07.02.2023 19:02
Звезды

Щас спою: от «Музыкального ринга» до «Конфетки». Вспоминаем, как менялись песенные шоу на российском телевидении

На канале ТНТ в самом разгаре «Конфетка» – проект, где из песен пока еще не известных широкой публике исполнителей делают настоящие хиты, а у их авторов появляется шанс прославиться на всю страну. Мы уже успели распробовать эту «Конфетку», а заодно решили вспомнить, как эволюционировали популярные музыкальные передачи на отечественном телевидении. Осторожно: ностальгии при прочтении этого текста избежать не удастся!

.

Надо сразу оговориться: в советское время на двух «программах» (так в те времена называли каналы, и всю территорию страны покрывали только два) были музыкальные передачи. Да, именно передачи, а не шоу – с застегнутыми на все пуговицы ведущими, которые поставленными голосами объявляли: «Выыыступает, народный артист…». Телевидение начало перестраиваться вместе с СССР, и поначалу передачи были не только про послушать, но и про поговорить.

Первые музыкальные шоу на новом российском ТВ руководствовались двумя правилами: порадовать зрителя хитами, а также рассказать ему про любимого артиста. Это же был мир без интернета (о, ужас!), а значит и без возможность найти любую информацию ровно за две секунды. Среди пионеров жанра был «Музыкальный ринг». В перерывах между выступлениями звезды там отвечали на вопросы ведущих и зрителей, нередко каверзные. Собственно, из-за того, что знаменитостям приходилось остроумно парировать, в названии шоу и появилось слово «ринг». Именно в эфире этой программы страна впервые увидела многих своих «героев»: Бориса Гребенщикова, Жанну Агузарову, группу «Браво». Не поверите, даже Николай Басков получил свои первые «15 минут славы» на телевидении именно на «Музыкальном ринге».

Уже ближе к закату передача сменила формат и превратилась в противостояние отцов и детей. Музыканты разных поколений «соревновались» друг с другом, выступая на «ринге», а после чего зрители голосовали за лучшего. Но такая механика продержалась всего несколько лет, а потом программу закрыли.

Еще одно перестроечное музыкально-разговорное шоу, дожившее аж до начала 2000-х. Его отличие от других в сильном рок-н-ролльном крене. Достаточно сказать, что создатели считали нормальным пригласить выступать популярных, но вроде бы не очень форматных для центрального телевидения Егора Летова или группу «Сектор газа». И да, они приходили, пели, и это показывали на всю страну. Хотя одновременно с этим ведущие могли поделиться со зрителями новостями с фестиваля Сан-Ремо. Того самого, который «Felicita», и все в этом духе.

Интересно, что автор шоу Сергей Антипов был одержим буквой «А», из-за чего названия всех рубрик начинались именно с нее. Например, «альтернатива», «афиша», «авангард» и тому подобные. Помимо живых выступлений, тут показывали сборную солянку из клипов (иногда сделанных в буквальном смысле «на коленке»), а также интервью с музыкантами.

В начале 2000-х на российском телевидении узнали, что такое покупка зарубежных форматов с последующей переделкой под отечественные реалии. Кроме того, нежданно- негаданно в страну пришли реалити-шоу. Вместо того, чтобы смотреть на уже состоявшихся артистов, обычные зрители получили шанс стать таковыми.

Вспоминая музыкальные реалити, всем в первую очередь на ум приходит легендарная «Фабрика звёзд». Между тем, первым в стране проектом по превращению любителей петь и танцевать в профессиональных работников микрофона и сцены был проект «Стань звездой». Формат купили в Новой Зеландии, где передача называлась Popstars. И, наверное, он узнаваем для любого человека, выросшего в эпоху «миллениума». Телевизионщики ездили по всей стране с бесконечными кастингами, которые тоже активно показывали. Лучшие из лучших учились звездному мастерству под прицелом камер. В конце из победителей сформировали группу, написали для них пару песен и сняли клип. Коллектив назывался «Другие правила», но его никто сейчас не вспомнит. Увы, это тот случай, когда процесс оказался интереснее результата.

Реалити, которое несколько лет было главным поставщиком свежих лиц для отечественного шоу-бизнеса. Если конкуренты из «Стань звездой» концентрировались на отборочных этапах, то тут больше старались показать процесс работы над песнями и «отчетные концерты», где вместе с молодыми ребятами-ноунеймами участвовали звезды первой величины. Формат шоу Star Academy, кстати, тоже покупной, изначально выходил во Франции и Испании, а потом завоевал мир. Среди выпускников различных сезонов долгоиграющего музыкального шоу немало тех, кто и по сей день остается в топах. Например, Полина Гагарина, Лена Темникова, Тимати, Юлианна Караулова, Рита Дакота и даже Мигель. Последний, правда, с пением завязал, но зато обернулся одним из самых известных хореографов России.

Новые времена, а значит и новые вызовы. К началу 2010-х зрителям стали менее интересные закулисные интриги, а вот мощный вокал и хорошая музыка наскучить никак не могут.

Один из самых известных песенных проектов в мире родился в Нидерландах в 2010-м и через два года добрался до России. Очевидно, что главная «фишка проекта» – это слепые прослушивания. Множество эфиров звездные наставники сидят спиной, не понимая кто исполняет известный хит, а значит должны реагировать только на вокал, а не на внешность или интересный образ. Поэтому, когда дело доходит до более традиционных выступлений, накал страстей всё же спадает.

За долгие годы «Голос» разросся до двух дополнительных шоу – детского, а также для тех, кому за 60 Проект нередко критикуют за то, что участники исполняют одни только каверы, а не собственный репертуар. Как результат – нередко после финала зрители зачастую быстро забывают про даже самых одаренных вокалистов.

А, вот, наконец-то снова российский формат, не имеющий зарубежным аналогов. Идея вроде бы понятная и знакомая: снова кастинги молодых дарований по всей стране, снова крутые продюсеры (в первом сезоне были Тимати и Максим Фадеев, во втором последнего сменил Баста), которые выбирают лучших из лучших. Но все-таки в «Песнях» иначе расставлены акценты. Здесь не искали самого голосистого вокалиста, а выделяли артистичность и «звездный» потенциал каждого из участников. Да, каверы тоже периодически исполнялись, но музыканты представляли и собственные песни, которые залетали в чарты, набирали миллионы просмотров и играли из каждого утюга. Среди бывших участников «Песен» есть и очень успешные ребята: например, Niletto и Хабиб.

Просто хороших песен и голосов теперь недостаточно, в новых проектах нужно придумывать что-нибудь «эдакое». К счастью, на нашем телевидении это умеют.

Про реальные, а не студийные вокальные данные некоторых исполнителей принято шутить и дискутировать. Ну а истории о том, как песни записывали одни, а под «фанеру» на сцене потом выступали совсем другие люди, знает вся страна. Возможно, о чём-то подобном вспоминали создатели этого необычного музыкального шоу. В одном выпуске появляются сразу десять очень разных участников. Среди них есть и профессиональные вокалисты, и те, кому медведь наступил на ухо еще в колыбели. А вот двум командам звездных гостей нужно догадаться, кто есть кто. К финалу уже знаменитым профи приходится спеть дуэтом с одним из неизвестных участников, не зная об их вокальных данных. Иногда происходят настоящие казусы: хиты могут прозвучать примерно так же, как на вашем последнем корпоративе в караоке. Просто найдите выступление Валерии с песней «Часики» на «Музыкальной интуиции». Вспоминать будете очень долго!

Принципиально новое шоу канала ТНТ, третий выпуск которого покажут в субботу в 21:00. Никаких каверов, только новые авторские песни с потенциалом стать настоящими хитами. Механика проекта необычная: создатели находят в интернете композиции, которые их авторы сами выложили во всемирную паутину. В каждой песне есть изюминка, но до первых строчек чартов они пока не дотягивают. Тут не помощь приходят профи во главе со звездами шоу-бизнеса: они подберут и запишут необычную аранжировку, придумают интересный номер, короче говоря, доведут песню до ума, точнее, до хита. Некоторые даже попытаются выкупить песни у их авторов! Ведущие проекта – Марина Кравец и Гарик Мартиросян, так «Конфетка» получилась не просто вкусной, но и с юмором.

.