В России стало на 12 млн больше домашних питомцев: результаты переписи кошек и собак Mars Petcare

Трекинговое исследование проводилось в России в 2020 году в третий раз. Оно показало, как за последние три года изменилась популяция собак и кошек, а также подтвердило продолжение трансформации отношения владельцев к своим питомцам.

dr

По данным Mars Petcare, популяция домашних животных в России выросла на 23% с 2017 года, или на 12,1 млн особей. Сегодня она достигает 63,5 млн домашних собак и кошек, живущих в российских семьях. Темпы роста ускорились по сравнению с предыдущим трехлетним периодом, когда увеличение составило 14%. Численность кошек в 2020 году составила 40,8 млн (+25%), собак – 22,6 млн (+21%).

Домашние животные есть в 59% российских домохозяйств (+5. п.п. от 2017 года). На сегодняшний день хозяевами домашних животных являются 70,4 млн россиян старше 14 лет. При этом 20% семей являются владельцами и кошек, и собак. За последние три года по количеству кошек Россия сохранила третье место в мире после США и Китая, а по количеству собак обогнала Индию и поднялась на четвертое место. 

Три четверти прироста популяции обеспечили жители сельской местности и городов с населением менее 500 тыс. жителей. За три года они завели +4,4 млн и +4,6 млн питомцев соответственно. В городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей популяция выросла на 1,4 млн собак и кошек, а в городах-миллионниках питомцев стало больше на 1,6 млн. В столице домашних собак и кошек стало больше на 100 тыс. особей. 

Основным барьером к заведению питомца стал фактор недостатка времени на уход за ним – 19% россиян считают, что им не хватит времени, чтобы ухаживать за кошкой, и 25% выбирают эту причину, говоря о том, почему не заводят собаку. Нехватка места в квартире также является важным барьером к заведению кошки (9%) и собаки (21%). Третья по популярности причина – аллергия на кошек (15%) и собак (8%) у членов семьи. 

Россияне стали более ответственно и гуманно относиться к домашним животным 

Все чаще россияне воспринимают домашнего питомца как члена семьи (44% владельцев кошек и 34% хозяев собак), друга (24% и 36%, соответственно) или ребенка (19% и 15%). Только 12% владельцев кошек и 14% владельцев собак считают питомца просто животным. 

Более осознанным становится выбор рациона питания питомцев. Россияне продолжают отдавать предпочтение полнорационным кормам промышленного производства. За три года их использование увеличилась с 76% до 80% среди владельцев кошек и с 45% до 52% среди хозяев собак. При этом в городах России промышленные рационы выбирают 89% владельцев кошек и 62% владельцев собак, а в столице – 97% и 86% соответственно. В сельской местности также наблюдается положительная динамика: все больше хозяев предпочитает такой тип питания для своих кошек и собак – 63% (+4п.п.) и 39% (+6 п.п.) соответственно. 

Гуманизация отношения к питомцам приводит к популяризации лакомств. Сегодня своих любимцев «радуют» 75% хозяев кошек и 80% владельцев собак. При этом доля лакомств со стола по сравнению с 2017 годом сокращается, а лакомствпромышленного производства – растет. Специальные продукты промышленного производства выбирают 24% владельцев кошек и 26% владельцев собак. 

Сегодня в России среди всей популяции домашних животных 16% кошек и 19% собак имеют выявленные проблемы со здоровьем. Наиболее распространенными являются проблемы с органами чувств и пищеварением. За три года доля таких питомцев выросла, особенно в городах. Компания связывает это с трендом на более ответственное отношение к животным и рост частоты обращений к ветеринарным специалистам и, как следствие, более качественной диагностикой. 

Больше статистики по популяции кошек и собак в России

Россия – кошачья страна. Кошек почти вдвое больше, чем собак. Характерной для нашей страны является тенденция увеличения числа семей, имеющих более одной кошки. 

Из 40,8 млн домашних кошек две трети живут в городах, остальные – в сельской местности. При этом более половины из них живут в семьях из двух и более человек. Больше одного питомца чаще всего заводят россияне, живущие в частном доме. 

Породистые питомцы занимают 26% от общего количества кошек. Самыми популярными породами кошек в нашей стране являются британская короткошерстная, сиамская, шотландская вислоухая, сибирская и мейн-кун. 

Более половины домашних собак проживает в городах (56% от всех популяции). Однако, в сельской местности собака живет в каждой второй семье, а в городе – лишь в каждой четвертой. 

Число семей из двух и более человек, в которых есть собака, за три года выросло до 35%. Наиболее популярными породами в России остаются немецкая овчарка, йоркшир-терьер, чихуахуа, тойтерьер и среднеазиатская овчарка. Беспородных питомцев меньше половины – 46%.

Портрет самой популярной кошки и собаки в России

Самую популярную кошку в России зовут Муся, ей от одного года до семи лет. Она беспородная, здоровая и нестерилизованная. Она питается кормом промышленного производства и получает как лакомства со стола, так и специальные продукты. Ее хозяева – семейная пара, которая считает ее членом семьи. 

Самую популярную собаку в России зовут Шарик,ему от одного до семи лет. Он беспородный, живет в городе, не испытывает проблем со здоровьем. Шарик нестерилизован, питается кормом промышленного производства и едой со стола, а также получает лакомства со стола и специальные продукты. Его хозяева – семейная пара, которая считает ее другом и компаньоном. 

«Наша компания работает, чтобы делать мир для домашних животных лучше, и мы видим, что российское общество активно идет по пути более ответственного отношения к своим питомцам. Это выражается на разных уровнях: от изменений в законодательстве, до растущих трендов брать домой питомцев из приютов. Мы наблюдаем за развитием и других позитивных сдвигов, таких как рост обращений родителей домашних животных за профессиональной ветеринарной помощью и переход на полнорационное сбалансированное питание, лучше отвечающее потребностям наших четвероногих друзей, чем еда со стола. За год пандемии люди во всей полноте смогли почувствовать ту благотворную роль, которую питомцы играют в нашей жизни, и получили возможность более чутко и внимательно заботиться об их здоровье», — отмечает Ольга Кострова, вице-президент по маркетингу Mars Petcare в России.