Владимир Сарбашев: от ассистента в небольшой парикмахерской до колориста международного уровня

Маэстро колористики, автор техники AirTouch, владелец одного из лучших салонов Москвы и Академии парикмахерского искусства прошел долгий путь от работы в небольшой парикмахерской до создания собственного салона. Он рассказал о том, как ему удалось стать колористом, основать свой салон и изменить жизнь более 10 000 парикмахеров по всему миру.

Владимир Сарбашев

Расскажите про основные этапы вашего карьерного пути.

Мой первый опыт – это окрашивание мамы дома. Тогда, в 90-х, у нее не было возможности окрашивать волосы в салонах, такие походы считались роскошью. Это если говорить о школьных годах. Затем, параллельно с учебой в институте по направлению «маркетинг», я начал работать ассистентом парикмахера в эконом-салоне. Нужны были деньги. Потом стал заниматься колористикой самостоятельно и спустя какое-то время перешел в премиальный сегмент.

В каком возрасте вы захотели развиваться в индустрии? Не жалеете ли вы о своем выборе?  

Обдуманно своим развитием в профессии я начал заниматься лет в 17-18, еще учась в институте. И до сих пор не жалею о своем выборе. Хотя понимаю, что, избрав любое другое дело, мог бы в нем расти ничуть не хуже. Я смотрю на вещи не с точки зрения ремесленника, а чуть свысока, с другого уровня понимания процессов бизнеса в целом. Поэтому, думаю, что всё было бы успешно в любом случае.

Вам удалось получить образование в школе стилистов в Лондоне, расскажите про этот опыт.

Если честно, образование в Лондоне стало для меня неожиданностью. Началось с того, что руководство салона, где я тогда работал, решило получить франшизу международной сети. А меня отправили получать аккредитацию в первый раз и затем подтверждать ее каждые полгода. Мне бесконечно повезло с людьми, с которыми я тогда работал. Всё проходило в семейно-доверительном формате без лишней бюрократии и официоза.

Для парикмахеров Лондон – Мекка обучения, наивысшая степень просвещения. Британская школа считается сильнейшей в мире с точки зрения структуры, подачи материала и отношения к профессии. Моя основа – это мое образование. Без этого опыта все было бы иначе. Я бы так и остался человеком, не до конца понимающим всю глубину работы и не видящим новые горизонты. 

Уверены, что сейчас вы являетесь кумиром для многих молодых специалистов, а был ли у вас человек, историей успеха которого вы восхищались в самом начале пути?

Я всегда равнялся на людей, которые в десятки раз превосходили меня по знаниям и мастерству. Это было довольно сильной мотивацией, только с такими людьми мне и хотелось развиваться. Я никогда не обращал внимания на мнение просто успешных мастеров, таких как я на тот момент, моим ориентиром были только топовые специалисты, у которых я действительно хотел учиться и набираться опыта.

Каким из ваших проектов вы гордитесь больше всего? 

Пожалуй, это мой салон SUBROSA. Он уже начинает работать как отдельный механизм, функционировать сам по себе без моего ежесекундного внимания. В этом, безусловно, помогает и единое коллективное мышление, которое всё больше и больше овладевает каждым нашим специалистом. Этим я горжусь особенно. Проект по обучению сейчас только на стадии становления, но я уверен, что буду им гордиться не меньше, нужно лишь время.

Мастерство колориста – это дар или часы кропотливой работы? Есть ли место творчеству в вашей профессии? 

Это и то, и другое. Когда есть часы кропотливой работы, но при этом нет вкуса – это бесполезное мероприятие. Если мастер не может составить картинку, грамотно подобрать образ, прочувствовать стиль и потребности каждого своего клиента, исходя из его характера, предпочтений, работы, манеры поведения, – то в финале его работы что-то не сложится, не будет целостного результата. А если есть дар (я называю его чувством вкуса), но нет опыта и возможности правильно составить рабочий алгоритм, то тоже результат будет средненьким. Вкус и опыт идут рука об руку. Но всё же работа по большей части техническая, непосредственно связанная с геометрией и химией. Если брать успех парикмахера как 100%, то вклад дарования будет меньшим.

Что вы можете посоветовать начинающим специалистам? 

Запастись упорством и благоразумием. Сейчас столько информационного мусора, что трудно ориентироваться в этом потоке, выделяя для себя что-то действительно необходимое. Сейчас стало модным учиться каждые несколько месяцев, но это абсурд. Так много информации освоить никто не может. Безусловно, каждый семинар дает что-то полезное, но в глобальном плане погоня за знаниями не должна занимать много вашего времени. Время – слишком ценный ресурс и не нужно тратить его попусту. Стоит стремиться к лучшему, научиться выбирать лучшее и не размениваться по мелочам.

Что, по вашему мнению, является залогом успеха, если речь идет об открытии собственного салона красоты? 

Понимание процессов командной коммуникации и образованность в финансовом вопросе. Без погружения в эти вещи качественного салона в итоге не получится. Вместо этого будет парикмахер-стилист, который выполняет не только свою работу, но и обязанности всех остальных, безуспешно пытаясь урегулировать те вопросы, в которых он не силен. Это в свою очередь имеет два исхода: либо вечный ад на работе, либо закрытие предприятия.

Прежде чем открывать салон, нужно получить соответствующее образование и навыки. Многих удивляет, что у нас в академии есть курсы, на которых мы разбираем всё по полочкам: бизнес-план, архитектуру построения пространства, дизайн, планировки, функциональность каждой зоны салона с точки зрения сервиса. Это нужно для того, чтобы люди, которые планируют создать свой бизнес, понимали, что их ждет в будущем. 

В чём особенность техники AirTouch? Безопасна ли она для волос? Чем можно объяснить такую популярность вашего метода окрашивания? 

Если совсем коротко, то это свой особый метод выбора волос из прядей. Специалист понимает, что до появления AirTouch существовало всего три вида окрашивания: балаяж – поверхностное нанесение красителя, шатуш – работа с начесом и мелирование – когда выбираются тонкие пряди из волос. AirTouch – четвертый вид окрашивания в этом ряду.

AirTouch – прорыв в индустрии окрашивания, потому что этот метод дает новые возможности для безопасности волос. Блондирование всегда считалось агрессивной процедурой. Но при грамотном подходе и точно выверенной технологии с методом AirTouch легко отрастить красивые и здоровые волосы. Это и есть ноу-хау. В более ранних видах окрашивания сделать это было невозможно.

AirTouch дает мастеру и его клиенту новое понимание качества волос. Но к этому приходят не все. Многие смотрят картинки в соцсетях, абсолютно не понимая, что им показывают и принимают увиденное за чистую монету. А технике нужно учиться. Нужно исследовать все тонкости ее выполнения и много трудиться. Качество, скорость, знание технологий и химических процессов в волосах – всё это нарабатывается обучением. И если специалист понимает то, что он делает, и делает всё качественно, то его статус растет мгновенно. Как и стоимость его работы.

Где в России можно обучиться колористике? Есть ли у вас свои курсы? 

Именно сейчас мы этим и занимаемся в стенах академии. Тратим львиную долю своих ресурсов для того, чтобы именно колористический курс прописать максимально грамотно. Но это очень непростая задача, решение которой к тому же занимает огромное количество времени. Планка образования в нашей академии очень высока. Нам нужен продукт, который будет соответствовать высочайшим стандартам. Сейчас мы со всей тщательностью, буквально взвешивая каждое слово, прописываем курс по колористике, собирая самую грамотную, нужную и верную информацию на сегодняшний день у лучших специалистов, которые есть в нашей стране и за рубежом.

Существуют ли онлайн-курсы? 

В нашей академии нет – я не верю в эту историю. Специалист по волосам, что бы он ни делал, всё же работает руками. Очень большое значение имеет то, как поставлены руки, пальцы, тело, как развита моторика, насмотренность, – всё это априори не может быть передано онлайн. Нужно чтобы человек физически почувствовал, попробовал, ощутил все процессы кончиками пальцев. И не раз. Я даже шучу на эту тему. Планируют ли люди, задающие вопросы про онлайн-обучение, принимать клиентов дистанционно?

А как вы считаете, возможно ли стать профессионалом удаленно? 

Как правило, окончившие курс онлайн считают, что они всё знают. Но без наставника, который может указать тебе на недостатки, этот курс не что иное, как пустая трата времени и денег. Формат онлайн допустим только в бизнес-тренингах, где не требуется непосредственного контроля специалиста, работающего с цветом, формой и стилем. 

Стоит ли ехать учиться за рубеж? 

Стоит! Но, возвращаясь к вышесказанному, нужно очень тщательно выбирать, к кому и куда, чтобы не попасть в поток информационного мусора. Будут потрачены деньги, время и силы, а результат не будет стоить того. Качественная информация всегда стоит дорого. Это закон жизни. Но в основной массе люди не хотят за «дорого», а выбирают что дешевле: собирают информацию по крупицам и в итоге переплачивают, потому что, когда складывается цифра из потраченных средств, они понимают, что лучше было бы заплатить за один качественный дорогостоящий курс, нежели в итоге переплатить за множество обрывочных вариантов.

Все топовые продукты и технологии в парикмахерском бизнесе создаются за рубежом. Первое и пока единственное исключение из этого правила – AirTouch, который изобрели в России.

Расскажите истории ваших учеников? Есть ли среди них те, кто обязан вам своим успехом? 

Да, есть успешные ученики с колоссальным ростом мастерства после нашего обучения. Мне очень приятно наблюдать за ними, потому что это самый лучший комплимент в мою сторону, да и в принципе лучшее, что они могут для меня сделать. Я люблю, когда люди показывают на деле, что они получили новые навыки и умело ими пользуются. И имеют хороший доход, что совсем немаловажно. 

Возможно ли после прохождения обучения в вашей школе попасть работать к вам в команду? 

Да, возможно. Такие специалисты есть в команде, их несколько, мы приметили их еще на обучении. В команду попасть непросто, но при желании можно.  

На что в первую очередь вы обращаете внимание при приеме на работу новых сотрудников? 

На высокую коммуникабельность, исполнительность, умение думать наперед и наличие здоровых амбиций. При таком наборе качеств можно вырасти в достойного специалиста в довольно короткие сроки. 

Существуют ли различия между аудиторией (слушателями лекций, посетителями мастер-классов, клиентами) в России, в Европе, в США? 

Безусловно, существуют. Это совершенно разные менталитеты. Европейцы меньше заморачиваются и не всегда готовы платить большой чек за бьюти-услугу. Америка разная. Если мы говорим про побережье – там одна философия, если про крупные города с большими финансовыми потоками, например, Нью-Йорк или Вашингтон, – то там совершенно другая концепция жизни, другие взгляды, тренды, формы стрижек и цвета. И люди отдают за красоту большие деньги.

Если вы хотите работать в другой стране, то просто переехать в нее недостаточно. Нужно изучить ее и понять, что реально требуется рынку, как местные люди коммуницируют, что у них ценится выше всего. Нужно быть готовым подстраиваться под совершенно другой вкус, пристрастия и менталитет. Вы должны соответствовать требованиям того рынка, в который входите. А если думаете о развитии, то плавать в нем, как рыба в воде.

На какую аудиторию вы больше всего ориентируетесь в своем салоне, в своих соцсетях? 

В салоне мы ориентируемся на премиальный сегмент, предлагая высокий уровень качества, обслуживания и сервиса. Конечно, и у нас есть разные ценовые категории. Например, к начинающим специалистам или юниорам можно попасть за меньшие деньги, чем к стилисту или топ-стилисту. Когда к молодым мастерам приходят их молодые клиенты, – они растут вместе, это происходит органично.

А в соцсетях сейчас я чаще обращаюсь к мастерам, реже – к клиентам, хотя раньше это были только они.

С какими звездами вы работаете? Всегда ли получается найти подход к таким клиентам? 

Не всегда. Я человек контактный, но не люблю насиловать нервную систему. Должно быть комфортно обоим. Закончились те времена, когда мастер готов сделать что угодно, лишь бы угодить.

Список звезд есть, и немаленький. Но нам очень сложно подстраиваться друг под друга. Сложность работы со звездами заключается в стыковке их графика с моим. Но когда всё складывается, опыт может быть самым положительным. У меня есть такие звездные клиенты в разных городах и странах, работа с которыми – это всегда прекрасное времяпрепровождение и замечательный результат. Со временем такие отношения перерастают в дружеские. Главное – найти баланс со временем, но я уже научился владеть этим инструментом.

Известные люди сами приходят к вам? Или вы приглашаете их? 

Честно говоря, я никогда никого не приглашал. Горжусь этим фактом и считаю, что так и должно быть. Для меня бартер и приглашения – не совсем профессиональный подход. Известные люди приходят сами. Иногда по рекомендации своих знакомых и друзей, тоже известных людей, но часто это происходит совершенно неожиданно. Люди приходят, остаются у нас, и я считаю это лучшим комплиментом. Для звезд очень ценным является отношение к ним, как к обычным людям. Мы им это даем. Для нас каждый клиент дорог одинаково.

Почему долгое время вы откладывали открытие собственного салона? (В 2019 году Владимир Сарбашев открыл салон красоты SUBROSA, до этого мастер работал в различных салонах Краснодара  –  прим. ред.). 

Потому что раньше я работал в очень комфортных условиях с весьма достойной оплатой труда. Мне не было смысла создавать свой салон. На тот момент все финансовые расчеты показывали выгоду моего положения. Были и другие причины, по которым я не мог бросить руководителей, но руководитель волей судьбы остался один, и он по-отечески хитро вытолкал меня во взрослую жизнь и помог решиться открыть свой салон. У меня уже был достаточный опыт, соответственно, было принято решение начать свой бизнес. 

В чём привлекательность вашего сервиса? 

Он ненавязчив именно в современных стандартах рынка. Премиальная аудитория устала от навязчивого сервиса. Финансово успешные люди хотят качественный и легкий сервис без приторности. Когда вы изо дня в день едите торт "Наполеон", пусть даже самый лучший, то он очень быстро вам надоест. Привлекательность нашего сервиса в максимальном психологическом комфорте. А если вы даете то, что нужно, то люди приходят снова и снова.

Расскажите про отличия английских традиций парикмахерского дела от российских? 

Там всё просто и это не плохо. Нет миллиона вариантов кофе, чая, реверансов – англичане делают максимально качественную процедуру со всей присущей им педантичностью. Они учатся очень дорого, чтут свои традиции, и тем самым сохраняют элитарность профессии в Британии. 

У нас же до сих пор парикмахер – не очень престижное занятие. В России мастерам нужно учиться гордиться своей профессией, ведь это совсем нелегкий труд, особенно если говорить о достойном уровне. 

Случается, что клиенты не довольны окрашиванием? Что делать в таком случае? 

Безусловно, такое бывает. Это говорит о том, что мы упустили какую-то информацию от клиента, либо консультация была недостаточной. Что делать в такой ситуации? – зависит от настроения клиента. Либо нужно исправить свои ошибки (а грамотный специалист должен исправлять их без глобальной потери качества волос), либо, если есть сомнения, идти к созданию образа поступательно. Условно, если клиент готов отрезать 20 см волос, но вы понимаете, что его решение не совсем обдуманное, то отрежьте сначала 7-8 см и уже потом, если окажется мало, укоротите еще в процессе. С цветом то же самое, тем более что AirTouch позволяет выполнять окрашивания максимально безопасно. Начните с минимума, чтобы избежать шоковых ситуаций. Нужно стараться предвосхищать, а если получилось не совсем ожидаемое, то и исправлять. Хотя бывают и такие случаи, когда нужно оставить клиента в покое и просто вернуть деньги. 

В вашем салонах достаточно высокие цены, оправданы ли они? 

Оправданы, потому что уровень специалистов достаточно высок. Перед открытием салона мы получили около 600 резюме. Если бы где-то еще были специалисты такого уровня, я бы их нашел. Среди обучающихся в нашей академии тысячи людей, и я вижу, как они работают. Соответственно, я прекрасно понимаю, кто работает у меня в команде. Это не говорит о том, что другие мастера плохие, но в своих я вложил много времени, сил и ресурсов, для того чтобы они были именно такими, какие есть. 

Как быть незаметным, когда нужно быть незаметным, как вести разговор, как поддержать клиента, когда его не поддерживает никто из близких, как поднять настроение, изменив ему образ, и много-много других нюансов, которые зашиты внутри нашего сервиса и каждого специалиста команды. Подобные вещи, когда они выстроены правильно, стоят дорого.

Мы в курсе происходящего в мире, мы тестируем все новинки, мы используем лучшее оборудование, лучшие инструменты и самые инновационный продукты, мы двигаемся в ногу со временем и где-то даже опережаем его. Мы много делаем для своих клиентов. Стоимость наших услуг складывается не просто так.

Сложно ли попасть к вам на окрашивание? 

С каждым годом всё сложнее. Я бы с удовольствием работал в понятном графике, но на фоне пандемии рынок лихорадит и я часто нахожусь в режиме ожидания, что же будет завтра? Было запланировано 36 стран от Японии до США, в которые я должен был полететь с презентацией своего метода AirTouch. Должно было состояться мировое турне, и мы всегда находимся  в ожидании развития событий, что мешает заблаговременно вести запись. Плюс ко всему я управляю салоном и академией, и у меня есть личная жизнь. Поэтому да, ко мне сложно попасть. Я работаю столько, сколько могу максимально.

Сейчас в бьюти-мире много новых процедур для волос, которые обещают сногсшибательный результат, а на деле могут «убить» волосы. Можете ли предостеречь девушек от таких спорных процедур?

Перед тем, как делать какую-либо новомодную процедуру, вам нужно видеть не мастеров, которые ее сделали якобы на себе, и не посты и отзывы в инстаграме (он далеко не всегда правдив), а именно людей, которые делают эту процедуру на себе долгосрочно, от года и более. Ваше мнение должно складываться только из личного опыта ваших подруг и знакомых. Причем не из опыта «вчера сделала», а развития ситуации в будущем. Иначе всё очень неопределенно и непредсказуемо. Еще важно искать «объект за слежкой» с историей волос, похожей на вашу, чтобы здраво сопоставить результат этих процедур со своими волосами. Далеко не всё то, что подходит натуральным волосам, может быть безболезненно перенесено на блонд со стажем. К сожалению, другие режимы не работают. Проблема в том, что маркетинг стал нечестным и волосы можно испортить на раз-два-три.

Когда вы делаете процедуру на дому, в арендуемой студии и так далее, вы не имеете никакой гарантии того, что специалист квалифицирован, сделает всё, как надо, не навредит волосам. Кроме того, вы должны задумываться, каким продуктом работает выбранный вами специалист. Произведенным глобальными монстрами бьюти-индустрии с репутацией и гарантиями или никому не известным местечковым брендом, в арсенале которого могут быть продукты с неполноценным составом, который может навредить волосам и здоровью в целом. 

Расскажите о том, как стоит ухаживать за волосами? 

За волосами нужно ухаживать так, как скажет ваш мастер, если он действительно компетентен и понимает, что говорит. Он должен оценивать и рекомендовать уход по типу волос, по процедурам, которые ранее производились с волосами, по желаемому результату: ежедневный уход, несмываемый уход, стайлинг. Если уход рекомендован и проводится правильно, то с волосами не может быть никаких проблем. 

Как пандемия коронавируса повлияла на вашу работу?

Лично я старался поддержать и подбодрить мастеров. Сидя дома проводил прямые эфиры с людьми, с которыми сложно было состыковаться в другое время. Пытался делать онлайн-пояснения по работе технологий окрашивания. А салон и академия были закрыты. Зарплату сотрудникам выплачивали из страховой подушки безопасности.

Поменялись ли запросы клиентов после пандемии? 

Нет. Люди как красились, так и продолжают. Мы не заметили особых изменений, потому что наша клиентская аудитория не ограничивает себя в уходе за собой. 

Куда сейчас движется индустрия парикмахерского искусства? 

Всё идет к тому, что специалист должен владеть не только руками, чтобы предлагать качественные услуги, но и головой, чтобы самому выстраивать свой бизнес. Если мастер работает на себя, то он должен быть и маркетологом, и пиарщиком, и администратором, и бухгалтером, то есть максимально расширять свой диапазон знаний для достижения результата в профессии. Мы должны учиться быть многорукими, как Шива.

Но таких немного. Людей, которые усердно работают, становится всё меньше. Большинство хотят зарабатывать деньги, ничего при этом не делая.

Какие тренды вам кажутся сейчас наиболее интересными? 

Тренды всегда задают тинейджеры, не привязанные к стереотипам молодые люди. Самое интересное сейчас – контрастные решения: яркие пряди у лица, светлые концы. Но насколько продержится этот тренд, перейдет ли в классику или останется краткосрочным, не знает никто.

Как вы реагируете на критику? 

Отвратительно, особенно если считаю, что человек не имеет оснований меня критиковать. Я не люблю критику, только если сам не хочу услышать чужое мнение. А советы я прошу только у людей успешных, более умных, как я считаю, к чьему мнению я прислушиваюсь. Но если человек без спроса дает свои комментарии, не подкрепляя их никаким опытом, то это элементарная невоспитанность. 

Считаете ли вы себя человеком, реализовавшим свой потенциал? 

Люди абсолютно безграничны и имеют огромное количество возможностей, просто порой они устают и неправильно распределяют ресурсы. Личность заканчивается при мысли, что она реализовалась на 100%. Вот это действительно конец. Мне же еще есть куда стремиться и расти.

А что для вас успех?

Для меня успех – это когда ты чем-то полезен и помогаешь расти другим, даешь возможность людям развиваться и получать бонусы от жизни.

Как поменялась ваша жизнь после достижения успеха? 

Она меняется с каждым днем. Всегда что-то происходит, я всё время куда-то двигаюсь. За год происходит столько, что и не перечислить. Но я рад, что у меня такая насыщенная жизнь. А любой опыт, позитивный или нет, воспринимаю как данное. 

Если бы вы не были колористом, чем бы вы занимались? 

Да чем угодно, вопрос ведь не в призвании, а в любви к делу. Многие часто любят разные вещи одновременно и, если они не стали их профессией, оставляют близкие сердцу дела в качестве хобби. Я мог бы заниматься спортом, тренировать людей и стать одним из лучших тренеров. Или быть поваром и потом открыть свое гастрономическое заведение, причем я бы вникал в процесс с самого нуля. Есть много направлений, в которых я мог бы достичь не меньших высот, чем в своей стезе.

Продолжаете ли вы сейчас каким-то образом свое обучение? 

Конечно, я продолжаю развиваться. Сейчас в основном в сфере бизнеса, потому что в индустрии волос мне всё уже более-менее понятно. Хотя, если попадается что-то интересное, я с удовольствием вникаю и в это. 

Какие у вас цели на ближайшее время? 

Я никогда не озвучиваю цели, потому что не считаю нужным о них говорить до того, как начну делать конкретные шаги к их достижению. Но планов много, на несколько лет вперед. Главное – желание, силы и ум. Для меня это больше спортивный интерес, как я еще могу проявить себя в этой жизни. Хочется выложиться по-максимуму.