Анна Антонова
03.11.2021 14:11
Звезды

Анатолий Белый: «Тема «вспомни родителей, позвони родителям» сейчас очень важна»

Сегодня в международный день осведомленности о стрессе в онлайн-прокат выходит короткометражный фильм Александра Котта «ГОГОL-МОГОL» с участием Светланы Немоляевой и Анатолия Белого. Накануне премьеры мы поговорили с Анатолием.

Фотография: Михаил Рыжов

Сегодня на Кинопоиске состоится премьера короткометражного фильма «ГОГОL-МОГОL». Как вы оказались в этом проекте? 

Пришло приглашение от Саши Котта, я давно хотел поработать с ним. Мне импонирует его творчество, нравится всё, что он делает, в этом есть очень правильный жанровый посыл. Наша жизнь и смешна, и грустна, наша жизнь – трагиком, для меня это так. В этом подходе Саши в своем творчестве и в этом жанре «и смешное, и грустное» высекается юмор, а он обязательно должен быть. И можно очень глубоко и трагично рассказывать историю, но при этом с юмором. 

Чем вас заинтересовала эта история?

Конечно, проект заинтересовал темой животрепещущей и очень близкой очень многим людям современным как нехватка времени и общение с родителями. И в сочетании с Сашей Коттом, мне показалось, может получиться очень трогательно, пронзительно и щемяще. Я думаю, тема этого фильма вечная, тем более сейчас, в наше сжатое время, когда времени не хватает ни на что, когда люди живут в постоянном движении и стрессе. Как будто земля стала быстрее крутиться, что ли. Тема «вспомни родителей, позвони родителям» сейчас очень важна, потому что я сейчас сам замечаю за собой, что в этой суете, вдруг, посреди бега этого безумного, думаю - боже, я давно не звонил маме, я не сделал то, что она просила. Надо записать себе в книжку, сделать и т.д. В меня мама заложила этот постулат, что уважение к родителям является одной из лакмусовых бумажек человека. Какие бы они ни были, понятно, что родителей не выбирают – это огромная душевная работа сохранять к ним уважение, любовь и не забывать о них. 

Наверняка вам хорошо знакомы проблемы главного героя – нехватка времени, стресс, жизнь как марафон. Работая над ролью, вы привнесли в персонажа что-то от себя, собственного прожитого опыта или действовали строго по сценарию? 

Актер всегда привносит в свою роль что-то от себя. Конечно же, мне это всё близко, мои родители живут далеко, в Израиле, и я с ними, насколько возможно, общаюсь по телефону и скайпу. Не хватает общения, скучаю по ним очень, а сейчас из-за пандемии вообще не видел их два с лишним года. 

Было ли вообще место для импровизации и открытого обсуждения с режиссером Александром Коттом на съемочной площадке? Какие впечатления остались от работы с ним?

Впечатления самые приятные, самые прекрасные. Саша, мало того, что профессионал своего дела, но еще и как человек очень трепетный, тонко чувствующий, в нем живет внутренний ребенок, и это видно, что он воспринимает всё очень непосредственно. У него очень острое восприятие, и это так здорово для художника, что он в себе это сохранил, это огромный плюс. Эта история получилась очень живая и задевающая, как мне кажется, струны душевные человеческие. Когда мы наконец-то встретились с Сашей на площадке, работать было, как я и подозревал, в удовольствие. Я слышал его, чувствовал, насколько мог. И мне очень нравится всё, что он предлагает, это так тепло, душевно, тонко. То, какой он есть сам, он всё это передает и на площадке, всё считывается мгновенно, и во мне откликается. Импровизации были, конечно, но что называть импровизациями?! Были предложения. Саша всегда откликается, он очень «актерский» режиссер. Например, помню, что финал сыграл в одном ключе, он сказал «Да, здорово! Но давай сходим в другую сторону, сделаем его немного драматичным, а потом полегче, посмотрим разные варианты». То есть он видит, что делает актер, очень откликается на это, и если предложение хорошее, то с радостью подхватывает.

Насколько отличается работа в короткометражном проекте от работы в полном метре? Что ближе и интереснее лично для вас?

Ближе всё, что талантливо. То, что хорошо написано, то, что интересно для меня. И неважно, что это за работа – полный метр, короткий или сериал. Иногда в озвучке можешь получить столько удовольствия! Короткий метр – история всегда более сложная. Как в жанре короткого рассказа в литературе, так и в коротком метре в кино нужно успеть рассказать историю за малое количество экранного времени, и эта задача гораздо сложнее. Она насыщеннее. Если есть растянутость по времени, она как-то по-другому рассказывается, здесь же более интенсивное насыщенное и существование в кадре, и режиссура. Поэтому короткий метр и сложнее, и интереснее.

Расскажите пару слов о работе со Светланой Немоляевой. Чем вам запомнится это партнерство?

Светлана Владимировна – легенда советского кино. Я не встречался с ней до этого в работе, и был просто поражен ее открытостью, детскостью, наивностью в самом высоком и хорошем смысле этого слова. Она пронесла через всю свою жизнь незамутненное и очень открытое восприятие мира. Я предполагал, что она похожа на своих героинь, но в жизни она много тоньше своих персонажей, которых мы запомнили по фильмам. Она очень трепетная, интеллигентная, тонкая, тихая, очаровательная женщина. Я был просто очарован ею, сразу стало тепло на душе, мне уже и играть ничего не надо было, я смотрел на нее и во мне всколыхнулись все сыновьи чувства. Так что это было партнерство, оставившее самые прекрасные впечатления. Это прям актерский бальзам, когда твой партнер внимательно тебя слушает, вот здесь и сейчас она прям тебя слышит, слушает, это потрясающая актерская школа! Когда я вижу, что она действительно меня слушает, слышит и отвечает мне.

Как по-вашему, способно ли кино всерьез заставить человека пересмотреть свои убеждения, привычки, взгляды на жизнь? Чувствуете ли вы ответственность за то, что преподносите зрителю с экрана?

Не хочется морализаторства. Я, правда, не знаю. Наверное, на кого-то может так кино воздействовать. Лично для меня таким «перевертышем» была скорее литература. Читая какие-то произведения, я задумывался, размышлял, что-то менялось во мне. Кино, наверно, больше сиюминутное – я по себе сужу – на каждого человека оставляет свой отпечаток, у каждого свое восприятие. Для меня кино это сиюминутная история, я сейчас получаю эту эмоцию, сейчас я получаю какой-то катарсис. Но способно ли это перевернуть человека, я не знаю. Для меня важнее эмоция, которую я получаю здесь и сейчас, когда смотрю кино. 

Как боретесь со стрессом (и боретесь ли) в реальной жизни? Обращаетесь к специалистам, ищите поддержки близких или привыкли решать подобные вопросы наедине с собой?

Я не прибегаю к специалистам пока, может, моя нервная система еще не настолько расшатана. (Улыбается.). Моя профессия, конечно, требует нервных затрат, и, конечно, существуют момент опустошения и стрессов. Для меня лекарством является моя семья, мой дом. Если нужно вообще как-то хорошо расслабиться, я могу сходить в баню, на массаж. Есть простейшие медитации, которые я делаю для восполнения энергии и успокоения. Если совсем не засыпаю, то принимаю успокоительный набор трав, но стараюсь этим не баловаться слишком часто.