваться без моего личного участия.

Александр Васильев и fashion редактор OK-Magazine.ru Полина Мирчева

Кстати, по поводу «Модного приговора». Вы делаете большое дело — помогаете женщинам вновь почувствовать себя привлекательными. Как думаете, в нашей стране так много несчастливых женщин?

Всё просто — потому что у них нет мужчин. В России катастрофически не хватает мужчин, как в численном, так и в количественном эквиваленте. Ведь даже если в ее городе живет триста тысяч свободных мужчин, то половина из них — алкоголики, тунеядцы или маргиналы. Происходит так потому, что мужчины нового поколения растут в одиноких семьях, воспитываясь только женщиной, а женщина, в свою очередь, балует его и делает из него небожителя, не наделяя рыцарскими качествами, — мужского примера-то рядом нет. И у меня нет никаких иллюзий по поводу того, что россиянки, которые приходят на «Модный приговор» и которых мы переодеваем, вообще найдут себе в России вторую половину. Вот почему у нас так популярны интернет-знакомства, вот почему россиянки пачками бегут в Италию, Америку и Австралию, лишь бы мужчины их взяли. И эти бедные женщины, к которым я отношусь с таким теплом, путают такие понятия, как любовь, брак и секс, не соображая, что зачастую это звенья не одной цепи, а три разные формы отношений.

Лариса Долина

Наступила эпоха, когда мода превратилась в нечто невообразимое: объемы и многослойности, под которыми дизайнеры в прямом смысле слова прячут женские тела; мужчины практически превратились в женщин, а женщины в мужчин… То, что предлагают носить нам мировые дома мод, дальше подиума не наденешь. Как вы думаете, не страшно ли это?

Мы переживаем период крушения всех европейских ценностей. Эти крушения приводят к определенному декадансу, к закату цивилизации, это подъем ислама и мусульманства — это факт. Ничего, я считаю, с этим нельзя сделать, это финансовый кризис в Европе и отсюда полная апатия к моде. Страны, где модой по-прежнему интересуются,— это страны, которые долгое время жили за железным занавесом: Китай, Россия, Украина, Казахстан — именно они главные потребители моды. Но они все неравнозначны — например, Украина беднее финансово и не может себе позволить столько, сколько Россия, а Россия беднее Китая — и так далее. Тем не менее женщины в этих странах считают, что с помощью моды они могут найти и удержать мужчину, поэтому они используют моду как орудие. Я считаю, что потребители моды в России от нее очень далеки, ведь мода — это манера жить, это ваш интерьер, ваше питание, весь ваш лайфстайл. Очень мало людей, которые могут поддерживать модный лайфстайл: их мода сводится к приобретению модной сумочки, рваных джинсов, определенного шарфика, теней или пальто, и они считают, что этими шажочками они приближаются к моде. Но ругать я их за это не буду — мы делаем всё, чтобы их просветить. Только в России нашу программу смотрят тридцать пять миллионов людей каждый день. И я очень благодарен моим коллегам Эвелине Хромченко и Надежде Бабкиной за то, что мы делаем такое большое дело. Потому что мы откровенно говорим нашим героиням о таких вещах, о которых им раньше никто даже не намекал, тем самым немного, а порой и очень сильно переворачивая их внутренний мир.

Александр Васильев и Маша Шалаева
Яна Поплавская
Мария Федорова
Олимпиада Тетерич
Fashion редактор OK-Magazine.ru Полина Мирчева
Эвелина Хромченко
Артем Овчаренко и Анна Тихомирова