«Мы не беспринципные. Мы очень даже принципиальные!»
Продюсер Анастасия Приц — движущая сила литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения» — рассказала о том, как в креативном бизнесе преодолевают кризисы, в каком «криминальном деле» замечен Игорь Верник, о новом жанре документальных монологов с Вадимом Верником и что это за формат — «Ёлки для взрослых» — который они придумали вместе с Гошей Куценко.
Анастасия, начнем с любопытного наблюдения: в 60-х поэты собирали стадионы, но жанр умер. 10 лет назад вы с Александром Цыпкиным пересобрали «чтения». У вас получилось не только удачно монетизировать формат (если измерять «обороты» концертами и другими активностями в рамках бренда), но и стать фактически монополистами — с вами читают лучшие. Представим, что перед вами человек, который впервые слышит о «БеспринцЫпных чтениях». Какие три факта со старта ему стоит узнать о проекте?
Во-первых, это действительно уникальный и очень востребованный формат. Мы ведем переговоры с билетными операторами, чтобы зафиксировать его и на сервисах официально называть чтения – чтениями, а не «театральными постановками» или «творческими вечерами». Во-вторых, «БеспринцЫпные чтения» — проект-долгожитель. Оставаться востребованным и популярным на протяжении 10 лет достаточно сложно любому бизнесу, культурному — особенно. В-третьих, мы очень гордимся нашим ежегодным Фестивалем короткой новой прозы «БеспринцЫпные чтения». В этом году он прошел в Москве, Калининграде, Барнауле и Перми. Мы собрали более 2500 заявок со всей страны и более 6000 зрителей-слушателей. 31 новый автор и чтец стали лауреатами. По итогам фестиваля мы выпускаем сборник произведений авторов-финалистов, в этом году вышел под смешным названием — «Блины рвутся».
Формат Фестиваля у вас тоже особенный: это единственный открытый литературный конкурс в нашей стране, в котором может принять участие и получить площадку любой человек, талантливо говорящий и пишущий на русском языке.
Верно. Финалисты выходят на сцену читать современную актуальную прозу вместе с популярными артистами, это наша фишка. Например, в этом году с нами гастролировал Андрей Золотарёв — профессор-генетик, победивший в конкурсе чтецов 2024 года. Миссия Фестиваля — развивать русскую литературу и знакомить слушателей с современной прозой. Мы, кстати, специализируемся только на репертуаре авторов, которые живы. Иногда спорим, как поступим, если кто-то из них покинет этот мир в процессе чтений. Пока у нас, к счастью, не было прецедентов. Это не слишком смелая шутка? Мы исключительно любя.
Вопрос про возраст «БеспринцЫпных»: Александр Цыпкин недавно написал у себя в соцсетях такую фразу: «если проект прожил 10 лет, значит, он преодолел ключевые риски». Расскажите, в чём они заключались для вашего проекта?
В любом бизнесе 8-9 лет — показательный рубеж. За это время, как правило, возникают и кризисы концепции, и кризисы команды. Если бизнес переживет этапы турбулентности — у него большие шансы закрепиться надолго. Конкретно в нашем случае одним из самых сложных испытаний стала пандемия — литературные чтения проходят оффлайн. Пришлось осваивать смежные формы. Например, мы придумали онлайн-проект «На гречке дома», Саша звонил своим друзьям, популярным артистам, режиссерам, спортсменам, журналистам и обсуждал с ними жизнь на самоизоляции. Еще один «момент риска» возник в 2020 году — после выхода первого сезона сериала «Беспринципные» по Сашиным рассказам. Сериал получился классным, гротескным — буквально наш ответ «Сексу в большом городе», только с парнями в главных ролях. Но вот у аудитории «Чтений» произошел расфокус. Новые зрители после сериала шли к нам в расчете, что мы будем их бесконечно веселить, и расстраивались — потому что у нас не только юмор и веселье. На самом деле, мы не беспринципные, мы очень даже принципиальные! (Смеется.) Берем за душу в том числе экзистенциальными темами. У нас и про пофантазировать, и про побыть наедине с собой. Автор или актер читает как рассказчик и дает слушателю возможность многое додумать самостоятельно. Не навязывает характер. В этом есть особая атмосфера. И вот на фоне сериала наша преданная публика решила, что мы всё — «слились в массмаркет». Но и этот момент мы прошли по касательной — сумели подружить классный сериал, камерный формат чтений и самых разных зрителей.
Начать ставить спектакли и ездить с ними на гастроли — тоже было непросто, у нас не было опыта, мы все скилы, компетенции и инсайты приобретали «по ходу пьесы». Не всё удавалось сразу и до сих пор не всё удается, но мы экспериментируем, а значит, постоянно рискуем и деньгами, и временем, и, естественно, репутацией.
«ГОЛОВУ С ПЛЕЧ!» — ЭТО ПРО МЕНЯ
К теме спектаклей мы еще вернемся. Последний вопрос про кризис — были моменты, когда лично вам хотелось бросить всё и уйти из проекта?
Я продюсер. Человек ответственный, небезразличный и эмоциональный. Желание «бросить всё, закрыть и сжечь» на старте возникало у меня перманентно примерно раз в два месяца. «Голову с плеч!» — это про меня. Но от самой себя, видимо, не уйдешь. Плюс это мой бизнес, мои обязательства, куда мне бежать? Сейчас эмоциональные моменты тоже случаются, но я научилась переживать их внутри, не вовлекая окружающих. В моей «конфликтологии» простой принцип: если с партнером конфликтуешь, надо или прекращать сотрудничество, или воспринимать это как точку роста. Я перфекционист, предъявляю большие претензии и к себе, и к окружающим. Но мне повезло: Саша понимает, что через конфликт я пытаюсь улучшить ситуацию.
Как вы делите территорию в бизнесе?
В творчестве Саша занимает лидирующую позицию, на мой стороне — продюсирование, финансы, партнеры. Иногда я придумываю проект и прошу Сашу его творчески поддержать или наполнить.
«МЫ РЕШИЛИ КАК СЛЕДУЕТ ПОМУЧИТЬ БРАТЬЕВ ВЕРНИКОВ…»
Давайте пройдемся по проектам, которые вы покажете в ближайшем будущем. Например, расскажите, как получилось, что у вас задействованы и Вадим, и Игорь Верники?
Да, мы решили как следует помучить обоих братьев. Оба Верника — талантливые творческие люди, с ними круто работать, потому что они погружены в свой материал и очень его любят.
Всё началось с Вадима. Он прекрасный журналист, который время от времени превращает свой опыт общения с известными людьми в книги. Например, в прошлом году мы сделали по его бестселлеру о Майе Плисецкой документальный монолог «Майя Плисецкая: пять дней с легендой». В этом году переведем в тот же формат его новую книгу, посвященную Галине Вишневской и Мстиславу Растроповичу.
С Игорем нам тоже всегда хотелось поработать. Но очень долго не совпадали графики. А когда вдруг совпали, мы спонтанно решили поставить на сцене Дома актера моноспектакль «Личное дело Игоря Верника. Статья: о растрате любви в особо крупных размерах». Идею подать это как «криминал» я в буквальном смысле увидела во сне. Криминальный жанр в тренде, а Игорь всегда готов на эпатажные вещи. Все тексты — и в прозе и в стихах — Игорь написал сам. Режиссером выступил Сергей Сотников. Это очень эмоциональная история. В роли свидетелей, обвинителей, подсудимых и присяжных выступили зрители. И они до последнего не знали, чем закончится музыкально-театральная импровизация. В этом и была суть эксперимента. Пока у нас состоялся один спектакль — 3 декабря, но в перспективе планируем превратить это в большой проект.
«С ГОШЕЙ КУЦЕНКО УСТРОИМ "ЁЛКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ"»
Расскажите, что ожидать к новому году?
Мы с Гошей Куценко готовим киноконцерт «Ёлки для взрослых». Это особый формат вечера, в котором «поющие актеры» исполняют любимые песни из кинофильмов. С нами — Кристина Бабушкина, Павел Деревянко, Нонна Гришаева, Никита Кологривый, Александр Метелкин, Дарья Мороз, Катерина Шпица, музыкальная группа «ГК» и так далее. Премьера состоится 7 декабря, потом киноконцерты пройдут с 9 по 10 декабря и с 28 по 31 декабря. А 9 января мы выступим с этим проектом в Калиниграде на зимнем фестивале.
И вот мы плавно переходим в следующий год…
«Чтения» в январе отдыхают. Из наших проектов рекомендую 15 и 16 января посмотреть спектакль «Не скажу». Мы когда-то решили, что дети на каникулах смотрят «Щелкунчика», а взрослым некуда податься, и придумали для них актуальную новогоднюю сказку. Я уговорила Сашу переделать его рассказ в пьесу. Получилась комедия о чуде, которую поставили режиссеры Григорий Артамонов и Семён Барков и в которой играют Дима Чеботарёв, Елизавета Климова, Рита Крон, Антон Косточкин, Ирина Выборнова, Гия Перадзе и другие. В это году в одном из составов будут играть новые артисты Полина Казанцева и Александр Метелкин. Прекрасный спектакль, он успешно гастролирует по России. Забавно, что в этом году в спектакле заняты моя младшая дочь и наша собака породы сиба-ину. Мы смеемся: я как продюсер тащу всё, что можно, из дома. А если Саша перепишет роль старшего ребенка на девочку, можно будет и вторую мою дочь интегрировать, еще больше сэкономим.
То есть планы на 2026 вы пока не строили…
На следующий год у нас много планов — читки, спектакли. 5 марта в Театре имени Пушкина будем читать «Дом до свиданий». Пьесы пока нет, но Саша пишет ее по своей книге. Там будут заняты Игорь Верник и Вика Исакова. Есть идея с Домом Актера сделать креативную лабораторию современных текстов и современного актерства. Конечно, проведем наш Фестиваль, программа которого постоянно меняется и обновляется. В этом году у нас появились дети-чтецы, в следующем добавим конкурсы на пьесы и сценарии для коротких метров. Произведения победителей обязательно поставим и снимем.
«ГОНОРАРАМИ ТОПОВЫХ АРТИСТОВ НАМ ТОЧНО НЕ УДИВИТЬ»
Расскажите, как вам удается завлечь в «БеспринцЫпные чтения» знаменитых актеров, у которых сумасшедшие графики и примерно такие же гонорары?
Гонорарами топовых артистов нам точно не удивить. Но мы экспериментаторы, даем возможность пробовать что-то новое, реализовывать самые смелые идеи с хорошей командой, не ставим жестких рамок. У настоящего актера всегда есть желание выйти на сцену, пообщаться со зрителями, поработать с новым текстом. Условно, Константин Юрьевич Хабенский дико занят, это очевидно. Но при этом он успевает с нашим литературно-интерактивным проектом «Интуиция» съездить в Омск или в Тюмень (в «Интуиции» Константин Хабенский, Ольга Литвинова и Александр Цыпкин читают 10 монологов о людях, которые попали на тот свет и отчаянно пытаются изменить хоть что-то в своем последнем дне жизни. — Прим. ОК!). Как и все, кто участвует в наших проектах, он хочет как-то по-своему изменить мир, донести до зрителей правильные смыслы, сделать всё возможное, чтобы его любимое дело жило и развивалось. Когда человек любит то, что он делает, настоящей большой любовью, ему не кажется, что он чем-то жертвует. Тут без всякого пафоса скажу: мне повезло работать и общаться с людьми, которые настолько преданы своему делу и им воодушевлены.
С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь как продюсер?
Основная проблема — мотивация сотрудников. То, что мотивировало 10 лет назад, больше не работает, новые ориентиры пока непонятны, а управлять людьми надо. Я только что получила бизнес-образование, пишу диплом как раз про мета-навыки, которыми должны обладать управленцы, топ-менеджеры и продюсеры. В феврале собираюсь его защитить, а потом открою авторский курс по продюсированию и, возможно, начну преподавать.
Вы продюсер успешного проекта, студентка-дипломница, будущий преподаватель и, не в последнюю очередь, мама двух чудесных дочек. Как находит время на всё?
А я не нахожу. Время у меня в постоянном дефиците, часто кажется — здесь не доделала, там не посмотрела. Перфекционизм меня душит и вгоняет в тоску. Поэтому не стоит искать во мне пример, как со всем справляться. Пока я учусь не расстраиваться, что не справляюсь.