5 причин сходить на выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

Выставка «Точки зрения» продлится до 2 октября. Она построена на сравнении портретов и автопортретов художников. В экспозиции представлены работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других.

dr Экспозиция выставки «Точки зрения»

Сравнить автопортреты и портреты художников

Сходства и различия, объективность и субъективность… Подобные противопоставления всегда интересовали любителей искусства. Коллекционер Яков Рубинштейн специально искал пары и серии портретов: если к нему попадал портрет Константина Сомова, исполненный Львом Бакстом, то он старался найти автопортрет Сомова и так далее. Рубинштейн составил целую подборку таких работ. После смерти коллекционера живопись и графика из его архива разошлась по государственным и частным собраниям, а идея сопоставления портретов была поддержана и развита кураторами Музея русского импрессионизма в экспозиции новой выставки. 

Оценить разные «точки зрения»

Художники разных школ пишут самих себя и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Некоторые автопортреты и портреты оказываются схожи по манере и идее — как, например, работы Леонида Пастернака. Другие же обыгрывают разницу, например, как автопортрет Михаила Ларионова (кстати, эта картина из собрания Третьяковской галереи впервые показывается широкой публике) и его портрет в образе курильщика, написанный его женой Наталией Гончаровой.

Советуем также обратить внимание на  новые мотивы в портретах — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картина-в-картине, окна, средневековые улицы в качестве фона или даже городские микромиры…

Задаться вопросом: автопортрет — старое селфи?

Жанр портрета переживает расцвет в начале XX века. Немаловажную роль в этом сыграла конкуренция с фотографией. Теперь художники не так гнались за внешним сходством героя на картине, больше экспериментировали с образами и трактовками. Вот почему особенно интересно сравнивать художественные портреты с фотографическими документалиста Карла Буллы или любителя «живописной» обработки негатива Моисея Наппельбаума.

В этом смысле фотографические работы Александра Родченко и Варвары Степановой иные: здесь предельное упрощение образа художника — лицо, взятое строго в анфас, взгляд вперед, ты на первом и единственном плане.  

Александр Родченко. «Варвара Степанова». Середина 1920-х. Частное собрание, Москва. dr Александр Родченко. «Варвара Степанова». Середина 1920-х. Частное собрание, Москва.

Узнать, с кем дружили художники

Когда вы попадете на выставку, то увидите, что многие известные художники позировали своим коллегам.  Этому способствовали творческие объединения. Некоторые складывались уже в учебных заведениях: «голуборозовцы» и «бубновалетцы» учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а Репина, Бродского и Кустодиева связывала петербургская Академия художеств. Были также мирискусники, участники дягилевских антреприз и многие другие сообщества, участники которых много и охотно портретировали друг друга. Приятельские отношения внутри таких коммун позволяли экспериментировать — и смеяться над товарищем, и восхищаться им. Способствовало развитию портретного искусства и появление в обществе художников культовых фигур с запоминающейся внешностью: это Анна Ахматова, Максимилиан Волошин, Максим Горький, Всеволод Мейерхольд, Сергей Дягилев и Фёдор Шаляпин…

Кустодиев Борис. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург dr Кустодиев Борис. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Открыть Шаляпина-художника

Знаменитый артист покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. Музей предлагает взглянуть на неординарного и многогранного Фёдора Шаляпина его собственными глазами и глазами современников певца. На третьем этаже музея в рамках спецпроекта  будут  представлены как автопортреты, фотографии, костюмы артиста, так и произведения его друзей-художников (Константина Коровина, Александра Головина, Бориса Григорьева и других).

«С встречными людьми он никогда не был прост — всегда играл. Никогда я не видел его со знакомыми таким, каким он был, когда приезжал ко мне в деревню» — писал о нем Константин Коровин. Фигуру такого масштаба и таланта сложно понять, не зря этому посвящен целый проект. Чтобы посмотреть его, поднимайтесь на третий этаж музея.

dr Константин Коровин. «Портрет Федора Шаляпина», 1921. Российский национальный музей музыки, Москва dr