Эстер Шенкман
20.10.2015 18:10
Звезды

Скрипач Эдгар Акопян: «Классическая музыка помогает воспитывать в человеке лучшие качества»

Фотография: DR

Эдгар, наверное, к большой сцене вы шли с раннего детства...

Действительно, заниматься скрипкой я начал в детской музыкальной школе. У меня вся семья музыкальная, мама была дирижером в хоре и очень хотела, чтобы я стал скрипачом. Сам я из Еревана, долгое время там проживал, потом переехал в Москву вслед за родителями.

Я знаю, вы не считаете себя классическим скрипачом.

У меня манера исполнения совсем другая. После окончания музыкального училища, где нас учили в классической манере, я начал играть свою музыку. Однако после моих концертов молодые люди, которые до этого слушали исключительно современную музыку, начинают интересоваться классикой. Я как проводник — встречаю и провожаю слушателя в мир классической музыки. (Улыбается.)

Как думаете, необходима ли классическая музыка современному поколению?

Да, потому что она помогает воспитывать в человеке лучшие качества. Я не думаю, что человек, который увлекается классикой, может быть невоспитанным. Я всегда советую своим друзьям отдавать детей в возрасте пяти-шести лет учиться классической музыке, даже если они потом не продолжат играть.

Должны ли музыканты адаптировать музыку под вкусы людей?

Знаете, музыкальные направления всегда меняются: было время рэпа, время техно, электронной музыки и так далее, но классическая музыка всегда была и передавалась из поколения в поколение. Моцарта и Баха всегда вспоминают, это неотделимая часть нашей жизни. Даже вот сейчас мы с вами сидим, а на заднем фоне мелодия, и, согласитесь, она нам дает настроение.

Как бы вы охарактеризовали собственную музыку?

Это этно-фьюжн, такое определение мне дали критики и зрители, которые были на моих выступлениях. Мне сложно давать самому себе определения, всё настолько по-разному происходит. Этно — потому что у меня очень много разнонациональной музыки, а фьюжн — это уже определенное музыкальное направление. Я не классический музыкант, я играю современную музыку с элементами классики. Мне нужно движение, то звучание, под которое я могу придумывать шоу, визуальные эффекты, тогда есть драйв и энергетика.

У вас когда-нибудь была возможность пойти другой дорогой, не музыкальной?

Когда я приехал в Москву, то занимался здесь совершенно другим — я пек хлеб. Работал в пекарне, и мне было хорошо, это тоже искусство. Сначала думал: стану скрипачом-кондитером. (Смеется.) А потом понял, что все-таки это не мое место, ручки привыкли к другому, и снова взял скрипку. Это было уже после того, как я окончил педагогический институт.

У вас есть совместный проект с Дмитрием Маликовым...

Не совсем так. «Пьяномания» — это инструментальное шоу Дмитрия Маликова, серия уникальных концертов по городам России. Все знают, что Дмитрий потрясающий классический пианист. В одном из шоу выступал и я — со своей композицией Sound Оf Fire. Дима при этом играл на фортепьяно, такой у нас был дуэт. Он потом еще давал несколько концертов во Франции.

Что планируете в ближайшем будущем?

Сейчас выступаю как продюсер одного фильма. Пока не могу раскрыть все секреты, потому что съемки еще идут. Могу сказать, что музыкальным продюсером фильма является Антон Беляев. У нас очень мощная команда. Это фильм про музыку и про людей, принимающих участие в музыкальных проектах, про то, как они находят себя в этой жизни — там нет профессиональных актеров. Он выйдет на большие экраны под Новый год. Параллельно я начал работать над другой картиной, под названием «Одна вершина», и, кроме того, готовлю пару концертов за рубежом.

Вы пробуете себя в продюсировании фильмов, а самого вас можно назвать киноманом?

Да, я очень люблю кино, особенно «Однажды в Америке», «Крестный отец», «Последнее предложение». Артхаус люблю, в частности Педро Альмодовара. Фильмы снимать трудно. Чтобы люди увидели эти полтора часа, сотни человек в съемочной команде должны потратить очень много сил. Поэтому я тщательно выбираю фильмы для просмотра и не могу просто включить абы что, чтобы бросить это через десять минут, иначе становится обидно за тех, кто над фильмом работал.

Есть ли что-то, что вас особенно вдохновляет?

Эстер, не поверите, даже разговор с вами вдохновляет. (Улыбается.)

Я наблюдала за вами на сцене и буквально завидовала вашему вдохновленному исполнению. Интересно, что вы чувствуете, когда выступаете?

Экстаз, кайф, энергетику людей. Я люблю отдавать людям энергию, а потом забирать ее, получается эдакий обмен позитивом. С первых минут выступления получается замкнутый круг: ты даешь зрителю, а зритель тебе. Я очень люблю сцену, но когда покидаю ее, я уже совершенно другой, потому что жизнь нельзя превращать в сцену. Не люблю, знаете, когда человек в обычной жизни мысленно на ней остается.

Эдгар, знаю, что недавно вы стали отцом. Поздравляю!

Спасибо большое.

Ваша жена тоже творческий человек?

Да, моя супруга, Ивета Рогова, — одна из солисток SOPRANO Михаила Турецкого, она не только поет, но и играет на скрипке.

Хотели бы, чтобы дети пошли по вашим стопам?

Они будут сами выбирать, кем станут. Может, им больше понравится бизнес или журналистика. (Улыбается.) Но музыкальное воспитание считаю обязательным в любом случае. Спортивное, возможно, тоже. Чем более широкий выбор предоставляется ребенку на начальном этапе его развития, тем проще ему потом определяться по жизни. Мне вот повезло в профессии: я смог и реализоваться, и обеспечить себя финансово. А что может быть лучше, чем любимая работа, которая приносит деньги?