14.12.2022 14:12
Звезды

Гай Ричи и Джейсон Стэйтем: история успеха кинодуэта

5 января, одновременно с мировым релизом, компания Global Film выпустит в российский прокат долгожданный шпионский экшен Гая Ричи «Операция «Фортуна»: Искусство побежать». Одну из главных ролей в фильме культового режиссера вновь исполнил Джейсон Стэйтем. К выходу на широкие экраны новой картины расскажем, как возник, исчез и возродился дуэт Гая Ричи и Джейсона Стэйтема.

.

Может показаться, что у каждого культового режиссера есть свой талисман – актер, с которым не только приятно и легко работать, не просто человек близкий по духу и видению съемочного процесса, но и тот, кто банально приносит удачу. Для современного Скорсезе это Ди Каприо, для Клинта Иствуда это… Клинт Иствуд, ну а для Гая Ричи таким другом стал Джейсон Стэйтем. И хотя их дорожки в какой-то момент разбежались, фортуна вновь свела их вместе. И в самом прямом смысле.

В преддверие выхода нового шпионского боевика «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» мы решили вспомнить о том, как начинал свой путь к славе один из лучших актеров жанра экшен и один из самых прославленных режиссеров.

О знакомстве Джейсона Стэйтема и Гая Ричи ходит множество легенд. Одна из них о том, как Джейсон пробивался на самый верх, продавая на улице краденое золото. И делал он это с такой грацией и талантом, что проходящий мимо Гай Ричи, начинающий, но многообещающий режиссер, заприметил харизматичного мужчину и пригласил сделать все то же самое на камеру. Так появилась одна из первых сцен фильма «Карты, деньги, два ствола». И хотя работа Стэйтема должна была на этом и закончиться, Ричи решил оставить талантливого «афериста» в проекте и расширил его роль.

История и правда захватывающая – золушка с гангстерским привкусом прекрасно подходила к амплуа режиссера. Но в своих многократных интервью Ричи рассказывал, что реальность оказалась более прозаичной.

Стэйтем действительно занимался продажами и, как говорит Ричи, мог с легкостью пристроить несуществующие часы или «совершенно уникальный» канделябр. При этом трудился он далеко не в брендовых конторах, а в качестве дополнительного заработка светился в рекламах. Ричи на тот момент тоже 100-миллиоными бюджетами не разбрасывамлся и снимал в основном рекламные ролики вперемешку с музыкальными клипами – там и познакомились. Тогда уже в голове Ричи уже назревала идея для фильма, который впоследствии изменил кинематограф.

Первый фильм Гая Ричи выстрелил и сразу из двух ружей. «Карты, деньги, два ствола» наповал сразил как зрителей, которые на руках носили гангстерскую историю с черным юмором, так и самых требовательных кинокритиков. И даже в коммерческом плане этот фильм не имеет аналогов в копилке Гая Ричи. Да, грандиозных кассовых сборов не было, но такого процентного соотношения между затратами на фильм и полученной прибылью режиссеру не удалось добиться даже после выхода «Алладина» и «Джентльменов».

Добавим, что Гай Ричи вытянул проект в одиночку и на своем энтузиазме. Но, по правде говоря, потенциал в его работе заметили и другие влиятельные персоны: Том Круз выступил исполнительным продюсером фильма, а Мадонна – будущая жена режиссера, издала саундтреки картины под своим лейблом.

Плоды пожинали не все – Стэйтем получил лишь небольшой гонорар за съемки в «Картах» (6 500 фунтов стерлингов, если точнее), да и чек Гая Ричи не позволял ему тотчас скупать острова в Тихом океане. Но в качестве вознаграждения им досталось нечто более ценное – уважение и признание. 

В том, какой фильм лучше – «Карты деньги два ствола» или «Большой куш» – мнения зрителей разделились, но в том, что оба проекта настоящие жемчужины в коллекции Ричи и Стэйтема – сомнений нет ни у кого. После успеха «Карт» на «Куш» уже выделили достойный бюджет, да и актеры к проекту потянулись. Учитывая, что в предыдущей работе многие роли взяли на себя дебютанты (тот же Стэйтем, Винни Джонс) или друзья режиссера (например, Стинг), интерес голливудских знаменитостей к свежему проекту был завидный.

Даже исполнительный продюсер Том Круз захотел сыграть в новом кино Ричи. Но из-за плотного графика в «Миссиях» не сложилось. Личный интерес к новому проекту проявил и Брэд Питт – позже один из любимчиков другого не менее культового режиссера Квентина Тарантино. Интересный факт, что теперь уже оскароносный актер не смог изобразить британский акцент и в качестве альтернативы для него придумали тараторящего на непонятном языке цыгана.

Но несмотря на интерес голливудских звезд, на место Стэйтема никто так и не позарился – именно ему, уже близкому на тот момент другу режиссера, досталась первая скрипка и большое количество экранного времени. 

Сказать, что «Большой куш» произвел фурор недостаточно. Фильм до самого основания разобрали на цитаты, а режиссеры разных стран мира еще активнее старались подражать фирменному, выведенному на новый уровень стилю Ричи.

Сорвав свой «Большой куш», Стэйтем и Ричи ненадолго пошли разными дорогами. И сначала дела каждого как-то не заладились. Говорили, что брак с Мадонной негативно отразился на карьере Ричи.

В период отношений с Мадонной режиссер выдает довольно спорный «Револьвер», которого даже талисман в виде Стэйтема не спас. Позже критики назовут фильм недооцененным, хотя фурора он так и не произвел. Ну а самым громким провалом британского кинодела стал фильм, который он снял с супругой в главной роли и на основе ее идей. Речь о картине «Унесенные» с рейтингом 5% и пятью «Золотыми Малинами».

После развода с Мадонной Ричи не пошел во все тяжкие, а вместо этого выдал бесспорный шедевр под названием «Рок-н-рольщик». И хотя кассовые сборы фильма не зашкаливали, зрители в один голос твердили: Гай Ричи вернулся! Что действительно странно, Джейсона в этом фильме не было. 

Ну, а чем же был занят Стэйтем? Актер тем временем в поте лица зарабатывал себе имя в жанре экшн. Помогал ему в этом Люк Бессон, который придумал снять франшизу про самого лихого водителя в мире. К слову, идея «Перевозчика» пришла французу в голову после выхода серии реклам «BMW напрокат», одну из частей которой снял именно Гай Ричи! Что примечательно, за этот проект режиссер получил специальный приз Каннского кинофестиваля. 

Итак, Стэйтем ушел в экшн, а Ричи начал пробовать себя в абсолютно разных жанрах. Так появился «Шерлок Холмс» - детектив со стимпанк душком, шпионский комедийный экшн «Агенты А.Н.К.Л.», фэнтезийный «Меч короля Артура» и даже совсем неожиданная музыкальная адаптация мультфильма «Аладдин». А затем случились «Джентльмены» и всем сразу стало ясно: в каких бы направлениях ни двигался Ричи, все дороги неизбежно ведут к уже привычному для всех «криминалу».

Здесь можно лишь гадать, но похоже, Ричи тоже понял, что его изначальный профиль деятельности самый удачный. И тут он вспомнил про Джейсона. Как говорил сам режиссер, все эти 14 лет, на которые их развела судьба, Ричи и Стэйтем оставались близкими друзьями и просто не работали вместе.

Режиссер первый предложил Стэйтему воссоединиться. По его словам, он уговаривал друга примерно три минуты, после чего Джейсон сразу подписался на «Гнев человеческий». Это не был какой-то огромный проект с надеждой на мощный выхлоп. Оригинальный фильм «Инкассатор» сильно впечатлил Ричи и он, уже имея опыт в ремейках, три года вынашивал мысль о том, как бы его реализовать. И вот звезды сошлись.

Можно предположить, что «Гнев» был неким проверочным фильмом, задача которого прощупать публику и узнать, как она отреагирует на давно забытый дуэт режиссера и актера. Зрители проголосовали, как это принято, кошельком. Картина показала неплохие сборы, а на территории России фильм заработал почти миллиард рублей.

И вновь Джейсон Стейтем снимается в новом фильме Гая Ричи. Похоже это было неизбежно, а все их творческие дорожки вели именно сюда – к фильму «Операция фортуна: Искусство побеждать». За это кино режиссер взялся сразу после «Гнева» и получил в свое распоряжение один из самых крупных бюджетов за всю карьеру (больше 100 миллионов долларов). Жирнее сумма ушла лишь на «Меч короля Артура» ($175 млн.), но к этому фэнтези Ричи подключился далеко не сразу, так что довольно крупная часть бюджета уже была потрачена, когда он включился в проект. А на «Алладин» было выделен бюджет порядка 180 миллионов долларов.

В новом фильме «Операция Фортуна: Искусство побеждать» дуэт Ричи и Стэйтема принял совершенно логичный и даже где-то ожидаемый вектор. Теперь Джейсон исполнит роль шпиона, и тут ему явно пригодятся навыки, полученные в экшн фильмах. Ну и разносторонний опыт Ричи, конечно, тоже не пропадет: стоит ожидать нечто такого, чего раньше из-под карандаша режиссера не выходило.

Само собой, не обойдется и без фирменных фишек. Например, многоходовок сюжета, когда линии разных персонажей пересекаются по ходу повествования. Юмор? Да, пожалуйста! Зрелищность? И она здесь есть с лихвой, ведь за постановки трюков в «Фортуне» отвечали те же люди, которые буквально перевернули жанр экшн своей работой во франшизе «Джон Уик». Успех предвещает и сбитая команда актеров, с которыми уже успел поработать режиссер.

Помимо Стэйтема в фильме снялся Хью Грант, прошедший с Ричи «Джентльменов» и «Агентов А.Н.К.Л.», рэпер Bugzy Malone, оформивший актерский дебют в тех же «Джентльменах» и Джош Хартнетт, который пришел в проект прямиком из недавнего фильма «Гнев человеческий». В общем, притираться составу точно не приходилось. 

О чём же будет повествовать новое творение культового режиссера? Как мы знаем, элитный оперативник Орсон Форчун, по кличке «Фортуна» (Джейсон Стэйтем), вместе со своей командой (Обри Плаза, Bugzy Malone) должен предотвратить продажу оружия. Чтобы подступиться к промышляющему самыми опасными пушками плохишу (Хью Грант), они вербуют голливудского актера (Джош Хартнетт), который и будет их билетом в гламурный мир шика и блеска. Ну, а дальше все в лучших традициях Гая Ричи: крутые диалоги, нелепые ситуации, в которые попадают герои, шикарные постановки, оригинальная музыка и невероятная зрелищность. Все-таки сценарий подготовила та же команда, которая придумала «Джентльменов», так что готовимся к обновлению списка с любимыми киноцитатами! 

Конечно, поспешные выводы никто не любит, но все указывает на то, что новый фильм Гая Ричи и Джейсона Стэйтема ни в коем случае не стоит пропускать. 

.