Интервью со стилистом по волосам Марисоль Суарез

Она умеет делать из волос не только нестандартные украшения вроде сережек и браслетов, но и экстремально сложные авангардные прически 

DR

Долгие годы она строила карьеру в Toni&Guy, где начинала стилистом, а покидала компанию уже креативным директором. В 2005 году Марисоль Суарез основала собственную школу-студию парикмахерского искусства Studio Marisol в Париже. На французском рынке она единственная, кто рассказывает о парикмахерском искусстве в контексте авангарда, а затем показывает, как это авангардное создавать. Собственно, и в Москву она приехала для того, чтобы дать мастер-класс...
Марисоль, я знаю, что это ваш первый визит в Москву и вы приехали в наш город, чтобы дать несколько уроков. Расскажите о них поподробнее: кому они адресованы и как можно на них попасть?
Когда парикмахер работает в авангардном стиле, у него нет никаких ограничений и рамок. Цель моих мастер-классов — показать стилистам на практике, что если они будут идти до конца и дойдут до своей крайней точки воображения, то смогут делать абсолютно разные вещи. Например, работать для театра, для кино, для современного искусства. Ведь когда ты поднимаешь планку до самого верха, то с нее гораздо легче спуститься — я имею в виду спуститься с уровня искусства до уровня работы с глянцем, до каждодневной работы со своими клиентами в студии. Крайняя точка раскрепощения позволяет делать как самые простые вещи, так и запредельно сложные.
В Москве я давала мастер-классы на средствах марки CHI — они очень высокого уровня и безвредны для волос. Возвращаясь к тому, кому адресованы мои мастер-классы, могу сказать, что минимальный опыт мастера, который пришел ко мне, должен составлять пять лет. Если ты находишься в профессии в течение этого срока, то уже владеешь текстурой, базовым материалом и можешь начинать экспериментировать. Однако ко мне приходят и молодые люди. Я считаю, что даже если мастер не очень хорошо владеет техникой, но увидел идею, понял ее, прочувствовал, то в будущем, когда он наберется опыта, он сможет ее воссоздать. Во Франции мастер-классы такого плана пользуются большим спросом, и особенно их любят креативные директоры марок, потому что эти знания позволяют им обучать своих мастеров, но главное — готовить их для работы на шоу.
А как вы пришли к тому, что начали работать с волосами?
Все началось с моего друга, которого я знаю еще со школьных времен. Он стал парикмахером, и я постоянно ходила к нему в гости в салон, где он работал, и проводила там дни напролет. И для меня в то время это было что-то абсолютно необычное. Я буду помнить те свои ощущения всю жизнь. Во-первых, эти салонные запахи — нигде в мире больше нет такого запаха, как в парикмахерской, — во-вторых, сама атмосфера: мне очень нравилось слушать болтовню клиентов и мастеров и наблюдать за тем, что происходит с волосами. В то время я увлекалась изящными искусствами — живописью, скульптурой, и тогда я поняла, что в моей профессии этого никогда не будет, не будет такого контакта с живыми людьми. С того самого момента я ни на секунду не пожалела о своем выборе, потому что парикмахерское искусство — это то, что до сих пор находит отклик в моей душе, очень сильно меня волнует.
И все-таки решение пойти в эту профессию принималось обдуманно или скорее интуитивно?
Да нет, что вы, оно не было обдуманным! (Смеется.) Я просто решила, что хочу заниматься этим, и всё. В принципе я всегда принимаю решения таким образом. Я никогда не задавала себе вопрос, буду ли я зарабатывать много денег или нет, права я или нет, я просто знала, что хочу этим заниматься. И я всегда стараюсь делать только то, что хочу. Потому что в противном случае получается абсолютная катастрофа! (Смеется.) Ну и потом, после того, как я стала чуть ли не жить в салоне моего друга, я пошла учиться в школу-студию парикмахерского искусства и все стало происходить само собой…
И все дошло до того, что вы открыли свой салон, правильно?
Ну, я бы не сказала, что это типичный салон красоты. Это довольно закрытое место, и это место я называю ателье, потому что там я делаю не только прически, но и аксессуары из волос. Это мой дом, и поэтому я хочу, чтобы и мои клиенты чувствовали себя здесь так, будто они находятся дома. У меня они слушают музыку, которую любят, пьют чай или вино, болтают. Пожалуй, мой салон отличается от всех остальных тем, что у нас действительно очень теплая, дружественная атмосфера. И никакой рекламы. Любой визит только по предварительной записи. Клиент приходит, звонит в специальный звонок, за ним спускается специальный человек и затем провожает. Чаще всего ко мне приходят люди из моей сферы, профессионалы. Так как я работаю почти на каждой Неделе моды, у меня много друзей из этой сферы, которым тоже нужно где-то стричься.
Хорошо, а если я не имею отношения к сфере красоты, то как же мне к вам попасть?
Это довольно сложно. (Смеется.) Даже если у вас есть рекомендация от человека, которого я знаю, это все равно не гарантия успеха. Я не хочу случайных людей. Это определенный комфорт и для клиента, и для меня. Мне важно, почему вы приходите в салон. Ведь очень часто люди просто ведутся на рекламу: они видят красивую картинку, вывеску и заходят в салон. Мои же клиенты знают, что идут за качеством и стилем.
Марисоль, может, нам тогда придумать пароль для читательниц ОК!, который будет служить пропуском в ваш салон?
Да, отличная идея! (Смеется.) Пускай тогда читательницы ОК! говорят, что они от Майи Белоглинской. На самом деле я не против новых клиентов — это всегда новые эмоции. И даже несмотря на всю камерность нашего заведения, каждую неделю у меня обязательно бывает новый клиент. И я стараюсь принять его как можно скорее, потому что знаю по себе: если я хочу новую стрижку, то она мне нужна немедленно.
А салон на улице Биша пока единственный?
Да, на данный момент он один, но уже в этом году мы планируем открыть еще один салон — в центре Парижа, в районе Пале-Руаяль. По большей части это связано с тем, что нам не хватает места, и новый салон мы хотим сделать таким же уютным и закрытым, но при этом более просторным, чтобы там было ателье для париков и прядей, которые я использую в своей работе, место для моих аксессуаров для волос.
Можете рассказать о них поподробнее?
Сначала я сделала парочку аксессуаров для каких-то фотосессий, потом кто-то увидел их и захотел что-то подобное. И так по цепочке люди узнали о моем увлечении. Кажется, все началось с небольшой шапочки из синтетических волос, а сейчас я делаю и браслеты, и серьги.
И сколько может стоить подобного рода украшение?
Здесь все зависит от того, из каких волос оно сделано — из искусственных или натуральных. Обычно цена сильно отличается, где-то в два раза. Например, небольшая шапочка будет стоить от 400 до 900 евро. Мелкие предметы, вроде браслета, — от 150 до 350 евро. Каждый из этих предметов неповторим и сшит вручную.
Вернемся к вашему салону. Скажите, а можно ли там сделать маникюр-педикюр или чистку лица, например?
Нет, и это еще одно наше отличие от прочих заведений: мы работаем только с волосами. Я понимаю, что это удобно: в то время, пока действует краситель, вам делают маникюр, но от этого страдает качество услуг. Лично я не занимаюсь цветом, я делаю стрижки, укладки, прически, ухаживающие процедуры, но никогда не крашу. Кстати, я делаю стрижку только на сухих волосах, чтобы наблюдать за тем, как они себя ведут, наблюдать за их природным состоянием. Таким образом, я могу постричь их так, чтобы стрижка всегда лежала и смотрелась аккуратно. А цветом волос уже может заняться кто-то другой. В Париже много замечательных колористов, и у нас в салоне работает один из них — наш давний друг Стефан Пуст.
А средства каких марок вы используете?
Я работаю со многими брендами, и ни к какому я не привязана, но при этом я их четко разделяю: какие-то я использую только на показах, а какие-то только в салонах. Что касается шампуней и средств ухода, то я давний фанат одной французской марки — Leonor Greyl, пока новой для России. Ее средства способны оживить даже убитые волосы. А если говорить о прическах, то есть много хороших марок — например, Aveda или Chi. Я не пользуюсь какой-то одной маркой, я делаю микс из лучших продуктов.
И как же можно определить, какой продукт хороший, а какой нет?
Ну вообще, самое главное — иметь хороший шампунь и уход. Хороший шампунь — это шампунь, не содержащий силикона. Использовать другой — все равно что красить сухие, потрескавшиеся губы блеском. Это как декоративная косметика, которая дает только короткий эффект. Хороший шампунь должен также подходить для ежедневного использования. Если же мы говорим об уходе, то качественная маска делает волосы мягкими, шелковистыми, но очень легкими. Помните об этом.
Марисоль, чем, по-вашему, хороший парикмахер отличается от плохого?
Хороший мастер будет советовать своему клиенту только те продукты, которые тот без проблем сможет использовать самостоятельно и которые ему действительно подходят. Потому что есть очень классные продукты из профессиональных линий, но для того, чтобы они работали, нужно владеть определенной техникой нанесения. Нужно, чтобы человек, который пришел к вам, чувствовал, что, когда я ему продаю какой-то продукт, он на самом деле подходит его типу волос. Для меня мастер-профессионал — это не только специалист, который хорошо стрижет или расчесывает волосы. Понимаете, он должен в первую очередь слушать своего клиента и давать ему хорошие советы. Хороший парикмахер — это всегда хороший психолог, который может подтолкнуть к чему-то женщину, если он уверен, что ей подойдут перемены, или, наоборот, остановить ее и не дать ей принять неверное решение. Иногда ко мне прибегают женщины со словами: «Марисоль, мне нужно срочно постричься, мне нужно срочно что-то изменить в себе!» А оказывается, что пару часов назад она рассталась со своим любимым. Конечно, в такой ситуации я не стану прислушиваться к клиенту, потому что могу сделать его еще более несчастным. Возможно, со временем она забудет того, с кем рассталась, но меня точно не забудет! Стилист по волосам должен иметь чутье, должен уметь ловить момент. Важно не просто знать, как отрезать волосы, а кому и в какой момент их нужно стричь.
И напоследок пару слов о том, кем вы себя видите в будущем…
Сексуальной бабушкой — примерно такой же, как моя. В одном из моих любимых фильмов есть такая бабушка, которая загорает возле бассейна с коктейлем в руках, и у нее вот такие взъерошенные волосы. Я была бы не прочь быть похожей на нее. Ну а если говорить о ближайшей перспективе, то я бы хотела открыть второй салон в Париже и иметь возможность делать то, что я делаю сейчас. Потому что именно так я чувствую себя хорошо.