28.03.2022 11:03
Стиль жизни

Как быть востребованным специалистом, проходить собеседования и получать повышение даже в кризис?

Медиаменеджер и автор курса «Дизайнер Общения» Тина Канделаки рассказала, как говорить, чтобы расти и зарабатывать.

Фотография: dr

Сегодня рынок переживает турбулентные времена, и многие люди в панике и не понимают, что их ждет. На ваш взгляд, какие специалисты будут наиболее востребованы?

Я бы смотрела не на профессии, а на навыки. В любые времена будут цениться сотрудники, которые умеют делать три вещи:

Почему, на ваш взгляд, так важны навыки коммуникации и самопрезентации?

Речь — это мощнейшее оружие, которое большинство из нас не использует даже на 3%. Я думаю, что каждый из вас может вспомнить эпизод в жизни, когда вы терялись и не знакомились с понравившимся человеком. Или молчали на совещании, а если не молчали, то говорили недостаточно выразительно, а потом другой коллега повторял, по сути, то же самое, но все лавры в итоге доставались ему. Я вижу, как много людей — прекрасных профессионалов и хороших людей — не могут найти работу мечты, привлечь партнера или обрести друзей. Просто потому, что не умеют правильно говорить и презентовать себя. Именно поэтому у меня родилась идея соответствующего проекта. Год назад я вместе с коллегами, лидерами медиабизнеса, создала свой курс «Дизайнер Общения». Это масштабный проект по улучшению коммуникативных навыков и уровня жизни русскоговорящих людей. Его прошли уже тысячи людей, в апреле мы запускаем 6-й поток. Мы учим коммуникации на все «360 градусов»: как выстроить разговор с самим собой, окружающими людьми и с миром. От манипуляций и конфликтов до продаж и презентаций. И наша самая большая радость — это ежедневные письма от учеников с их победами и достижениями. Мне запомнилась фраза одной из наших учениц: «Я двадцать лет старалась работать лучше, больше, усерднее, но меня не замечали. И стоило мне поменять одну вещь — то, как я разговариваю с шефом, — как моя карьера и зарплата изменились за два месяца так, как не менялись много лет до этого».

Насколько актуально учиться коммуникации сегодня, когда неизвестно, чего нам ждать завтра?

Люди вообще привыкли сваливать свои неудачи на обстоятельства — на климат, на шефа, на судьбу. Сейчас особенно велико будет искушение сказать «у меня не получилось, потому что… кризис/санкции/неизвестность». Но, как и в любой кризис, будут те, кто преуспеет, и те, кто обеднеет. Коммуникацию и раньше называли ключевым навыком XXI века, но сегодня ее роль выросла в разы. Мир изменился, конкуренция стала намного жестче. Посмотрите только на примере поиска работы. Что обычно делают компании в условиях кризиса? Они замораживают наем новых сотрудников и сокращают штат. Что мы получаем в результате? Собеседований становится меньше, а соискателей больше, соответственно, каждое собеседование становится на вес золота, а есть только одна возможность произвести первое впечатление! В вечной дилемме «быть или казаться» сегодня необходимо убрать слово «или». К сожалению или счастью, сегодня недостаточно только быть. Быть профессиональным, умным, талантливым. Нужно еще и производить такое впечатление на остальных.

Поделитесь несколькими лайфхаками, как проходить собеседование сегодня?

Правило № 1: сокращайте, сокращайте и еще раз сокращайте. Не так давно я разговаривала с одним известным сценаристом и поинтересовалась: как  продюсеры, которым поступают десятки сценариев в день, успевают их оценить? Сколько страниц им нужно, чтобы понять, перед ними стоящая или проходная работа: 5, 25, 55? Этот сценарист ответил мне так: есть правило двух-пяти страниц. Если за две страницы (максимум — за пять) ничего тебя не зацепило, то дальнейшее чтение смысла не имеет. Каждый человек напротив — тот самый продюсер, заваленный предложениями. Время — его главный ресурс. И нам с вами под силу убедить его в том, чтобы выбор был сделан в нашу пользу.

Правило № 2: уходите от общих слов и будьте искренними. Напыщенные фразы типа «я перерос себя», «масштаб прошлой компании не соответствовал моему потенциалу» и так далее — никому очков не добавляют. Приведу один кейс из нашего курса, который мы тоже разбирали. Вопрос от девушки звучал так: «Мне не верят на собеседовании, что я могу быть усидчивой (а это важно в должности, на которую я претендую). Все говорят, что я слишком яркая для того, чтобы обладать таким качеством». Абсолютно невыразительно будет говорить: «Да, я очень усидчивая, все мои предыдущие коллеги отмечали это». Дайте живой пример: «Я три раза посмотрела сериал «Аббатство Даунтон» — поверьте, когда надо, я чемпион мира в усидчивости и занудстве».

Правило № 3: как в любых законах торговли, прежде чем называется цена, описывается сам продукт. То есть не стоит с порога озвучивать свои пожелания и требования к работодателю. Сначала он должен «захотеть» вас. Ему должно стать невыносимо жалко, что вы не работали у него раньше, и тогда можно будет обсуждать вопрос цены — не раньше.

А насколько реально не просто получить работу, но и расти в доходе и зарплате в кризис?

Реально абсолютно всё. Часто рассказываю случай, похожий на анекдот, когда я попросила поднять мне зарплату на 500 долларов, потому что мне не хватает на косметолога. Звучит забавно, но на самом деле я говорила не на языке «я хочу, мне надо», а на языке «для проекта важно». Ведь я работала в ТВ-проекте ведущей, для любого телепроекта важны рейтинги, в рейтингах существенная доля — у харизмы и внешнего вида ведущего. Фактически я предлагала шефу проинвестировать в один из ключевых компонентов его проекта, а не в мое развлечение в свободное от работы время. Одну и ту же мысль и фразу можно сформулировать принципиально разными способами, и эта тонкая настройка коммуникации приведет или к успеху, или к провалу. Вы всегда должны переводить фокус с «мне надо», «я хочу» и так далее на «я даю», «вы получите», «на данный момент я сделал столько-то, могу взять на себя еще столько-то».

Неудачное: «Я бы хотел обсудить мою зарплату. Я получаю меньше других, хочу получать больше».

Удачное: «Я бы хотел обговорить мои задачи. У меня стало больше обязанностей, я готов также взять дополнительно новый функционал, который может принести компании столько-то дохода или бонусов в виде довольных клиентов и так далее и хотел бы обсудить бóльшее вознаграждение».

Что ждет студентов вашего нового потока курса «Дизайнер Общения»?

Три месяца практических занятий от меня лично и лидеров медиарынка. Это концентрат знаний, которым мы учились годами и благодаря которым можно совершить рывок в карьере и жизни. Также, что важно, мы не просто один раз сделали курс и продаем его из потока в поток. Каждый раз мы улучшаем программу и добавляем актуальные материалы, под запросы студентов и времени. В 6-й поток мы добавили два подарка — два курса на актуальные сегодня темы «Конфликты» и «Мотивация». И важный момент: мы не просто не подняли и не заморозили цены — мы их снизили до уровня прошлого года. На мой взгляд, единственное, во что стоит вкладывать сегодня, — это не в сахар, валюту или украшения, а в себя и свое развитие. Запасы закончатся, а умение говорить так, чтобы вас слышали, выбирали и повышали, останется навсегда.