Риналь Мухаметов: «В наше время про хорошее надо кричать — смело и, насколько возможно, громко»

О том, почему актер Риналь Мухаметов не считает вынужденную паузу в работе трагедией, а отсутствие объятий — проблемой, — в интервью OK!

Елена Сарапульцева На Ринале: Пиджак COS, рубашка Bikkembergs, часы TAG Heuer Connected, 45 мм, корпус из стали, керамический безель, каучуковый ремешок. В кадре: левретка Лили @lillybrushme

C Риналем, другом бренда TAG Heuer, мы встречались два месяца назад, когда самоизоляция носила рекомендательный характер, c собаками можно было гулять сколько угодно и даже сниматься. Мы продолжали строить планы на лето, ходить в офисы и назначать встречи в кафе. Правда, едва заняв столик, немного напоказ бежали мыть руки и уже учились держать их при себе. Увидев как всегда приветливого, улыбающегося Риналя, я поймала себя на мысли, как трудно мне, экстраверту, обходиться без привычного рукопожатия или дружеского поцелуя при встрече.

Риналь, а как вы чувствуете себя без тактильных приветствий?
Как раз-таки карантин дал мне понять, что я так существую всегда. То есть я всегда открыт, я рад встрече, но тактилен не со всеми подряд. Есть определенный круг людей, в котором мы продолжаем обниматься, — это круг семьи.
А как же мужская традиция, едва зайдя в помещение, немедленно начинать пожимать руки всем присутствующим там мужчинам, включая стариков и младенцев? 
Ну можно же всегда сместить акцент, сказать: «Ой, здравствуйте! Как я рад вас видеть!» — и проскочить этот момент. Не обязательно начинать с такого официоза. 
Но с женщинами — это ведь не официоз?
Согласен, там другое. Рукопожатие как признание некой симпатии. И возможно, сегодняшняя ситуация сделает так, что этот тактильный момент будет происходить не так быстро, не в первый момент знакомства, и у нас будет возможность побольше пообщаться с человеком. Всё будет немножко более сдержанно. Но я, если честно, ко всему отношусь спокойно. Из серии — как бог пошлет. (Улыбается.)

Вы какие-то прогнозы строите? Фантазируете на тему будущего?
Я всегда думаю только о хорошем. А плохое — будет, значит будет. Для меня мир повсеместно устроен с какими-то проблемами. Я с рождения везде и всё время с ними сталкиваюсь. Тем не менее я стараюсь мыслить позитивно. Вот сейчас в моей любимой Италии, при всем том, что там происходит, люди по вечерам выходят на балконы и поют, чтобы поддержать друг друга. А у нас всё: отношения между мужчиной и женщиной, отношение к жизни, отношение к работе — всё построено на жестком сарказме. Это защита. Людям легче представить себя в роли идиота, чем показать свои положительные качества. 
Риналь, в период карантина многие актеры за рубежом и у нас устраивают всякие онлайн-активности — прямые эфиры, чтения классиков, песни по заявкам подписчиков. Не планируете влиться?
Может, это прозвучит по-идиотски, но я стесняюсь данных форматов. Мне достаточно общения с публикой в театре и в кино. Свободное время, которое сейчас возникло, хочется посвятить семье и себе. Я занимаюсь спортом. Я учу английский. Я читаю книги. Я смотрю сериалы и обучающие видео. Купил себе электронную установку Roland Octopad SPD-30, на которой можно делать свои биты и записывать музыку. Я по сути своей — ударник, начал заниматься этим в девятом классе и очень трепетно отношусь к искусству игры на ударных инструментах. На втором курсе мы с однокурсниками создали группу «Корпорация Жёлтый Асфальт». Я в ней был вокалистом и писал тексты, а Юра Лобиков отвечал за аранжировки. Этой группы уже нет. Мы все выросли, и это прошло. И вот сейчас я вдруг снова решил заняться музыкой. Тем более когда есть время и возможность самому попробовать аранжировать свои песни. 
Этот возврат в прошлое никак не связан с тем, что вам исполнилось 30?
Я не верю в магию цифр. Но я замечаю, что через определенный промежутки времени ты, как правило, проваливаешься в переосмысление. Происходит такой сброс кожи — знаете, как у змей. Ты...
...обнуляешься?
Нет-нет-нет. (Смеется.) Сегодня это слово странно звучит. Обновляешься. Видимо, совпало с 30-летием. Все-таки много работы сделано. Много тобою сказано. Ты осмысляешь то, что ты сказал, пытаешься понять, что делать дальше. Хочется отказаться от суеты. Я вот смотрю на Хоакина Феникса — каким он стал очень осмысленным, по-хорошему мудрым, и восхищаюсь им. Не завидую, а восхищаюсь.

Риналь, недавно вышел фильм «Кома», в котором вы сыграли архитектора. Он гений, Корбюзье XXI века, который в реальном мире вынужден работать в стол. Для того чтобы реализовать потенциал, его погружают в искусственную кому, и это почему-то плохо. А сидеть без заказов хорошо? Вот вы готовы писать музыку в стол?
Я — готов. Cейчас такое время, когда всё делается на потребу публике. И ужас в том, что, даже когда мой герой попадает в кому, в мир иллюзии, где он может строить всё, что захочет, — там его работу превращают в продукт широкого потребления. Это не совсем коммерция, но это не свободный полет. Его используют.
Но это вроде нормально для архитектора — строить для других? Вот вы, актер, тоже работаете для зрителя, разве нет?
Это очень тонкий момент. Когда я выхожу на сцену или на съемочную площадку, я не занимаюсь тем, что транслирую мысль зрителю. Люди приходят в театр услышать мое мнение, которое выражается в том, как я выстраиваю роль. Либо они это принимают, либо не принимают. Я считаю, что это честно, и не ставлю перед собой задачу сделать так, чтобы всем нравилось. 
Я правильно понимаю, вам обратная связь не очень важна?
Отчасти да. Для меня иммерсивной истории не существует. Но, конечно, когда по комментариям после спектакля я понимаю, что мне удалось донести свою мысль, для меня это важно. Не хочу использовать выражение «воспитание зрителя». Скорее это «нахождение единомышленников». Я хочу работать не для миллиона слепо следующих за мною фанатов, а для тех, кто в каком-то смысле думает как я. Их может быть мало. Какая разница? Сейчас время продюсерского кино. Его делают люди, которые понимают, что необходимо зрителю. А я всегда считал, что подстраиваться — неправильно, нечестно. 

При этом вы много снимаетесь именно в коммерческом кино — «Вторжение», «Притяжение», «Кома»...
Смотрите не на картины, а на роли, которые я в них играю. 
Кажется, вы всё время играете плюс-минус себя — светлого, интеллигентного человека. А демоны в вас есть?
Для меня самое плохое, что есть в этом мире, — это мы, люди. Это мы являемся испорченной частицей. Но мы придумали, что есть некий дьявол, что есть некие черти, что есть некий Аид, и это всё портит. Для меня — нет. Вы посмотрите, что сейчас происходит: мы даже свободой слова не можем пользоваться! Мы ею пользуемся, чтобы оскорблять и критиковать — исключительно. А если что-то хорошее, мы как-то стесняемся, мне в этом разные люди признавались. В наше время про хорошее надо кричать — смело и, насколько возможно, громко. 
Например, про что?
Про благотворительность. Есть прекрасные фонды — «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой, «ГАЛЧОНОК», «Дети-бабочки», «Дом с маяком»... Я знаю, что их очень-
очень много. Недавно я стал попечителем фонда «Подари жизнь», и я буду делать всё возможное, чтобы ему помочь. А когда-нибудь, в перспективе, я хотел бы придумать какой-то свой проект для людей, у которых есть проблема заикания. Меня часто спрашивают в соцсетях: «Как вы справились с заиканием? Как вы излечились?» Кто-то излечивается. Но есть люди (например, я), кто не излечился. В моем случае заикание — история, над которой ты работаешь всю жизнь. Это дисциплинирует. Не дает тебе забыть, что ты человек и не имеешь права оскорблять других. Это не дает тебе забыть, с чего ты начинал и через что прошел и продолжаешь проходить. Заставляет ценить другого человека. Со стороны кажется, что это моя изюминка, но на самом деле это вечная работа. И сейчас, разговаривая с вами, я тоже работаю. (Улыбается.) 

Понятно, почему TAG Hеuer, лозунг которого — «Не сдаваться под натиском», выбрал своим амбассадором вас. А что это сотрудничество дает вам?
Я очень люблю красивые вещи — часы, машины, одежду. Для меня важно имя дизайнера. В машинах кто-то, например, выбирает BMW или Mercedes. А мне нравится японская Acura, нравится английский спорткар AC Cobra, нравится Aston Martin. А часы, особенно хорошие механические, такие, как делает TAG Heuer, — вообще вещь невероятная. Не просто красивая, а наполненная какою-то мудростью. Общаясь с людьми, которые разбираются в часах, я понял, что это культовая и по-настоящему мощная компания. 
Для вас часы — рабочий инструмент или украшение?
Ни то и ни другое. Всё, что на мне, — это часть меня, то, что меня дополняет и продолжает язык моего тела, мысли, взгляда.  
Как думаете, у кого из ваших героев могли быть TAG Heuer на руке?
Да у любого! Но разные. Наверное, Хэкону больше подходят смарт-часы. Мой герой из «Временных трудностей» носит модель, которая у меня сейчас, — TAG Heuer Carrera Heuer 02T. Это планетарий на руке с уникальным турбийоном. Если брать героя из «Битвы», он был бы в спортивных электронных часах. Стасик из «Года культуры» — в TAG Heuer Monaco, потрясающей выразительной модели унисекс. Аркадий Голуб из «Оптимистов» носил бы классическую модель с изящным циферблатом на коричневом кожаном ремешке. 
Кстати, в этом году выходит второй сезон сериала «Оптимисты»...
...в котором Голуб продолжает меня удивлять и радовать. Это такой романтический панк советской эпохи. Поэт в обличии дипломата, который не может следовать общепринятым нормам и правилам. Кстати, как все мои герои и я сам. (Улыбается.)

Стиль: Наталья Лисакова. Груминг: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Ассистент фотографа: Андрей Гапанович. Ассистент стилиста: Виктория Иванова

Благодарим бобтейла Ирму, Левретку Лили @lillybrushme, джек-рассел-терьера Чику @Chica_the_beauty_dog и бивер-йоркширского терьера Пряника за участие в съемке в качестве моделей