Ирина Свистушкина
09.07.2015 14:07
Мода

Дизайнер Цумори Чисато: «Эмоции объединяют людей»

В Москве открылся первый монобрендовый бутик японской марки Tsumori Chisato. ОК! встретился с дизайнером марки Цумори Чисато и поговорил с ней о цветотерапии для москвичей, детских сюжетах, важности наивного взгляда на мир и о том, почему в представлении японцев нет такого понятия, как «тренд», и нет эволюции...

Фотография: DR

Не считаете ли вы, что ваш бренд слишком авангардный для москвичей? Мы ведь любим всё серенькое... А у вас такие яркие принты и такой сложный для восприятия крой.

Я сама ношу такие вещи и, получается, пропагандирую такую стилистику моды. Я уверена, что и в Москве есть женщины, похожие на меня. Моя концепция — это ощущение счастья, happy feelings. Именно эмоции — это то, что объединяет людей. Поэтому в позиционировании марки я не вижу каких-либо противоречий и ограничений. Тем более что мне очень импонирует то, как вы, русские, понимаете красоту. И мне кажется, что в вашей палитре совсем нет черного и серого. Вот посмотрите на собор Василия Блаженного или на матрешку! Это могли создать только люди, которым присуще тонкое чувство прекрасного.

Ваш бренд создан на стыке двух культур — восточной и западной. Это в чем-то проявляется? Может быть, в деталях, крое?

Когда я работаю над коллекцией, я не думаю об этом постоянно, но не буду утверждать, что взаимодействия культур нет. Различие кроется прежде всего в стиле жизни. В Азии, в той же Японии, у женщины практически нет ситуаций, когда она могла бы выйти в длинном платье. Мало вечеринок и мало приемов, в отличие от Парижа. В последнее время внимание японцев всё больше привлекает этот нетипичный для них крой — платье в пол. Получается, Япония сейчас открывает для себя эти силуэты.

Монобрендовый бутик Tsumori Сhisato в «Смоленском пассаже»

У меня вопрос о коллекции. Как на ваше творческое кредо повлияло проживание в Париже? Насколько мне известно, японцы быстро ассимилируются с местным населением.

Не могу дать вам однозначного ответа. Это же творческий процесс. Всё, что я вижу, оседает в моем подсознании и трансформируется в конкретные образы. Это уже процесс «пищеварения». Есть одно целое — результат творчества, и его уже невозможно разобрать на составляющие и определить, что в нем от Европы, а что от Азии.

Цумори, вы художник и дизайнер в одном лице. Сейчас мы наблюдаем очень плотное взаимодействие арта и моды. Грань, их разделяющая, стирается. Есть ли некая граница, за которую искусство все-таки не должно выходить?

В техническом исполнении этих пределов становится всё меньше и меньше. Инкджет и цифровая печать на ткани теперь само собой разумеющееся в производстве костюма. Любую безумную фантазию можно воплотить в одежде с помощью современных технологий. Единственное ограничение: если речь идет о произведении искусства, то художник не думает о конечной стоимости творения и его себестоимости. Вдохновение должно быть реализовано в материи. В случае с одеждой об этом нельзя забывать. Мы, как бренд, хотим, чтобы эту вещь купили. Поэтому она должна стоить определенных денег, и эта цена должна быть оправданной. Продукт должен пользоваться спросом. Да и потребитель должен относиться к одежде как к предмету утилитарному, а не как к произведению искусства. Вещь должна быть ноской и хорошо стираться, в конце концов.

Многие ваши вещи выполнены в сложной технике: тут и ручная вышивка, и аппликация. Всё это повышает себестоимость одежды, приравнивая ее к произведению искусства. Мне кажется, вполне логично создавать вещи в формате haute couture.

От-кутюр для меня слишком сложная история. Здесь объектом становится не само платье, а клиент. И получается, что марка должна не вещи создавать и продавать, а удовлетворять запросы конкретного человека. Да и клиентов от-кутюр в Японии нет.

Но ведь бренд представлен во многих странах Америки и Европы. А всего бутиков марки по всему миру более сорока.

Прежде всего я работаю с рынком Японии — такова концепция бренда. Потом ее уже мультиплицирую в других странах.

Tsumori Chisato SS 2015

В Москве в день открытия был ретроспективный показ коллекций прошлых сезонов. Почему для знакомства с брендом были выбраны именно эти коллекции?

Определенной причины не было. Просто я хотела представить себя: это мой дух, это то, как я себя ощущаю. А чувствую я себя счастливым человеком. Это счастье выражено в коллекциях. Даже если темы разные, я всё равно остаюсь самой собой.

И все эти коллекции — со сказочными героями детства: Арлекин, Маленький принц... А в последней коллекции осень-зима 2015/2016 «живут» герои мультиков и комиксов. Чем так интересны для вас детские сюжеты? Вас привлекает их наивность, жизнерадостность, цветовая гамма?

Я не делаю это специально. Просто я, наверное, сама еще ребенок.

У вас такая же богатая фантазия, как у ребенка?

Наверное. Но я об этом стала задумываться только сейчас. Никак не могу повзрослеть.

Свежесть восприятия — это важно для дизайнера?

Да. У меня такое же развитое любопытство, как у маленьких детей. И я стараюсь не потерять это ощущение — смотреть на мир с широко распахнутыми глазами. А еще мне важна метаморфоза, превращение.

Что вы имеете в виду?

Физиологический возраст вообще не имеет значения. Главное — внутреннее состояние, ощущение себя. Вчера я была в цирке на Цветном бульваре. И для меня это было большим наслаждением. Я с детства мечтала туда попасть. Так вот, в цирке происходят метаморфозы.

Tsumori Chisato FW 2015/16

Что конкретно вас впечатлило? Фокусы, клоуны?

Само представление, с его сюжетами и образами. Художественные приемы держат зрителя в напряжении. Я хочу создавать одежду, которая, так же как и волшебное действо, позволит людям перенестись в другой мир и, возможно, подарит новый эмоциональный всплеск.

Вы такой важной функцией наделяете одежду? Выходит, у одежды не только сугубо утилитарная функция.

Да. Для дизайнера очень важно, что человек ощущает, надевая ту или иную вещь.

Свой творческий путь вы начинали в Доме Issey Miyake. Что дал вам этот опыт?

На самом деле я начинала не там. Но Issey Miyake — знаковое место работы в процессе осознания себя как дизайнера и творческой единицы. Там я научилась работать в команде и освоила глобальное мышление, то есть умение видеть всю коллекцию в целом. Однако в компании я все-таки не смогла проявить в полной мере свою дизайнерскую индивидуальность. Логичным продолжением было создание собственной марки.

В чем, по-вашему, феномен японской моды?

Если вы имеете в виду кавай, то я не считаю, что моя одежда имеет что-то общее с этим течением.

Увлеченность модой японцев, она есть?

Я не думаю, что отношение японцев к моде чем-то принципиально отличается от ее восприятия в других культурах. Они, так же как и другие народы, хотят хорошо выглядеть и быть небанальными.

Разве они не зациклены на моде?

Мне кажется, сейчас молодежь как-то однообразно одевается. И это очень печально. Вообще японцев надо «исправлять». Они какие-то несмелые, робкие. Не могут выпрямить спину и показать себя. Они зажимаются и хотят оставаться в тени. У молодежи нет навыков самопрезентации.

Tsumori Chisato SS 2015

В своей работе вы придерживаетесь принципов японской философии?

Во-первых, я всегда остаюсь самой собой и не иду на компромисс. Во-вторых, я японка. А японцы воспринимают окружающий мир в горизонтальной плоскости. Мы видим всё как развернутое кимоно — в виде картин. Я не осознаю этого, но работа над коллекцией начинается именно с горизонтальной проекции.

Насколько важно для вас следовать трендам?

Процентов на тридцать я следую им, потому что не хочу распылять свое внимание и зависеть от них. Что такое тренд? Сегодня одно, а завтра другое. Быстрая смена меня не устраивает.

За двадцать пять лет существования вашего бренда как эволюционировал его стиль?

Сложно говорить об эволюции, ведь она всегда означает какое-то изменение. Это всегда движение куда-то. Я не могу сказать, что я куда-то стремлюсь. Я просто существую. То состояние, в котором я нахожусь, оно не меняется. Вот во время показа в Москве другие модели надели мою одежду пятилетней давности, и она выглядела иначе. Я увидела свою коллекцию другими глазами, и мне это понравилось. Эволюция происходит в пространстве, а не внутри одной вещи. Тренда нет. Вещь просто существует и статична сама по себе.