Денис Казьмин
18.10.2018 15:10
Звезды

Рэпер ST: «Слово для меня важнее в творчестве, чем музыка»

Рэпер ST о телепроекте «Суперстихи», работе с группировкой «Ленинград», новом альбоме и своем 30-летии.

Фотография: Артём Саватеев

Расскажи, как и когда появилась идея проекта «Суперстихи»?

Около трех лет назад. В буклете моего альбома «Почерк» помимо текстов песен было опубликовано несколько моих стихотворений. И в тот момент я задумался о том, что вокруг есть много людей, которые пишут стихи в стол или публикуют их в соцсетях. А вот хорошей площадки, где поэты могли бы собираться вместе и читать свои произведения, нет. Причем было важно, чтобы на эти встречи приходили и обычные зрители. Я договорился с известным спортивным магазином на партнерских условиях о проведении поэтических вечеров у них. Поначалу собиралось человек 25-30: кого-то я заманивал бесплатным пивом, кто-то приходил по дружбе. Потом стали подтягиваться друзья друзей. Но отношение к «Суперстихам» всё равно было поначалу скептическим.

Почему?

Многие говорили, что стихи – это мертвый жанр. И вообще сомнительно, что проект запустил рэпер, и что собираются какие-то никому не известные ребята. Но мы продолжали расти. Я сам искал интересных молодых поэтов в соцсетях, мы запустили в инстаграме хэштег #superстихи.

Приходили новые люди – у них тряслись руки, они читали с телефона, заикались, но с каждой новой встречей совершенствовались. Некоторые ребята со временем доросли до собственных поэтических вечеров, чем я несказанно горжусь!

Мы выпустили сборник стихов, появилась дополнительная мотивация. Постепенно нам стало тесно на втором этаже спортивного магазина и мы переехали в просторный бар. По сути, мы стали самым открытым, доброжелательным, медийным поэтическим клубом Москвы. Сыграла роль и моя известность, и то, что к нам в гости приходили знаменитые гости.

С чем связано решение выходить на телевизионную аудиторию?

Мне всегда важно задавать тенденции и заранее предвидеть следующий шаг. Идею ТВ-шоу «Суперстихи» вынашивал очень давно. Я понимал: хорошо, что люди к нам приходят, но ведь есть другие города и регионы, нужно подключать и их. В общем, хотелось масштаба. Мы провели переговоры с ТНТ Music. В августе этого года сняли пилотный выпуск.

Как набирали участников?

Поскольку первый сезон показательный, я лично выбирал участников из числа наших проверенных ребят. Из тех, в ком я уверен. Как показывает практика, мало просто хорошо писать стихи, их нужно еще уметь декламировать. С расстановкой, с интонацией. Более того, одно дело читать перед людьми в ресторане, и совсем другое, когда сзади тебя декорации, перед тобой камеры, когда ты не видишь глаз слушателей из-за софитов. Плюс мы проводили непредвзятый, объективный кастинг во ВКонтакте. Таким образом мы сколотили команду из 25 поэтов. Они совершенно разные. Есть и безработные, и таксист, и бизнесмен, и менеджеры, и творческие люди, и юрист, и патологоанатом. В этом фишка нашего проекта.

25 человек – это же очень мало… Представляю, сколько поэтов в России, которые мечтают заявить о себе.

Тут есть подвох. Первый сезон «Суперстихов» я сравниваю с первым сезоном шоу «Голос». Вспоминаю, как многие мои знакомые, талантливые блюзовые, соул певцы с пренебрежением относились к кастингу: «Что, «Голос»? Что это такое? Какая-то чушь телевизионная. Зачем нам туда?» Прошло два сезона программы, и они сами пошли участвовать. Так же и у нас.: «Я поэт, зачем мне ваши «Суперстихи», да плевать я на это хотел». Вот увидите, потом сами будут умолять и проситься к нам в проект. Кроме того, ребят всего 25, поскольку мы ограничены в эфирном времени, и должны делать яркое, ёмкое и понятное шоу. Такое, чтобы зритель, листая каналы, останавливался именно на нас.

Что получит победитель?

Моя главная цель – популяризация поэтического жанра и популяризация тех людей, которые создают действительно классные стихотворения и хотят быть услышанным. По итогам шоу мы выпустим книгу со стихами всех участников. Она будет продаваться в магазинах. Двое финалистов получат денежные призы - 100 и 200 тысяч рублей.

Фотография: Артём Саватеев

В чем отличие «Суперстихов», скажем, от невероятно популярных в прошлом году Versus-баттлов в Ютубе?

Когда мы продумывали концепт, нам советовали включить в шоу некий элемент баттла, чтобы наши участники читали стихи друг про друга. Но зачем всё это? Совершенно не считаю нужным мешать поэзию и Versus. Это разные вещи. Абсолютно! Рэп – это заимствованный жанр, наш проект – про мастерское владение русским словом, мы ориентируемся не на хип-хоп, а на лучшие образцы русской поэзии. Нужно состязание? А оно у нас присутствует. Между участниками проекта происходят дуэли. Только они не поливают друг друга грязью, а читают каждый своё лучшее стихотворение. А затем сами выбирают достойного с помощью голосования. У нас шоу построено на том, что финалистов определяют сами же участники между собой.

Тебе важно поймать хайп или может даже искусственно создать шумиху вокруг «Суперстихов»?

К сожалению, сейчас модно меряться грязным бельем. Чем больше скандалов, тем интереснее персонаж. А до содержания никому нет дела.

Я пытаюсь избегать искусственного хайпа. Есть ряд артистов, имена которых я знаю, зачем-то в курсе, с кем они встречаются и разводятся, но не знаю, что они поют. Обертка сейчас стала важнее начинки, к сожалению. А у нас настолько вкусная конфета, что мы не переживаем за обложку.

К нам приходил Шнуров в качестве эксперта. Просто по дружбе, поскольку я его лично попросил. После съемок подходит ко мне и говорит: «Саня, если честно, думал, что фигня будет какая-то. Но очень приятно удивлен!» Вот ради этого мы и делаем проект. Чтобы люди приятно удивлялись.

Ты сам выпустил недавно собственный сборник стихов «Рэпер против музыки». Почему такое название? Для тебя в творчестве слово первично, а музыка вторична?

Да, абсолютно так. Хотя вот только сейчас подумал, что сборник надо было назвать «Шоколадка против обертки». Или «Конфетка против фантика». (Улыбается.) В свое время я слушал «Многоточие», когда мне было хреново, и они меня поддерживали. Я слушал Децла, и он меня тоже поддерживал. А сейчас что? Включаю какой-нибудь новый трек, а там: «Эй, биомусор, как тебе туса?». Я думаю, так, стоп! Биомусор? Это что же получается, я биомусор? И это всё обрамлено модным саундом, тебя качает и ты вроде уже такой: «Ну, биомусор и биомусор, ок». Я все-таки за текст. Для меня смысл первостепенен. Мне важно, что человек хочет донести. Недавно слушал альбом Фейса, потому что накануне посмотрел его интервью, в котором он рассказывал, что стал затрагивать в творчестве социальные, общественно-политические темы. Думаю, о, молодец пацан, - притянул к себе аудиторию и начал ее учить жизни. Включил пластинку, но дослушать так и не смог. А знаешь, почему? У «Многоточия» тоже была социалка: ты на дне, чувак, но есть вариант всё в жизни поменять, и это в твоих силах, я хочу вылезти из этого болота, давай со мной, наверх! А у Фейса в текстах полная безнадега, он не предлагает решения проблем.

Фотография: Артём Саватеев

Сейчас ты работаешь над новым сольным альбомом. Каким он будет?

У нас только что вышла потрясающая песня с группировкой «Ленинград»вместе с клипом. Она войдет в альбом. Есть еще идея сделать трек в честь 15-летия «Бумера», взять оттуда сэмпл и замутить мощную коллаборацию – квартет или даже квинтет. В основном же, будут мои сольные песни. Каждый сингл удивит слушателя, это я гарантирую. Я считаю, что артист не должен заниматься самоповтором. По сути, в определенный момент творческой деятельности я мог бы сделать три копии песни «Иду ко дну» про несчастную любовь, продолжать читать рэп о том, как я безответно люблю и как страдаю. И спокойно выезжать на этой волне дальше… Но какой смысл вот в эту рану снова и снова вставлять нож и медленно проворачивать?

Идти по проторенной дорожке проще. ..

Не мой путь. Неинтересно, скучно. Сейчас, чтобы быть популярным, не нужно выделываться – артисты друг друга копируют, перепевают, заимствую сэмплы. А мы любим выделываться: записываем живых музыкантов, приглашаем разных битмейкеров… Огромное внимание я уделяю текстам – важно, чтобы за каждым треком стояла история. Я летел как-то раз из Питера, и на соседнем кресле сидела девушка. Она навзрыд прорыдала весь полет. И меня это настолько задело… Я не понимал, почему она плачет. И эти слезы были точно не из-за того, что ей не купили новое платье или туфли. Причина была гораздо серьезней. Я не знал, какая, но писал-писал-писал всю дорогу. Родилась песня «Восьмой ряд». И она не о том, почему плачет девушка, она об ощущениях от происходящего.

Ты ведь сейчас параллельно участвуешь в творческой жизни группировки «Ленинград». Как тебя принял коллектив?

Я никому ничего не говорил до последнего. Все узнали о нашем сотрудничестве с «Ленинградом» после выхода клипа и песни «ЧПХ». И так всё у нас попёрло, что Сергей Владимирович (Сергей Шнуров – прим. ОК!) предложил мне с ними гастролировать. В «Ленинграде» я чувствую себя хорошо. Это мое место, мне там комфортно, уютно.

«Ленинград» - это такой живой организм, куда ты не сможешь подсадить лишний орган. Он его попросту отвергнет. А моя «пересадка» прошла очень удачно, мы поняли, что мой рэп имеет место быть в песнях «Ленинграда», публика приняла, людям нравится.

Как тебе удается совмещать сольный проект с работой в группировке «Ленинград». Не мешает одно другому?

У нас было потрясающее лето в этом году. Я гастролировал и с «Ленинградом», и сольно, выступал на фан-фестах чемпионата по футболу. В какой-то момент подумал даже, зачем я вообще снимаю квартиру? Приезжал в Москву, менял сумки, стирал вещи и снова уезжал. Это огромный кайф! Совмещать мне только в радость. «Ленинград» мне дал много в плане гастролей, в плане узнаваемости, медийности. За это я бесконечно благодарен Шнурову.

Правда ли, что гастроли «Ленинграда» проходят весело и безбашенно, как многие считают?

Один известный артист как-то сказал, что рок-н-ролл на гастролях - это всё туфта. Мол, попробуйте-ка вы сами одновременно ездить по городам, каждый вечер давать концерты, при этом бухать и веселиться. Это невозможно! Я слушал и думал – получается, что я невозможный человек! А еще я знаю целый невозможный коллектив. (Смеется.) Рок-н-ролл – это образ жизни, и он не меняется, когда заканчивается концерт.

Как тебе Шнуров?

Сергей Владимирович – интеллигентный, начитанный, образованный, интеллектуально подкованный человек. Мне кажется, его самая большая проблема – найти собеседника, с которым можно было бы пообщаться на равных. Но при этом он – творческая личность, кутежник, хулиган. Уникум. Можно быть необразованным интеллигентом, а можно быть образованным рок-н-ролльщиком. Я думаю, что второе лучше.

Фотография: Артём Саватеев

Не могу не спросить про песню Бузовой «Мало половин». По-моему, только ленивый не упрекнул тебя в том, что ты написал этот въедливый хит.

Упрекнули, что написал хит. Звучит смешно! Трек вышел полтора-два года назад, а ведь до сих пор актуален. Даже наши футболисты во время чемпионата пели «мало, Головин, мало-мало, Головин». Ко мне за песнями приходят многие артисты, но я часто отказываю. Мне кажется, лучше стрелять из снайперской винтовки редко, но в десятку, чем бомбить без разбора из дробовика. В общем, приходите ко мне за хитами те, у кого есть деньги... и Оля. (Смеется.)

А что никогда ни за какой гонорар не сделаешь?

Я не буду петь с Филиппом Киркоровым.

Почему?

Потому что со времен выхода трека #Давайдосвидания, в создании которого я участвовал, моя позиция не поменялась.

Такая принципиальность помогает или мешает в бизнесе?

Я бы вообще хотел научиться грамотно вести бизнес. Сколько раз себе говорил, что не надо быть слишком открытым и добрым по отношению ко всем людям подряд, что где-то нужно уметь идти по головам… Не получается. Себя не обманешь. У меня даже был случай, когда я попросил товарища выступить на моём дне рождения. А он выставил ценник. Я подумал, что ж, хорошо, пусть будет так. Деньги не проблема. Проблема – найти хорошего человека.

И с этой мыслью ты подошел к 30-летию, которое отметил в сентябре?

Я сменил номер телефона и обновил записную книжку. Стал лучше разбираться в людях. Понял, кто друг, кто - нет. Я четко знаю, чем занимаюсь и куда двигаюсь. И я понял, что это только начало.