08.11.2021 14:11
Звезды

Ян Цапник: «Это не просто дуракаваляние, а современная сатира»

8 ноября на телеканале ТНТ выходит продолжение комедийного хита «Полярный». Во втором сезоне главный герой Витя Мясник будет бороться за свой новый северный дом с чиновницей из Москвы. Вернётся к роли мэра и Ян Цапник, который в интервью рассказал о непростых съёмках в Мурманской области, поделился мыслями о посыле сериала, а также раскрыл секреты работы над образом.

Во втором сезоне «Полярного» появляется новый персонаж, московская чиновница Раиса Борисовна. В первой же сцене с вашим героем у неё случается лёгкая конфронтация. А как дальше будут развиваться их отношения? Насколько присутствие столичного начальства поменяет мэра Полярного?

Над не очень честным человеком появляется такой же нечестный человек, который ищет свою выгоду. И, конечно, в итоге весь Полярный оказывается под ней, потому что она просто сильнее по положению. Естественно она начинает всеми там рулить.

При этом основной конфликт у мэра по-прежнему с Витей Мясником. Расскажите, как эволюционируют их взаимоотношения во втором сезоне? 

На самом деле отношения у них достаточно обострённые, и эти качели постоянно качаются то в одну сторону, то в другую. Хотя в жизни у нас отношения замечательные. Миша Пореченков учился на курс младше меня, так что с ним у нас полнейшее взаимопонимание. 

Актриса Мария Кравченко – новый человек в касте сериала. Как ей удалось вписаться в вашу сложившуюся команду? Вам сразу удалось наладить экранную химию?

Мы с ней раньше не были знакомы, узнали друг друга прямо на съёмках. И всё прошло гладко, она замечательный человек и прекрасный отзывчивый партнёр. Она мало того, что талантливая, так ещё и очень коммуникабельная и приятная в общении, так что она идеально влилась в нашу команду. И в этом ещё большая заслуги нашего режиссёра Миши Старчака. Он один из тех режиссёров, которые всегда добиваются того, что они хотят, даже если надо снимать часами или сутками. И он действительно умеет работать с актёрами. Это, кстати, редкое качество. С ним работать безумно интересно! И Миша даже на какие-то мелкие ролюшки кого попало не возьмёт. А мы говорим о Маше Кравченко, у которой одна из ведущих ролей во втором сезоне «Полярного».   

Часть съёмок второго сезона проходила в Мурманской области. Насколько непросто было на реальном севере? 

Мы снимали в Мурманской области, где температура стабильно была минус 30. Порой было непросто, когда в туалет приходилось ездить на снегоходе и расстёгивать потом по 25 штанов. И даже до самого снегохода было непросто добираться, потому что снега было по колено. Хотя мы не искали трудности, мы ещё их и сами создавали! Когда было минус 30, а по ночам и холоднее, да плюс ещё и влажность, мы ещё и активно использовали ветродуи, чтобы создавать эффект метели. Было, конечно, сложновато, но в то же время это было весело, забавно и в удовольствие!

Режиссёр Михаил Старчак рассказывал, что часть актёров и членов съёмочной группы ещё успевала съездить на ближайший горнолыжный курорт. Вы не из их числа?

Я как в своё время надорвал себе ахилл на съёмках сериала «Метод», так со всем этим попрощался. Море, погружение – да, но лыжи – это уже не моё.

Часто ли вы бываете в подобных морозных регионах? Или предпочитаете ездить в тёплые места?

Как-то я после армии природу по-другому воспринимаю. Допустим, Красное море, где вокруг тебя 60 видов рыб, искусственный газон, бассейн с пресной водой, бассейн с морской водой, джакузи, хороший отель – это я люблю. А опять в леса кормить комаров – это только на съёмках. 

При этом после морозных съёмок у вас были павильонные досъёмы в Москве, где приходилось страдать всё в той же зимней одежде. Как для вас прошёл этот этап съёмок?

Ох, тогда как раз вся Москва, вся страна, да и весь мир задыхались от жары, по городам уже полуголые люди ходили...А мы так не можем. Мы же не в пустом павильоне ещё, там же аппаратура, всё это раскаляется до 30 с чем-то градусов, а мы в тех же шубах, унтах. А когда мы ещё на зелёный фон ставили машину, в которую забивалась куча людей...это было что-то. В этом съёмочном процессе я старался не употреблять воду, потому что всё начинает течь. А кто-то не слушал моих советов, и они, конечно, текли со страшной силой.

А что было сложнее: на морозе или в павильонной жаре?

Да мы как в армии: что с парашютом, что без, главное – прыгать. Это никак не влияло на способ существования и дружескую и где-то бесшабашную атмосферу в группе.

В первой же серии ваш герой оказывается в центре «огненного перфоманса» во время пожара в сарае. Расскажите, как снималась эта сцена и были ли ещё какие-то такие экшн-съёмки во втором сезоне? 

На самом деле всё прошло хорошо, хотя иногда пиротехники подливали больше, чем надо, потому что на морозе время горения по-другому устроено: то тлеет некрасиво, то как шарахнет! Обошлось без инцидентов, хотя мы и были слегка закопченные. Но нам всё это было настолько интересно, что мы там как дети в песочнице играли – не отодрать!

Лейтмотив «Полярного» – противостояние человека и системы. На ваш взгляд, какие ещё важные проблемы поднимет второй сезон? 

Сериал «Полярный» – это не просто дуракаваляние или какой-то глупый смех, это умный, где-то даже мудрый сериал, уроки истории. И образы у нас собирательные, ведь ни для кого не секрет, что у нас происходит на верхах, и в низах. Все хотят жить, но каждый честность и правду понимает по-своему. Раньше говорили, что хорошее кино всегда про любовь. А тут и про любовь, и есть ещё какая-то сатира.

Михаил Старчак обозначил главную тему второго сезона как «борьба за дом». Согласны с такой трактовкой?

Да, Витя уже прикипел к Полярному, стал полярчанином, и, конечно, он защищает свой дом. Это уже в каком-то смысле родина, пусть он там и не родился, это не так важно. Он ведь всё равно это выстраивал. В этом проекте мы все меняемся, кто-то в лучшую сторону, кто-то в худшую. Мне кажется, что это происходит трогательно, и даже отрицательных персонажей можно пожалеть, потому что они хоть и глуповатые в каких-то своих поступках, но очень обаятельные.    

В том числе ваш герой?

Да, и мэр тоже. Я ведь даже в «Пальме» сделал так, чтобы собаку было меньше жалко, чем меня.  

Своеобразным макгаффином, вокруг которого стоится конфликт второго сезона, стало строительство мусорного полигона. Как считаете, почему именно этот объект выбрали авторы для развития истории? Насколько эта проблема актуальна для регионов России и найдёт ли она отклик среди зрителей?

Это спасибо режиссёру Мише Старчаку. Только он умеет вот эти сплести макраме на грани, чтобы это и пошлятиной не было, и претенциозной фигнёй, которая якобы учит людей, а вот действительно, чтобы каждый нашёл для себя только самое хорошее. Самое главное, как мне кажется, что после таких проектов, и жить легче. Это не безумный тупой смех, это умный смех. Жизнеутверждающая история, после которой хочется жить, творить и идти дальше.

Вам довольно часто приходится играть разнообразных государственных служащих: от директоров школ до мэров и министров. Как вы подходите к созданию этих образов, чтобы различать их у себя в голове, и чтобы для зрителя каждый персонаж выглядел самостоятельной фигурой?

Настоящий актёр не будет пользоваться клише. Я сам стараюсь так не делать. Вот как хочешь, так и рожай, но чтобы эти персонажи не были похожи. Надо не просто текст учить, а готовиться, думать и работать над ролью. Всё берётся из жизни! Из головы высосать невозможно – это всё бред и неправда. Если взять за основу увиденное в каком-то фильме, это тоже бред, потому что сразу видно, что это не твоё, не родное. В театральном институте мы до третьего курса приносили наблюдения. А после института, когда я оказался в Большом Драматическом Театре, где прослужил 14 лет, сыграв пять главных ролей, там у корифеев я научился работать над ролью на другом уровне. И оказалось, что ничего играть не надо, а надо просто жить, проживать жизнь своего персонажа, потому что сыграть это невозможно. И нужно одинаково относиться как к большой роли, так и к маленькой. Потому что любая роль как кардиограмма человека: то вверх, то вниз, это своеобразные горки. А если ничего не происходит, и это прямая линия, то это кардиограмма мёртвого человека. Всё зависит от класса, от уровня актёра. К сожалению, в нашем деле большинство ремесленники, которые так и остаются всю жизнь на своём уровне, играя себя в предлагаемых обстоятельствах. Но, слава богу, есть люди, хотя их немного, которые от ремесла пошли дальше, к профессионализму. Поэтому в любой роли, даже в самой маленькой, они настолько яркие, и за ними очень интересно наблюдать.