Евгения Белецкая
05.05.2022 16:05
Звезды

Катерина Шпица: «Меньше слов, больше дела. Наведи порядок в своей голове, занимайся любимым делом...»

Это интервью с Катериной Шпицей мы записывали в прямом эфире нашего VK-сообщества. Поговорили о текущем моменте, размышлениях о будущем, развитии российских брендов и новых соцсетей.

Фотография: Фотограф: Ирина Воротынцева

Катя, я вспомнила, что мы с тобой в последний раз делали интервью два года назад во время пандемии. Сегодня это время многие вспоминают с нежностью, и у меня вопрос: нам до сих пор надо рассказывать, что жить надо здесь и сейчас, или что еще такого должно произойти, чтобы мы наконец это поняли?

(Качает головой.) Опасный вопрос (улыбается) — с точки зрения того, что я могу на эту тему очень долго рассуждать. Важно избегать истолкования принципа «живи здесь и сейчас» в духе приспособленчества и безответственности. Что значит для меня этот принцип? Проснулась — обрадовалась новому дню, а дальше живу, наслаждаюсь мелочами, выполняю поставленные передо мной задачи, подчеркну: реальные, насущные. Простой пример: увидела мусор, брошенный мимо урны у моего подъезда, — подошла, подняла, выбросила куда следует. Надо готовить завтрак-обед-ужин — радуюсь тому, что есть из чего готовить, и готовлю. Надо постирать — радуюсь тому, что у меня есть стиральная машина, сортирую белье и запускаю стирку. Если придется стирать руками, меня и это не затруднит — я буду радоваться тому, что у меня есть сильные руки, с детства приученные к труду, и выполню эту бытовую задачу, счастливая от того, что есть для кого стирать. У меня есть работа? Прекрасно, буду сниматься. Пауза? Тоже хорошо, буду больше с семьей.

Радоваться мелочам надо уметь. Вроде легко, но почему-то иногда сложно.

Но ведь решать проблемы надо по мере поступления, а не топить себя в страхе за будущее. Страх не дает ничего, кроме изношенного сердца и измотанного тела, вместилища всех тяжелых дум. При этом я не говорю, что не надо думать о грядущем. Надо, но с позиции «что я могу сделать сегодня, как проинвестировать в себя, что быть морально и физически готовой к любому завтра?» Меньше слов, больше дела по принципу маленьких шагов. Самое интересное про «здесь и сейчас» начинается, когда мы перемещаемся в размышлениях с индивидуального на глобальный уровень. На уровне индивидуума, мне кажется, всё довольно понятно: наведи порядок в своей голове, прощай себе неудачи, занимайся любимым делом, живи с достойным партнером, люби своих детей, сохраняй гармонию в своей семье, находи удовольствие в каждом дне, не загадывая далеко наперед. На уровне же макросоциума всё сложнее. Удивительно получается: почему так сложно отдельным ячейкам объединяться в большие социальные группы, с тем чтобы от их общежития было больше положительных побочных эффектов, нежели сложностей? Когда принадлежность какого-либо блага обезличивается (например, планета Земля принадлежит одновременно всем, но лично — никому), важно не скатываться в упадническое «после нас хоть потоп».

Удивительно, ведь по отдельности это многие понимают. А всё равно получается хаос. 

Что человечеству надо понять? Да так много всего, что и десятка интервью не хватит для подробного аргументированного обсуждения наших фундаментальных проблем, и уж тем более невозможно вдруг изобрести рецепт стабильного благоденствия. Помню, когда мы были с ретроспективой кинофестиваля «Лампа» в ООН, я между официальными мероприятиями бродила по зданию, рассматривала стенды постоянных и временных выставок, информационные плакаты и исторические фото на стенах и около книжного магазина в холле взяла со стойки брошюру о целях устойчивого развития. Прочтя этот список, я глубоко задумалась: а как далеко мы все вместе продвинулись в этой сфере как всластвующий биологический вид... Грустно стало. А потом я подумала: «Толку грустить?! Нет смысла в грусти, тоске и горе, если из них не рождается действие, направленное на изменение ситуации. Всё равно всё сводится к самовоспитанию и тому, чему учат в семье. Снова простой пример. Научил ребенка не плевать на пол в квартире — научи на своем примере не сорить на улице. Если вернуться к пандемии, то она как раз заставила многих заглянуть в себя и познать ценность семейных отношений. Это очень здорово получается в период изоляции, когда сложно отвлечься на внешние факторы и ты остаешься предоставленным самому себе. Логично, что в этот период семьи, у которых был потенциал укрепиться, — укрепились, а семьи, где был потенциал распасться, — распались. В такие моменты многое понимаешь о деле жизни, об отношениях — это комплексный процесс. Для меня, например, пандемия оказалась действительно очень счастливым периодом. И сын вспоминает его как «самое счастливое время жизни». Тогда я находилась в непрекращающемся экстазе хозяйственности. Я была исключительно хранительницей домашнего очага: готовила целыми днями, занималась бытом. Мы никогда прежде не проводили столько времени нос к носу вместе с сыном и тогда еще будущим мужем. И это было здорово. Поскольку мы по счастливой случайности застряли на время карантина в Краснодарском крае, у нас была возможность, избегая встреч с патрулями, выбираться во всякие потайные уголки леса и даже в горы, на дикие пляжи. Мы не были лишены свежего воздуха, и единение с природой тоже очень много мне дало. Восприятие того периода отсутствия работы облегчало понимание, что всё временно. И это понимание надо уметь перенести на любое событие в личной жизни и в мире. Во время карантина моя жизнь замкнулась на моей семье, и я отдохнула о того глобального, что меня давно беспокоило во внешнем мире. Потом, по моим ощущениям, всё почти вернулось на круги своя. Мы все вышли в большой мир, и невозможно было не начать снова думать о судьбах цивилизации. В голове вертелись всякие вопросы, были разные мысли насчет того, как это изменить и возможно ли это вообще. 

Тебя постоянно одолевают такие мысли?

Иногда накрывает неожиданно. Вот, к примеру, недавно я была по работе в Сергиевом Посаде. Взяла с собой родителей и Германа.
В день отъезда до поезда мы сходили в музейный комплекс «Конный двор». Там сейчас в одном из залов проходит временная выставка «Ваше Величество Женщина». В экспозиции много портретов женщин в их разных ипостасях. И вот стою я перед прекрасной картиной и размышляю... Не помню, у кого из знаменитых женщин я это прочла: «Возраст слегка за 40 — это тот возраст, в котором я бы хотела застрять. Тело еще красивое и сильное, я примирилась сама с собой, поняла, чего точно хочу и чего не желаю категорически. Обрела равновесие». И я вдруг задумалась: а какой золотой возраст человечества? В какой момент стоило бы тормознуть научно-техническому прогрессу, чтобы не было таких морально-нравственных мучений, которые мы имеем сейчас? В тот день я была в довольно мрачном расположении духа и, следуя выводу из фильма «Эффект бабочки», заключила: «А может быть, нам вообще не стоило входить в такое сознательное состояние? Выходить на такой уровень доминирования над природой?» В человеческом обществе справедливости нет, есть она только в животном мире, где действует непреложный закон исключительно целесообразного естественного отбора. Мы создали столько всего ради своего комфорта, но при этом живем под колоссальным давлением с искаженными ценностями, в беспросветной  конкуренции, мы развращены и стрессированы молниеносной доступностью информации, и это создает смуту в душе, потому что мы часто обращаем против себя же почти всё, изобретенное когда-то во благо. Мир парадоксов.

Катюш, ты недавно писала у себя в профиле (и мне очень понравилась эта мысль), что, когда не было соцсетей, мы были добрее.

Я бы себя чуть поправила. Процентное соотношение качественных и испорченных людей довольно стабильно во все века, но раньше не было таких, как сейчас, возможностей демонстрировать свои пороки, да еще и выпячивать их как преимущество! В соцсетях все изъяны налицо, и это какой-то замкнутый круг. Люди транслируют свое, по сути, несчастье, оно, как вирус, передается другим, давит на больное. И люди злословят, пишут грубости.

А тебе пишут? У тебя много комментариев, которые ты банишь?

Не могу привести объективные данные, у меня ведь есть специальные настройки — фильтры, которые не пропускают комментарии с оскорблениями и всяческими глупостями. Периодически какие-то просочившиеся колкости и пошлости я удаляю, но не сказать, что это меня сильно беспокоит, это же не лично знакомый со мной человек пишет.

Это не то мнение, на которое стоит обращать внимание.

Ну да, я могу только посочувствовать пустоте чьей-то жизни или несчастью. Иногда я могу расстраиваться от того, «как же всё запущено». (Улыбается.) А удаляю грубые комментарии для того, чтобы другие ранимые люди это не читали и не портили себе настроение.

Я хотела тебе сказать спасибо, ты у себя в профиле часто рассказываешь о тех местах, где бываешь. Последний раз я обратила внимание на твое посещение Тобольска и то, насколько восторженно ты об этом писала.

Тобольск — очень красивый, чистый, ухоженный город с мощной благостной энергетикой. В нем чувствуется любовь жителей к своему месту обитания. Жаль, я пробыла там совсем недолго. В Тобольске очень много архитектурных памятников. Хочется поехать туда летом, всё посмотреть, а главное — увидеть город в зелени и солнце.

У меня в прошлом году была неожиданная поездка в Норильск. Это было одно из самых мощных за последнее время путешествие. Невероятные впечатления: город, в котором нет деревьев, 9 месяцев — зима, полгода — ночь. У них только два года назад появился интернет (надо понаблюдать, не изменится ли микроклимат). И ты знаешь, люди открытые, счастливые, довольные. Я вернулась оттуда, немножко обнулив сознание столичного жителя, которому всегда что-то не так…

Всегда чего-то не хватает.

Да. Мне очень хочется призвать всех отправляться в путешествия подальше от столицы, узнавать, как люди живут. Спасибо тебе, что ты этому способствуешь. Ты благодаря гастролям больше внутренним туризмом занимаешься?

По-разному бывает, иногда целенаправленно езжу отдохнуть или в гости к друзьям. Благодаря профессии я была не раз, например, в Нижнем Новгороде на фестивале «ГорькийFest», в Калининграде на фестивале «Короче», с туром «Ледникового периода» проехала много-много городов от опять же Калининграда до Владивостока. Сильное впечатление на меня тогда произвел Псков. Мне всегда было интересно путешествовать по стране. В юности я ездила с театром-студией и школьным франкофонным театром на гастроли и фестивали в разные города. У нас есть куда поехать! Какое красивое и интереснейшее Скорняково-Архангельское под Липецком, а Калуга, а Тюмень, а Самара, а Плёс! Осенью у меня был рекламный проект с автомобильным брендом, где в качестве технического задания предлагалось съездить на машине в какое-нибудь красивое место в России. Далеко поехать не получалось по времени, мы решили выбрать что-то в пределах соседних с Московской областей. Я буквально ткнула пальцем в карту — попала в Боровск. Посмотрела в интернете, что там надо увидеть. И мы с семьей были так счастливы, что нам выпал именно этот город. Там на стенах многих домов так называемые фрески местного художника Владимира Овчинникова. Было так любопытно — по карте искать их, находить и рассматривать, любоваться! Мне это напомнило, как я когда-то в польском Вроцлаве искала по путеводителю бронзовых гномиков, притаившихся в самых неожиданных местах города. К чему я это? В России много городов со своим лицом, просто эти «лица» надо с нежностью рассмотреть. Москва — государство в государстве. Наверное, это удел всех столиц. Здесь другие цели, другие ритмы, контингент определенный. Что-то здесь витринное, что-то — настоящее, и разобраться в отличиях одного от другого бывает очень непросто. А для того, чтобы знать свою страну, знать свой народ, надо выезжать за пределы того места, где ты живешь.

Этот номер у нас посвящен теме «Сделано в России». Сейчас достаточно остро стоит вопрос развития российских брендов — это понятно. Скажи, из того, что ты сама носишь, чем сама пользуешься, какие отечественные бренды ты можешь рекомендовать?

Как раз за день до блокировки всем известной соцсети меня вдруг осенило, что многие сразу перестанут ей пользоваться, а как быть российскому бизнесу? У меня и среди родственников есть люди, у которых свои бренды. Хотелось как-то поддержать российский бизнес, я понимала, что эффект у поста будет уже, к сожалению, слабый, но не могла этого не сделать. Кому интересно — пост на месте. Я тогда в процессе написания ходила по квартире, заглядывала в шкафы, на обувные полки и смотрела, что я ношу. Российского в моем гардеробе много. Например, вот сейчас я сижу в свитере бренда The One Светланы Ермак. У меня две троюродные сестры, которые живут в Санкт-Петербурге: Маргарита Панова и Ольга Рузакова. У Риты бренд By Margo. Это потрясающе качественные вязаные вещи — как ручной, так и машинной вязки. Можно у меня в постах увидеть, что я всё время в шапочках одного и того же фасона, но разных цветов. Сколько лет ношу — всё прекрасно, после стирки — как новые! У Риты широкий ассортимент: водолазки, боди, свитера, кардиганы, платья... А у Оли бренд Cocoshnick. Это великолепные шляпы! Обожаю их! В первый класс мой Герман пошел в костюме швейной фабрики «Старт», которая ведет свою историю с 1944 года! Свою первую школьную форму сын очень долго носил, до конца второго класса, пока брюки с возможностью поэтапного удлинения и регулировкой талии не стали-таки слишком короткими. От души рекомендую. Износостойкость полностью соответствует заявленной в рекламном проспекте. А в съемке ОK! у нас с сыном немало луков из одежды Sela. Я раньше ее не носила, но очень рада познакомиться с еще одним российским брендом.

У российских марок немного возможностей для рекламы и пиара, поэтому про них мало кто знает. Но сарафанное радио никто не отменял.

Поэтому я и хочу добавить свое звено в эту радиопередачу. (Смеется.) Я ношу Latrika, KOLOTVINA, Juli Too (деловые костюмы и smart casual). В одежде PONOMAREV мы с мужем проходили весь прошлый «Кинотавр», у Андрея Пономарёва есть вещи и более классические, но в основном это очень необычная одежда ярких цветов, смелых фасонов, много интересных мужских моделей. Пару раз Руслану из соцсетей прилетало от консерваторов: «Чего он одет как клоун?», — а мне нравится, и ему нравится. Скучно всегда ходить выверенным по линеечке! Руслан на свадьбе был в классическом костюме, что ему еще и в жаркие дни «Кинотавра» в нем делать! (Смеется.)

Это отдельная тема для обсуждений: Катерина Шпица с мужем на «Кинотавре». Мне кажется, светские репортеры пристально наблюдают за тем, в каком на этот раз семейном луке вы появитесь с мужем.

Да? Забавно! Мне как-то написали: «Бедный ваш муж! Зачем вы заставляете его так одеваться?!»

Очень бы хотелось посмотреть, как именно ты заставляешь Руслана что-то делать.

Ну слушай, ты Руслана более-менее знаешь уже, разве можно его заставить? Нет, его не приходится заставлять. Он устает от своих рабочих будней в спортивной одежде, и ему очень нравится (действительно нравится!) экспериментировать, придумывать вместе образы для совместных выходов еще и потому, что соответствием в одежде мы, по сути, публично выражаем заинтересованность друг в друге, уважение друг к другу, радость момента — и всё в удовольствие. Главное, что мы вышли и получили удовольствие. Если этим мы оскорбили чьи-то эстетические чувства — ну извините. (Смеется.) К слову о спортивной одежде. Люблю Reviens Пети Яковлева. И верхняя одежда у него — восторг! Из вечерних платьев — Chapurin, Tatyana Kochnova, Dashali. Дальше. Обувь Yaroslav Damer, Rosbalet — очень интересные модели делают. А сумки хороши у ANNA GREEN.

Скажи, а что на косметической полке? Я знаю, что у тебя очень своеобразная кожа, чем ты пользуешься?

С младенчества у меня был атопический дерматит. Лет с 18-19 острых проявлений нет, но повышенная чувствительность и сухость кожи — пожизненное последствие. И на сильный стресс кожа лица реагирует вслед за ЖКТ. Я пользуюсь средствами для умывания Avene, восстанавливающими липидный барьер, кремом Локобейз для лица с теми же свойствами, он тоже не российского производства. Еще не интересовалась вопросом, есть ли у него российские аналоги. Но мы с моим гомеопатом пробуем сейчас разные гомеопатические кремы наших производителей. От прыщиков и акне советую средство «Пчелиный чистотел» Kirovkosmetik и всю их линейку «Следоцид». Не раз меня выручали, когда что-то выскакивало в самый неподходящий момент! Девушки поймут. (Улыбается.) Мне очень нравится бренд Nanoasia, который создала Кира Сорокина, — это просто потрясающе! Я использую их средства для тела и ампулы для волос. К сожалению, на средства для лица у меня есть реакция, моя кожа так устроена, что чем больше в креме активных натуральных растительных ингредиентов, тем выше шанс, что будет аллергия. Короче, пептидная косметика Киры для моего лица слишком хороша. (Смеется.) А вот моя мама пользуется всем, не имея таких проблем, как у меня. Очень люблю крымскую косметику! Скрабы и масла для тела — особенно. В декоративной косметике люблю Romanovamakeup. Средства для бровей, карандаши для глаз, помады, хайлайтеры — всё очень качественное! Мне очень нравятся лаки для ногтей TintBerry, они наносятся легко — удовольствие получаешь от процесса покрытия, к тому же держатся долго. Я сама крашу ногти, очень редко хожу на маникюр и педикюр — делаю в основном дома самостоятельно. Явно я назвала не всё, что у меня в ходу. Дамы, интернет в помощь. И опыт, опыт, опыт! Кто ищет, тот найдет!

Я хотела поговорить с тобой о твоей книге «Жизнь в эпизодах». Я помню твое душераздирающее сообщение о том, что вышли какие-то «очепятки», и как ты об этом переживала. Надеюсь, ты уже отпустила ситуацию?

Да, давно отпустила, конечно! Сделала конкурс, который заключался в том, чтобы найти как можно больше ошибок — столько же, сколько я сама, или даже больше. Срок стоял до 28 февраля. За всё это время пришла одна полноценная работа. Многие мне писали, что начали читать с целью искать все огрехи, но потом увлеклись и уже не обращали внимания на ошибки. Что ж, это приятно! Кстати, пока мне не удалось связаться с победительницей, но приз лежит, обещания надо выполнять, поэтому я обязательно сделаю пост с итогами конкурса. Дорогая победительница, если вы это читаете, напишите мне ваш действующий электронный адрес!

Кстати, как тебе переход в новые соцсети?

Я пока не особенно активна в соцсетях. Мне нужен какой-то период тишины, генерирования энергии, поэтому я что-то пишу, только когда очень хочется. А все новое — хорошо забытое старое. (Улыбается.) VK для меня вполне привычная сеть, я там давно зарегистрировалась, в иностранных аналогах — много позже. У меня там много лет есть и фан-группа, которую ведут прекрасные энтузиасты, я с ними уже знакома лично. У меня никогда не было канала на YouTube, и я не тороплюсь его заводить. Не знаю, может, когда-нибудь я захочу и смогу делать какой-то значимый видеоконтент, тогда я на видеохостингах и зарегистрируюсь. Сейчас многие разрываются между разными соцсетями, всяких ресурсов много. Мне кажется, соцсети нас очень сильно обкрадывают именно в плане энергии. Как-то фонит от телефона, замечали? Мое самое нелюбимое время дня — когда приходится включать телефон. Пока я его не включила, у меня тишь, спокойствие, благодать, а его включение — это символ надвигающихся забот, ответственности, непредсказуемости, потому что не знаешь, что невольно можешь вдруг прочесть в ленте. Однако оставить себе только одну соцсеть (например, только VK) я, как публичная персона, наверное, не могу, с моей стороны это было бы неразумно. Структурировать свое присутствие в цифровом пространстве я пока не пытаюсь, отдыхаю от инфохаоса, и у меня нет никакого контент-плана. Его и раньше-то не было, я всё делала очень стихийно, интуитивно, искренне, на порыве. Теперь — тем более. Чтобы быть, как прежде, активной, надо наполниться, понять, чем могу быть полезна людям, найти смысл публичного самовыражения. Новое время — новые смыслы.

Фото: Ирина Воротынцева. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Анна Завгородняя/L’Oréal Paris