Новое время: digital-этикет, или как быть тактичным в общении онлайн

Об этом рассказывает Ксения Маркова, специалист по европейскому этикету, создатель проекта Etiquette748.

Legion-Media

В своем блоге в инстаграме я часто рассуждаю о том, что же такое этикет. Многие считают, что это устаревшая и неповоротливая махина, оставшаяся где-то в эпоху кринолинов, в дворцовых европейских покоях и на высочайшем дипломатическом уровне. К счастью, это не так. Этикет – это свод неписанных правил, позволяющих людям с разным воспитанием и разными ценностями комфортно сосуществовать друг с другом. Проще говоря, главное – никого не обидеть случайно. При этом, этикет – очень подвижная конструкция, которая быстро и охотно адаптируется к любым, в том числе и новым условиям, что наглядно демонстрирует нам период пандемии. 

Всего несколько месяцев назад, когда мы только закончили отмечать новогодние праздники, и мир уже знал о новом заболевании, шаг за шагом мы с интересом наблюдали, как меняются правила поведения и понятия о приличиях. COVID-19 уже стремительно двигался в нашу сторону, и первое, что изменилось в мире – это было приветствие. Разумеется, рукопожатие не является единственной формой приветствия, существующей на земном шаре, но для Европы, определенно, самая известная. Отказ в рукопожатии со времен средних веков – невероятная, неслыханная грубость. Это было одним из самых дружеских в мире действий или жестов, призванных продемонстрировать: «Я – безоружен и безопасен. Я –друг». Одной из первых «отказ» получила Ангела Меркель. И вот это уже не оскорбление, а демонстрация осознанного, продуманного и ответственного поведения человека: я забочусь о себе и о вас. А вот американский президент Дональд Трамп, наоборот, подвергся осуждению: казалось бы, в такое время нужно подавать правильный пример, привлекая внимание к наступающей опасности, а он всё «по старинке» пожимает руки.  

Принц Уэльский одним из первых продемонстрировал все возможные варианты. Спасибо скорости распространения информации в digital-мире, об этом мгновенно узнали миллионы. Его Высочество использовал и «намасте», и руку на сердце, и руки за спину, и поклон. Сразу стали появляться и другие «бесконтактные» опции: помахать рукой, послать воздушный поцелуй… и беспомощно развести руками, мол, рад бы, да нельзя. Ее Величество королева Елизавета II, старейший правящий монарх, впервые в истории провела инвеституру в перчатках. К слову, визитные карточки и обмен ими как определенный символ делового этикета попали в немилость. 

Жестикуляция – целый мир невербальной коммуникации. С ее помощью обыватели могут толковать, счастлив ли публичный человек или нет, какие чувства он испытывает к своему супругу или какое у него сегодня настроение. Например, Мелания Трамп частенько попадала под прицел таких знатоков. Сегодня же люди учатся контролировать свою жестикуляцию. Собственно, во все времена правила хорошего тона не предполагали, что воспитанный человек жестикулирует и размахивает руками, как ветряная мельница, а всё же старается контролировать свое тело и движения, особенно в общем пространстве, но в одночасье, например, трогать лицо стало опасно и совершенно неприлично. 

Мир учится держать дистанцию в прямом «житейском» смысле, отходя на безопасное расстояние друг от друга в очереди в кассу и в виртуальном пространстве. Волей-неволей на самоизоляции, ограниченные или лишенные человеческого общения люди, вынуждены были обратиться в онлайн. Причин к тому было множество: от беспокойства о родных и знакомых, близких и далеких до неожиданно образовавшейся пустоты и банальной необходимости вести дела и зарабатывать.

По мере того, как всё больше людей оставалось дома, росло и предложение различных курсов, семинаров, вебинаров - «проведем карантин с пользой». Действительно, в начале казалось, что когда-то мы выйдем на улицы постройневшими и помолодевшими от участия в марафонах для лица и тела, просветленными от постоянных медитаций, выучившими новый язык, освоившими кулинарные тонкости, секреты взаимоотношений с мужьями и эпистолярный жанр. Поток и объем информации ускорялся, и появилось естественное желание - да что там, необходимость – фильтровать. 

Активность в онлайн привела в возросшему количеству лайков и подписок, столь желаемому для блогеров, но оказалось, что расширяющийся круг аудитории – это  не всегда и единомышленники. 

Мы учимся еще внимательнее следить за тем, что говорим и пишем. На смену зашкаливавшим эмоциям и необдуманным высказываниям, имеющим серьезные последствия, пришла осторожность, умение или хотя бы желание с этими эмоциями справляться и щадить окружающих. Границы личного пространства в реальных стесненных условиях потребовали особенного уважения в виртуальном пространстве. Старое «свой-чужой» приобрело новое значение и глубокий смысл. Прежде чем «опубликовать», нужно сделать паузу. Точно ли надо опубликовать? 

Но с самой, пожалуй, невероятной скоростью появились и, по всей видимости, установились неписанные правила поведения в Zoom или на других платформах, куда перешли совещания и лекции. Первые конференции стали мемами и, наверняка, надолго задержатся в нашей памяти и даже будут в качестве легенд рассказаны потомкам. Мимо участников конференций ходили полуодетые родственники, дети, коты. Кто-то забывал, что они «в эфире», и являл миру то, что называется "исподним" и уж точно никак не должно стать предметом обсуждения среди коллег. Все насмотрелись на неубранную впопыхах постель и разгромленный после завтрака стол. Выходил на рабочие совещания и со старых телефонов или компьютеров и вместо «имя- отчество-фамилия, должность» участники были удостоены чести узнать домашнее имя главного бухгалтера или прочитать что-нибудь вроде «самая красивая девочка». Даже на конференции самого-самого высокого уровня один из участников проголодался и решил полакомиться бананом, на что и услышал вежливое, но ироничное «приятного аппетита». В общем, не выключенные микрофоны и камеры много секретов принесли в мир. Не все сразу поняли, что теперь дом – это не совсем дом, где можно жить, как хочется и как привыкли, что теперь у нас есть постоянные визитеры. Подглядывание стало неизбежностью.

Правила хорошего тона таким образом установились в рекордно короткий срок. Ведь вся жизнь практически перешла в онлайн и старое как мир «комфортно мне – комфортно со мной» стало актуально как никогда. Формат всегда заявляется организатором. Это как в гостях: со своим уставом остаемся дома - в данном случае, за пределами виртуальной встречи. Возвращаясь к еде, есть выступающие, кто не возражает против совместного чаепития, но уместно это далеко не всегда. 

Микрофон включают только тому, кто говорит во избежание дополнительных смущающих и отвлекающих шумов, если это, конечно, не формат общей дискуссии. После того как многочисленные спикеры рассказали в социальных сетях, насколько неприятно выступать перед черными безликими иконками экрана вместо «живых» людей, стало нормой хорошего воспитания являться на конференции в Zoom причесанным и прилично одетым - примерно так, как если бы встреча эта происходила оффлайн. Неумытый и небрежно одетый спикер, как и слушатели, смущает и удивляет. Сколь бы умен и интересен он не был, уважение к аудитории и обсуждаемой теме никто не отменял. А внешний вид – и есть демонстрация того самого уважения. 

Конечно, условия жизни у всех очень разные и, возможно, всех домочадцев не получается попрятать по углам, но об этом можно предупредить и принести заранее свои извинения. Есть случаи, когда черная шторка участника всё же предпочтительнее отвлекающей демонстрации быта. Но тем не менее, на момент приветствия и заключительной части лекции или конференции предпочтительнее будет явить себя миру. 

В заключение, кроме столь верного и популярного ныне "оставайтесь, пожалуйста, дома", я бы добавила: берегите себя и окружающих, пусть и виртуальных. Пандемия пройдет, репутация тактичного человека останется навсегда. А интернет, как известно, знает и помнит о нас всё.