14.12.2021 14:12
Звезды

Татьяна Третьякова: «Детям нужны герои из реальной жизни»

Режиссер и продюсер Татьяна Третьякова сняла больше 40 фильмов – самых разных, от анимационных до игровых. Главное же ее дело – документальное кино, с помощью которого можно рассказать и показать настоящих, невыдуманных героев.

В последнее время искусство, в основе которого реальная жизнь, переживает настоящий бум. Это касается и популярности литературы нон-фикшн, и документального кино. С чем это связано, как вам кажется?

Наша жизнь сегодня предлагает множество оптимистичных сценариев, удивительных судеб, ярких свершений. И у зрителя есть потребность в реальных примерах, которые можно исследовать, которыми можно вдохновляться.

Людям хочется знать не только «правду» (да поострее, как это было совсем недавно). Публике вновь становятся интересны воодушевляющие истории. Если вы нашли того, кто сумел реализовать себя, кто идеально знает свое дело, будьте уверены:  разговор с ним, наблюдение через объектив камеры за его решениями и действиями – это бесспорно увлекательное и познавательное зрелище.

Еще одна причина нынешнего бума документального кино – развитие техники и профессионального мастерства. Камеры становятся легче, проще в использовании, в кино приходят молодые ребята, которые уже наработали и опыт, и профессионализм. Отсюда – красота и стиль, радующие самого искушенного зрителя. Мы тоже умеем снимать красиво в любых условиях. Про наш фильм «Фермеры», например, неоднократно говорили, что качеством он не уступает National Geographic или BBC. Если происходящее на экране – высокого качества,  интересно, познавательно, зритель обязательно будет смотреть. Он ищет сегодня новизну и внутреннее удовлетворение от того, что видит в кино. И вокруг нас – в реальной жизни – всё это есть.

Тем, кто работает в документальном кино, сегодня проще выйти к зрителю. Площадок стало больше: это не только телеканалы и кинотеатры, но и YouTube, и онлайн-платформы. Можно ли говорить, что количество переходит в качество – и уровень нашего документального кино растет?

Думаю, еще многое впереди, но процесс идет. Важный критерий, который действительно может помочь росту качества – участие самих зрителей. Мы выпускали документальные фильмы на онлайн-платформах и даже как-то держались целую неделю в топ-3 фильмов одного ведущего онлайн-кинотеатра – наряду с художественным контентом. Но я бы не сказала, что это дает заметную обратную связь и помогает расти. Демонстрация фильмов на онлайн-платформах не есть гарантия зрительского интереса и успеха. Та же история и с телевидением. Мы выпускали свои фильмы на федеральных каналах. Да, это престижно, однако живого контакта с аудиторией у автора тоже нет.

Другое дело показы в интернете – на собственных каналах и в соцсетях, где у нас могут быть миллионы просмотров, тысячи комментариев и где довольно агрессивная, как говорят, среда. Это, как минимум, интересно. Дискуссии, которые разворачиваются вокруг фильмов, открытое выражение мнений – всё это помогает понять, как «работает продукт».

У нас есть еще один инструмент, который помогает быть в хорошей творческой форме. Я говорю о «Мотивирующих цифровых уроках в школах на основе документальных и игровых фильмов». Мы показываем свои фильмы детям и получаем честный фидбэк от них. Мы наблюдаем за реакцией и стараемся понять, помогают ли детям наши фильмы, мотивируют ли на учебу, подталкивают ли к самореализации. Всё это очень способствует и нашему росту. Подтверждение этого – призовое третье место на премии #МыВместе, где в нашей категории соревновались 19,7 тысяч заявок.

Еще хочу сказать, что на качество нашей работы часто влияет и настрой заказчиков. Умный партнер, который всё понимает, готов ждать и обладает достаточным ресурсом – это большое счастье. Если вам дают возможность целый год снимать, а потом еще месяцев шесть монтировать, получается достойный продукт. Всё, на самом деле, как у классика: «тысячи тонн словесной руды» ради одного слова.

Вы начали работать в документальном кино еще до нынешнего бума. Что изменилось за эти годы?

Мы рассказываем о людях, которые сталкиваются с препятствиями, преодолевают их, находятся в поиске и всегда идут вперед. За эти десять лет изменились обстоятельства, а наши герои – они что тогда, что сейчас, идут по жизни с удовольствием, интересом, увлекают за собой других. А с нами как будто встречаются «на привале», переводят дух и делятся своим знанием и пониманием жизни. В этом плане мало что поменялось.

Зато я точно могу сказать, что фильмы, которые мы создаем – фильмы, оставляющие светлые чувства после просмотра – становятся всё более востребованными у зрителей.

Каких документальных фильмов сегодня не хватает, как вы считаете?

Разных фильмов не хватает. Мы не из тех, что бросается рассказывать о своих планах, обсуждать тенденции, спрос, конъюнктуру. Мы сами находимся в постоянном диалоге, дискуссиях, поиске, в ходе которых и рождаются какие-то идеи, планы, проекты. Их и будем создавать.

Советские киношники в 70-80-х годах удачно освоили производство мотивирующих зрительских фильмов: можно вспомнить и «17 мгновений весны», и «Свой среди чужих, чужой среди своих», и «Экипаж», и многие другие. Документальные же фильмы советской эпохи интересом массовой публики похвастаться не могли. Как, по вашему, сегодня мотивирующее документальное кино может быть увлекательным? И каким должно быть такое кино, чтобы зрители его смотрели?

Вы знаете, в 80-х уже многое сбилось, многое – запуталось. И творческие люди тоже оказались вместе со всеми в ворохе событий и изменений, и кино постепенно стало другим. Все-таки расцвет советского кино случился раньше, в тридцатые, сороковые, пятидесятые, шестидесятые и наконец, в семидесятые. «Белое солнце пустыни», «Они сражались за Родину», «Калина красная» были сняты как раз в семидесятые годы. В этих фильмах было много правды – несмотря на то, что они снимались как игровые. Фильмы эти были почти документальными – по героям, по их переживаниям, по их поступкам. Многое, что снималось в то время, было настоящим кино, Кино с большой буквы. И я не хочу обсуждать документальное кино, сравнивая его с игровым. Долгий разговор, об этом надо книгу писать. Скажу только, что и в документальном кино могут быть постановочные моменты и даже всё вымышленное, а в игровом очень часто самыми притягательными становятся документальные факты.  В конце концов, главное, чтобы кино было хорошим, интересным, питающим душу и ум.

В своих проектах – таких, как фильм для цифрового урока #ГероиНародов – вы работаете с детьми. Сложно ли это? И чем нынешнее поколение отличается от предыдущих?

Не знаю, кто создает эти мифы про «нынешних детей»… Нет, понятно, что есть проблемы, и все они – от воспитания в семьях и в школе. Но и семьи, и школы бывают очень разные. Я знаю огромное количество замечательных ребят. И если вы посмотрите на наших героев в фильме, то непременно проникнитесь к ним симпатией. Мы их выбирали, иногда даже просто по имени: Батыр, например, означает смелый, отважный, герой. И нам повезло – таким он и оказался. Мой коллега Михаил Чурбанов – талантливый интервьюер, очень здорово умеет общаться с ребятами. Нам удалось расспросить ребят из самых разных регионов страны о самом важном. И это работает, находит отклик у зрителей во время мотивирующих уроков.

Есть ли среди школьников потребность в героях – не только тех, которые приходят к ним из комиксов, но и реальных людей?

Еще как есть! Они сегодня мудрее, чем предыдущие поколения, чем те, кому сейчас под тридцать. Да, нынешние дети смотрят комиксы в кино, но четко понимают разницу между реальными героями и «нарисованными». Им нужны герои из реальной жизни, иначе не на кого ровняться, не с кого брать пример. Это действительно проблема. Школьникам недостаточно говорят о тех, кто по-настоящему достоин подражания, поэтому они и берут себе в кумиры выдуманных персонажей. Но когда рассказываешь детям интересные, настоящие, вдохновляющие истории, они очень рады. И учителя, кстати, тоже. Ведь им, по сути, делать ничего не нужно: достаточно заполнить заявку, получить бесплатно наши фильмы, показать, обсудить с детьми, и дети становятся полны мотивации, желания развиваться, быть такими же, как герои проектов.

О ком вы бы хотели снять фильм? Кто сегодня настоящий герой?

Мы их ищем и будем искать, как делали это и раньше. И это – наш секрет, если хотите. Снимем, и вы увидите их в наших фильмах.

Самое ваше яркое впечатление на съемках – и самые сложные условия, в которых вы оказывались в процессе работы?

Самое сложное – отключение камеры из-за жары в процессе работы. Или когда нужно забраться куда-то далеко, а значит, большую команду взять не удастся, и приходится брать на себя сразу несколько ролей. Но в этом и прелесть нашей работы или, я бы сказала, нашего стиля жизни. Мы готовы работать, нам нравится создавать проект – от начала, от задумки, сценарного плана или сценария до финального продукта на экране. Каждый раз мы испытываем удивительные ощущения от того, какими глубокими и интересными оказываются люди, когда раскрываются, когда откликаются на наш призыв – показать жизнь во всей ее красе.

Документальные фильмы, которые вы советуете всем посмотреть?

«Фермеры», «Школа будущего», «Профессии будущего», «Стать чемпионом», «Забег», «Музыка души», «#ГероиЕсть», «#ГероиНародов», «#ПисьмаДеду». Я называю наши проекты, смотрите их – и не ошибетесь.