Анна Котова о преодолении внутренних барьеров, любимых ролях, актерском эго и своем операторском опыте

«Если ты однобоко воспринимаешь мир, ты будешь это транслировать через роли, через персонажей».

Фотограф: Ирина Заргано Анна Котова
.

С чего началась карьера актрисы? Почему вы выбрали эту профессию? 

Профессия была со мной с самого детства. В школе я выступала на сцене — играла в постановках, участвовала в концертах, пела в фольклорном ансамбле. Мне кажется, с этого началось, а к окончанию школы это меня подвело к поступлению в театральный институт. Попробовала — и поступила. 

Какие самые большие трудности приходилось проходить в процессе работы и в карьере? 

Самые большие трудности для меня — преодоление внутренних препятствий, барьеров, сомнений, страхов. Это мешает реализовываться. 

Как оцениваете себя в процессе роста и развития карьеры? Чувствуете ли, что навыки со временем улучшаются? 

Конечно, рост есть, навыки улучшаются. Это как в любом деле — ты занимаешься им, как говорят, 10000 часов и становишься мастером определенного уровня. Когда ты «в обойме», твои навыки улучшаются, по-другому быть не может. Ну и, конечно, я стараюсь заниматься саморазвитием: смотреть кино, понимать, что сейчас востребовано в индустрии. Я меняюсь как человек, и это меняет меня в профессии. Это всё комбинированный сложный процесс, и очень интересный для меня. 

Есть ли у вас кумиры в профессиональной сфере?

Есть актеры, актрисы, которые мне очень нравятся, которыми восхищаюсь. Я слежу за тем, как они работают. Это всегда вдохновляет. Смотришь и думаешь: «‎Ого, как она это сделала? Как она это сыграла?»‎, — и понимаешь, что есть, куда расти. 

У вас достаточно большой «послужной список»‎ — какая роль запомнилась больше всего?

Для меня всегда сложно выделить что-то, ведь все роли ассоциируются с определенными жизненными периодами или значимыми темами. Поэтому для каждого периода жизни будет своя любимая роль. С началом карьеры ассоциируется роль в фильме Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». «Оттепель» — тоже гиперважный для меня проект. Следующий период — роль в сериале «Учителя». Сейчас вот — «Сёстры» и «Бэби-тур». В каждом периоде жизни — запоминающаяся роль. 

В какой момент вы нашли «своего агента», и много ли их было?

Всего у меня было два агента. На старте карьеры я состояла в агентствах, как и многие начинающие актеры. С течением времени, с расширением фильмографии стала работать с Екатериной, с которой мы сотрудничаем по сей день. Интересный был случай: я к ней приходила однажды, и мы с ней не сошлись, она меня не взяла. Я в тот момент не очень про себя понимала, какой я артист, в чём мое «уникальное предложение». Через несколько лет мы снова встретились, и я уже могла показать результаты своей работы, объяснить, чего я хочу дальше в своей актерской карьере. И вот мы стали с ней работать, и работаем уже больше 7 лет — очень здорово и продуктивно. 

Чем вам запомнились съемки в проекте «Бэби-тур»? Что для вас значил этот проект?

Отличный сценарий, классная команда. Это живой, настоящий проект — было очень приятно в нём работать. Любой проект — это отдельная жизнь, исследование какой-то темы. Вот и этот проект не исключение. 

Сложно ли совмещать работу в театре со съемками в кино?

Я никогда не служила в репертуарном театре. Последние несколько лет не играю и в антрепризе, — сосредоточилась на киносъемках. 

Вы являетесь актрисой дубляжа. Как сейчас обстоят дела в индустрии с озвучанием?

Сейчас, конечно, этого стало меньше. В основном я дублировала авторские фильмы, фестивальные. Сегодня в кинотеатрах почти нет такого кино, поэтому я практически не занимаюсь дубляжом. Но жаль, хотелось бы, — мне нравится этот процесс, у меня получается, я кайфую.

Случалось ли, что ваш голос узнавали, смотря кинокартину? 

Скорее, наоборот: я рассказывала знакомым, что дублировала в фильме  актрису, и все удивлялись, говорили, что не узнали. 

На просторах интернета также есть информация о том, что в одном из проектов вы выступили оператором. Расскажите об этом опыте.

Да, это был проект «#СидЯдома». Мы снимали в пандемию, когда нельзя было выходить из дома. Каждый актер самостоятельно снимал себя на камеру телефона, выстраивая кадр с режиссером в формате онлайн-общения, затем это смонтировали, и проект вышел в эфир. Снимали мы себя сами, и вот записали нас, как операторов. Теперь есть такая строчка у меня, да. Забавно! 

Как готовитесь к ролям? Бывало ли, что приходилось кардинально меняться для роли? 

Меняться приходится больше внутренне. Меняли цвет глаз в некоторых проектах — я носила карие линзы, мне затемняли волосы. Но каких-то кардинальных перемен пока не было.

Как, по вашему мнению, онлайн-кинотеатры влияют на развитие индустрии?

Однозначно влияют на качество контента, на развитие конкурентной среды: каждый хочет отличиться, сделать уникальный продукт. Это повышает общий уровень качества проектов. 

Много ли в вашей карьере было отказов? Как вы справлялись с ними?

Конечно! Большинство отказов приходится на начало карьеры. И это будет всегда, — ты не можешь подходить во все проекты. Сейчас я воспринимаю это уже спокойно, хотя иногда бывают проекты, куда очень хочется попасть, но не попадаешь, и это всегда ущемление своего эго. Но это рабочие процессы, нужно воспринимать это нормально. 

Насколько важно для актерской профессии заниматься самопознанием?

Безумно важно. От этого напрямую зависит, какую палитру персонажей, характеров ты можешь сыграть. Если ты однобоко воспринимаешь мир, ты будешь это транслировать через роли, через персонажей. Чтобы играть разных персонажей, нужно развиваться, расширять сознание. Мне кажется, это актуально и полезно для любой профессии, для каждого человека. Всем желаю познать себя, найти свою уникальность и радоваться ей.

.