Когда мы сможем ходить на концерты, посещать театры, клубы, кино и музеи?

«Люди хотят общаться, встречаться и подпевать любимому артисту, ликуя до мурашек на коже».

Legion-Media

За всю историю современной России рынок event еще ни разу не сталкивался с кризисом, подобным нынешнему. В первые дни объявленного режима самоизоляции остановилось практически всё. Как и когда в индустрию мероприятий вернется жизнь, и как изменится рынок после отмены карантина? Об этом рассуждает Денис Максимов, ивент-продюсер, член ассоциации РАСО, организатор церемоний награждения Олимпиады в Сочи, основатель и генеральный директор ивент-компании Артего, продюсер спортивных мероприятий, в том числе для реалити шоу “M1 Fighter” и для RedBull.

"На сегодняшний день  многие игроки ивент-рынка взяли паузу, крупные ивент-агентства отменили до 100% мероприятий на весну и уже 50-70% на лето.

В то же время всё, что возможно перенести в онлайн, туда переносится. Переход рынка ивентов в онлайн на сегодняшний день позволяет многим игрокам оставаться на слуху, и пусть не зарабатывать, но делать онлайн-мероприятия частью своей PR-кампании, которая принесет свои дивиденды после отмены ограничений.
 
На данном этапе именно онлайн-трансляции стали трендом на рынке ивентов. Согласно данным statista.com, рынок видео-трансляций показывает стабильный рост в районе 5% в год. Однако, пандемия и введенные ограничения увеличили этот рост в 2020 году до 10% , что принесет рынку дополнительные полтора миллиарда долларов. Правда, около половины рынка видеотрансляций в мире занимает США (12,7 млрд. $ из 27 млрд. $), но и в России он развивается стремительно.

Театры, музеи, концертные залы открыли свои виртуальные двери на собственных страницах или в партнерстве с известными онлайн-платформами, в том числе okko, ivi и другими.

Окончательно перешло в онлайн большинство образовательных программ. В последние 5 лет онлайн-обучение стабильно вытесняет реальные курсы и мастер-классы. Крупнейшие высшие учебные заведения предлагают на выбор студентам по всему миру пройти обучение, не выезжая из собственного города.  Этот год лишь немного ускорил этот процесс. 

Что касается компаний, проводивших мероприятия, аналог которых сложно реализовать в онлайн-пространстве, они стараются сократить расходы, договориться о скидке на аренду помещений. А часть вынуждены и вовсе закрываться. Прокатные компании распродают оборудование в социальных сетях (в том числе и крупные, например, Медиа Групп, которая на рынке уже 10 лет). Даже гиганты не избежали проблем: к примеру, закрылось одно из агентств у группы компаний BBDO.  Полноценно анализировать ситуацию и подводить итоги можно будет к концу 2020 года, но уже сейчас очевидно, что потери индустрии таковы, что поставили многие компании на грань выживания. 

Тем не менее, опыт предыдущих кризисов говорит о том, что в ивенты вернутся в прежнем объеме. Так было в 2008 году, когда траты на мероприятия существенно сократились. Осенью 2008-ого заказы ивент-агентств упали вдвое. В Москве выжило меньше трети компаний, занимающихся организацией мероприятий. Вдвое по сравнению с предыдущим годом сократился максимальный бюджет праздников. Но уже в 2010 году ситуация выровнялась.

То же можно сказать и об эпидемии свиного и птичьего гриппа в Канаде в начале 2010-х, где также были запрещены массовые мероприятия. Однако после пандемии они возобновились.

То же самое произойдет и сейчас. Изменяется лишь структура рынка.

С большой вероятностью существенно сократится или вовсе исчезнет рынок корпоративов. Огромное количество ограничений, наложенных администрацией страны, а также существенные финансовые потери компаний, которые повлек коронавирус, вынудят отказаться от этой довольно затратной статьи бюджета.

Произойдет реструктуризация и в деловых мероприятиях. Снизится количество командировок и выездных конференций - все они уйдут в онлайн, тем более, что за время самоизоляции, наработан неплохой опыт проведения подобных мероприятий в интернете. Это экономит значительные суммы, а результат приносит сопоставимый. Тем более, что онлайн-платформы непрерывно развиваются, предлагая пользователям интересные “фичи”. Скажем, стартап Run The World придумал такую идею, как виртуальная «коктейльная вечеринка»: она позволит участникам онлайн-конференций и деловых встреч пообщаться после деловой программы и познакомиться друг с другом в неформальной обстановке.

Мероприятия, которые с большой долей вероятности будут процветать: это опен-эйры. Огромные открытые пространства позволят соблюдать рекомендации по дистанцированию, а также чисто психологически будут более привлекательны для зрителей: все-таки на свежем воздухе любой вирус подхватить сложнее, чем в замкнутом пространстве.

Еще один формат, которые окажется на коне, причем скорее всего в ближайшее время - это вечеринки с дресс-кодом постапокалипсис. В целом тусовщики соскучились по клубам и вечеринкам: по возможности потанцевать, почувствовать себя в толпе, нарядиться и отправиться куда-то в пятницу вечером. И если в концертный зал противогаз и перчатки не наденешь, то в клуб, расположенный на территории перестроенного завода - вполне. Да и на волне общей взбудораженности тема эпидемий и заражений будет востребована, по крайней мере, какое-то время.

С большой вероятностью изменится и музыкальная индустрия. Многие ивент-продюсеры, работающие с шоу-бизнесом, сейчас говорят об этом: все хиты уже написаны, и настала эпоха каверов и переосмыслений. Вопрос, какой будет музыка 2020-х годов, сейчас занимает умы очень многих в индустрии. И вероятно, именно нынешний кризис даст толчок к изменению этого рынка. Появятся новые герои и кумиры. И музыка грядущего тысячелетия - это не музыка мелодий или стихов. Это, в первую очередь, энергия, а значит на вершине будут харизматичные личности, способные эту энергию направлять.

Конечно же, всех интересует, как изменятся и изменятся ли суммы вложений в проведение мероприятий. Если говорить о бизнес-мероприятиях, то они, в первую очередь, направлены на развитие PR, маркетинга и образование новых бизнес-связей. Никакой бизнес не захочет отказаться ни от одного из этих инструментов. Если не брать в расчет экономический кризис, то в пропорции от общего маркетингового бюджета доля на ивенты останется прежней. Даже при переносе мероприятий в онлайн, большие бюджеты всегда будут позволять сделать красивый ивент. Зачем на выставке крупные бренды застраивают стенды стоимостью сотни миллионов рублей? Всё просто – чтобы удивить. Так же и в онлайн-ивенте – тоже нужно удивлять. Не можем строить реальную сцену? Мы будем строить виртуальную, но, чтобы удивить, мы наймем самых опытных художников виртуальной реальности (VR), а на сцене будут выступать аватар популярного артиста, которому мы заплатим гонорар, соизмеримый с его реальным выступлением. 

С культурно-развлекательными мероприятиями ситуация интересней. Зрителя привлекает желание к познанию нового, к смене обстановки, получению удовольствия от общения с другими людьми.

В период самоизоляции люди готовы в качестве альтернативы смотреть концерты через экраны мониторов и посещать zoom-вечеринки, и это частично закрывает описанные потребности на время. Но как только двери будут открыты, онлайн-альтернатив будет недостаточно! Люди захотят общаться, встречаться и подпевать любимому артисту, ликуя до мурашек на коже – едва ли при нашей жизни создадут аналог этого чувственного опыта онлайн. А значит, и объемы финансирования вернутся к докризисным".