Психология бизнеса: как отвечать на новые вызовы

Какие шаги делать в ситуации высокой степени неопределённости, как работать с сотрудниками и какие возможности использовать в кризис.

fauxels: Pexels

Российский бизнес снова переживает трудные времена. О том, как сохранить свое дело поговорили с бизнес-вуман Викторией Мысак, основателем агентства по организации праздников «Igra Show» и владелицей кафе «RestoLavka», автором Телеграм-канала.

Виктория Мысак dr Виктория Мысак

Прежде чем говорить о специфике сегодняшнего времени, я бы хотела признаться, что благодарна пандемии и этой двухлетней тренировке, как бы странно это не звучало.

Действительно, в марте 2020 нам, предпринимателям, микро и мини бизнесу, казалось, что мы не сможем пережить испытаний, которые обрушились на нас с приходом многочисленных ограничений, карантинов и абсолютной непредсказуемости финала.

Но, к счастью, человек привыкает ко всему, и мы приняли неизбежность антиковидных мер и стали постепенно перестраивать свой бизнес в соответствии с режимом не проходящей пандемии.

За два последних года мы научились:

  • оперативно менять стратегию, тактику и операционные задачи,
  • не брать на себя финансовые обязательства на длительный срок,
  • прописывать в договоре возможные издержки, связанные с Cоvid-19,
  • управлять бизнесом и работать удаленно,
  • значительно экономить.

И теперь мы точно знаем, что такое массовое сознание, коллективный иммунитет и всеобщая истерия.

Так мы подошли к февралю 2022 года с надеждой, что ограничения ослабевают, а значит, мы скоро вернемся к доковидным показателям выручки и рентабельности.

Вместо этого нам пришлось пройти все 5 стадий принятия (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), настигнувшей нас ситуации в ускоренном режиме и снова искать способы удержаться на гребне предпринимательской волны, чтобы окончательно не утонуть.

И сегодня в ситуации высокой степени неопределённости и полной изоляции, нам необходимо собрать остатки воли и двигаться вперед.

pexels.com

Чтобы двигаться вперед необходимо иметь:

  • высокий уровень адаптивности, то есть способность и возможность быстро перестроить бизнес-процессы в своей компании под сложившую ситуацию. Например, найти новых поставщиков продуктов, если раньше они доставлялись из тех стран, которые в марте ввели санкции против России.
  • мультизадачность – или решение нескольких вопросов в течение рабочего дня. В период, когда ежедневно что-то меняется, например, курс валют, предпринимателю необходимо принимать решения молниеносно.
  • гибкое целеполагание или умение правильно определить приоритеты. После обострения политической ситуации, стратегии развития бизнеса, которые были написаны еще в конце прошлого года, стали неактуальными. После февраля их пришлось радикально менять и сейчас корректировать ежедневно.
  • эффективную коммуникабельность, которая необходимо как при общении с клиентами, так и с партнерами. Потребительские интересы тоже меняются в связи со сложившейся ситуацией, хотя бы в вопросе доходов, поэтому обратная связь от клиентов сейчас важна как никогда.
  • открытость новому,
  • нестандартное мышление.
cottonbro: Pexels

Два последних пункта подразумевают изменение бизнес-моделей, принятие нестандартных решений, ведь любой кризис – время возможностей. Если старые методы не действуют, не бойтесь экспериментировать с новыми. Самое главное признать тот факт, что работать по сценарию даже последних двух лет уже не получится и нужно максимально оперативно переформатировать свой бизнес или вообще искать новую нишу.

И здесь, независимо от степени радикальности принятых решений, важно быть еще более точным и собранным, как по отношению к цифрам, так и к людям.

В работе с сотрудниками я бы порекомендовала использовать принцип «меньше шансов». Иными словами, ошибаться и недопонимать мы могли себе позволить пару лет назад, а сейчас уже это может привести к неминуемой гибели компании. Несмотря на кадровый голод, жизненно необходимо, чтобы все задачи руководителя выполнялись в срок.

Еще одно важное правило – «рука на пульсе 24/7». Собственник обязан ежедневно отслеживать ключевые показатели для того, чтобы оперативно корректировать тактику.

Важна максимальная цифровизация и прозрачность деятельности. Большинство предпринимателей, в особенности в России, работают «с блокнотом» и телефоном. Все мысли, задачи, движение денежных средств сосредоточены в голове бизнесмена – руководителя, большинство сотрудников даже не знают свои показатели и работают «вслепую».

Очень важно, чтобы все качественные и количественные показатели были прописаны и регулярно пересматривались, а самые ключевые – доводились до сведения сотрудников.

Да, пандемия существенно сократила число предпринимателей, выявив все слабые места отечественного малого бизнеса. Однако, во многом благодаря пандемии и существующим обстоятельствам, современная бизнес-среда меняется кардинальным образом, а проблемы, которые годами не подлежали рассмотрению, сейчас находят отражение не только на бумаге, но и в нормативно-правовых актах.