Елизавета Кузнецова
26.10.2023 14:10
Звезды

Лиза Ищенко: «Сейчас такой период, когда меня наконец увидели»

К семнадцати годам актриса Лиза Ищенко успела громко заявить о себе: поработала с Константином Богомоловым и Натальей Мещаниновой, стала лауреатом первой премии МХТ им. Чехова и героиней «Нового сезона». Это не счастливая случайность, а результат большого пути. 26 октября в онлайн-кинотеатре Kion выходит подростковая драма «Краш-тест», в которой Лиза сыграла одну из главных ролей. Накануне премьеры мы поговорили о переходном возрасте, внутренней свободе и профессиональных ориентирах.

Когда я готовилась к интервью, то наткнулась сразу на несколько заголовков из серии: «Восходящие звезды российского кино». И везде ты. Как относишься к таким рейтингам?

Совершенно спокойно. Звездой я себя не чувствую. Просто наслаждаюсь тем, что происходит вокруг меня. Сейчас потихоньку сбывается все, о чем я мечтала. На пробах, премьерах, фестивалях во мне начали заинтересовываться больше, чем раньше. Те, кто в меня когда-то не верил, смотрят на меня другими глазами. Это приятно.

Читаешь, что о тебе пишут? 

Да, читаю комментарии зрителей. Мне даже присылают скриншоты со смешными откликами на мою роль. После проекта «Алиса не может ждать» все изумлялись, что пятнадцатилетняя девочка снимается в русском кино голой, хотя это полный абсурд. Есть закон, поэтому у нас были дублеры. А критику я люблю. Слушаю моих старших друзей-актеров, делаю выводы.

Ты производишь впечатление смелой, свободной, уверенной в себе девушки. Так было всегда? 

Спасибо! Так точно было не всегда. Я только недавно начала понимать, что другой город, школа, буллинг – все в прошлом. Это важный опыт, я отстраняюсь, начинаю жить новой жизнью. И эта новая жизнь очень вдохновляет и окрыляет. Сейчас такой период, когда меня наконец увидели. Так долго не замечали, не утверждали, а теперь… какой-то вулкан событий, проектов, эмоций. В каждом из нас есть сложные моменты, внутренние противоречия, но с ними проще справляться, когда чувствуешь твердую почву под ногами.

А что тебе помогло так раскрыться?

Мне очень помогло кино. Каждая роль растит во мне новую Лизу, новую личность, и я раскрываюсь по-другому. Этим летом со мной произошло три важных проекта, благодаря которым я чувствую себя новым человеком. Тем более, мне всего 17! Такой возраст, когда ты быстро трансформируешься, меняешь мышление, ошибаешься, идешь дальше. Это молниеносный процесс. Сейчас я постоянно витаю в облаках и, да, чувствую абсолютную свободу.

То есть кино – твоя терапия? 

Отчасти. Для меня кинематограф – это не работа. Это, в первую очередь, мой путь. Пусть становления, взросления, можно назвать как угодно. В кино я постоянно пробую новое, то, что не происходит с обычными подростками. Это дает толчок к огромной цепочке внутренних изменений. Недавно я вернулась домой из киноэкспедиции, которая длилась два месяца, и мама меня не узнала. Сказала, что я очень выросла. Я восторгаюсь своей профессией, надеюсь, что со временем во мне взрастет что-то большее. Возможно, режиссура, продюсирование, сценарное мастерство. Посмотрим.

Тебе знакомо понятие переходного возраста?

Мой переходный возраст был не слишком сложным. Моя мама – мой друг, и у нас были спокойные, взвешенные, взрослые разговоры. Если я и испытывала какой-то подростковый импульс, то использовала его на съемках. Выплескивала все эмоции в дублях, и это шло на пользу проекту. Когда мне было 16, мы снимали фильм «Краш-тест» – историю о подростках. Ссоры, предательства, конкуренция, первые отношения.

Что ты прорабатывала через «Краш-тест»?

В основном, тему дружбы. Этот проект помог мне сойтись с ребятами моего возраста, потому что раньше я дружила только со взрослыми людьми. Долго думала, что со сверстниками мне не интересно, но с девочками из «Краш-теста» у нас одна профессия, поэтому мы быстро спелись и общаемся до сих пор. Изначально в проекте меня привлекла история взросления: наши героини вылетают из гнездышка родителей, делают первые шаги в новую жизнь. Им приходится многое осознавать, учиться прощать себя и других. Когда мы представляли проект на фестивале «Одна шестая», к нам подходили зрители, благодарили за то, что мы перенесли их в наивный и безмятежный возраст. И еще я наконец-то пою в фильме! Я из тех людей, которые поют только в ду́ше и в душе́, а тут пришлось записывать голос в студии. Было страшно, но результатом я довольна. Получилось очень красиво.

Ты успела поработать с именитыми режиссерами – Натальей Мещаниновой, Константином Богомоловым, а «Краш-тест» – это режиссерский дебют. Есть разница?

Настя Борисова, режиссер «Краш-теста», была искренне влюблена в нас, в персонажей, в съемочный процесс. Она жила каждой сценой, каждым дублем, каждой секундой этого проекта. Оставляла пространство для экспериментов и импровизации. Помню, как-то сказала: «Девчонки, слышала сейчас ваш разговор. Мы включим камеру, а вы просто продолжайте». В результате получилась очень естественная и тонкая история. В общем, Настя – наш герой. Нет никакой разницы, делает проект опытный мастер или дебютант. Все зависит от того, насколько он горит историей. Я очень люблю работать с людьми, которые чувствуют момент и создают что-то новое в этом бешеном потоке творчества.

Ты считаешь себя взрослым человеком?

Многие говорят, что я слишком старая для своих лет. (Смеется.) Во мне есть проявления детскости, и так будет всегда, потому что это часть актерской профессии. Люблю подурачиться. Но жизнь сложилась так, что повзрослеть пришлось быстро. Все дети-актеры рано начинают осознавать свою ответственность, потому что от них зависит целая съемочная команда.

Семья еще не просит остановиться и поставить работу на паузу?

Меня очень поддерживают, потому что видят, как я люблю работу и горю ей. Но летом был момент, когда я просто не вывозила. Я заболела, то есть даже организм говорил: «Лиза, остановись, хватит!». Мама просила взять выходной и съездить на море. Но я не слушала, работала дальше. Сейчас уже понимаю, что всегда нужно время на физическое и ментальное восстановление, чтобы потом не ходить на смены и пробы с энтузиазмом трупа.

Твоя главная встреча на съемочной площадке?

С Аней Михалковой, Константином Юрьевичем Богомоловым и Наташей Мещаниновой. Это люди, которые изменили мою жизнь. Все удивительно сложилось: сначала был «Хороший человек», потом «Алиса не может ждать». В «Алисе» сошлись звезды, этот проект открыл мне глаза, раскрыл мне меня. Но я уверена, что впереди будут новые встречи, не менее важные. Очень жду, когда выйдут проекты «Трасса», «Министерство всего хорошего» и «Лгунья» – обещаю, будет бомба!

Какой ты будешь через десять лет?

Я останусь искренней и стану еще взрослее. На миллиарды лет, честно. Я люблю узнавать новое, люблю дружить с теми, кто старше, умнее, лучше и мудрее меня, поэтому я точно буду намного образованнее, чем сейчас. Не удивлюсь, если в 27 я буду чувствовать себя лет на 80. (Смеется.) В общем, буду такая – тетя Лиза.