Евгения Белецкая
14.07.2021 13:07
Звезды

Лев Лещенко и Loc-Dog: неожиданный дуэт

Песня «Мы будем жить» звучит как девиз, как лозунг, сентенция для всякого, кто хоть раз в жизни опускал руки. Обо всем на свете, но больше о музыке, TikTok и о том, что времена меняются, а люди — не особенно, мы поговорили с артистами накануне выхода трека и видео к нему

Фотография: Виктор Брусков

Недавно прошла премия МУЗ-ТВ, много разговоров было вокруг. Шоу-бизнес сегодня — это уже не ярмарка тщеславия, а дурновкусие и китч?

Л.В.: Такое расхожее мнение, что шоу-бизнес — это ужасно, существует давно. Но вот сейчас был экономический форум, и там такое вообще творилось, я читал статьи о происходящем: пили, эскортницы приехали толпами, целые самолеты с ними... разгул такой был! Вот чиновники так гуляют, люди, скажем, провластной структуры. А шоу-бизнес — скромные ребята все. Вон Сашка вообще не пьет.

А Сашка вообще не шоу-бизнес, должна заметить.

Л.В.: Ну как? Мы все шоу-бизнес. Давайте говорить так, шоу-бизнес как таковой, что это вообще? Это масс-культура. Раньше это была масс-культура, которая включала в себя, ну я не знаю… и эстраду, и цирк, и оригинальные номера, и всё на свете. А сейчас это, знаете, как бы вот шоу-бизнес отдельно. Ничего подобного, это массовая культура самая настоящая. Но самый огромный, конечно, сегмент в культуре — это эстрада. Если человек выходит на сцену — значит, это эстрада.

Саш, ты как себя сам позиционируешь?

Саша: Мне кажется, я все-таки не шоумен. Понятно, что шоу — это всё равно составляющая выступления любого артиста, который выходит на сцену. Но я больше концентрируюсь на музыке, чем на том, что проходит во время концерта вокруг меня.

Л.В.: Это всё равно шоу! Ты выходишь с гитарой...

Он просто выходит в черной майке и встает к микрофону...

Саша: Ну у меня по большей части всё равно нет задачи кого-то развлечь или удивить спецэффектами.

Л.В.: Ты ведь берешь с собой гитару?

Саша: У меня иногда играет и лайв-бэнд.

Л.В.: Стул берешь?

Саша: Бывает, беру, бывает — и нет. (Смеется.)

Л.В.: Ну вот, берешь стул, садишься, поворачиваешь его так-этак...Уже это действие. Экран есть позади тебя? Световые эффекты? Это действие! Правильно? Это уже шоу.

Саша: Упор все-таки хочется делать на содержание. То есть на то, чего сегодня мало.

Л.В.: Абсолютно. Есть такое изречение: «Форма без содержания — это звонок, который не звонит». Очень точная метафора. И знаешь, в свое время, когда я только начинал работать, у меня был сольный концерт уже. У меня был потрясающий коллектив — ансамбль «Мелодия», лучший джазовый коллектив. Я как-то сказал ребятам: «Давайте шоу сделаем». Они говорят: «Лёва, ну какое шоу? Песни должны быть. Если нет песен, никакое шоу тебя не спасет!» Поэтому если у тебя нет начинки, то какое шоу?! 

А взять TikTok, который сейчас популярен. Это же исключительно шоу, нет? 

Л.В.: Неправда! Во-первых, содержание у них есть. Ну я понимаю, у Милохина может не быть. Но есть в TikTok люди, которые делают короткие концентрированные рассказики: стычка с ГАИ, например, или что-то такое, чтобы зацепило. Иначе смотреть никто не будет. Кстати, мне предлагали поехать в один из их домов, но я, честно говоря, подумал: ну чего я туда поеду? О чем я буду с ними разговаривать?

А куда бы поехали?

Л.В.: Вот я был на фестивале военной песни в Ставрополе. Потрясающий фестиваль! Со всей страны съехались ребята. Их было очень много! И с разными песнями. И вот с ними было интересно беседовать. 

Саш, у тебя есть TikTok?

Саша: У меня он был, еще когда это всё только начиналось. Я тогда не очень понял эту движуху.

Но завел на всякий случай.

Саша: Мы тогда с Лизой Ёлкой выпускали песню. Это приложение еще тогда называлось Musical.ly. И они там как раз только раскручивались, и мы запускали какой-то конкурс... Но вот всю эту историю, именно с тем, когда он стрельнул, я как-то пропустил. Я не отрицаю всего этого, это популярно: кому-то нравится смотреть, кому-то — снимать. Все чем-то заняты, и уже хорошо. 

Л.В.: Нет, ну а что? Это жанр ведь. Появился новый жанр. TikTok сейчас убивают YouTube, мне кажется. В YouTube сейчас одни старперы вроде нас...

Вам не кажется, что мы все сейчас живем в параллельных реальностях?

Л.В.: Да, конечно! И не только в параллельных реальностях. Мы в параллельных странах живем, я считаю. Есть страна Москва и есть страна Россия. Я ездил недавно на Николо-Сольбинский фестиваль, это под Ярославлем, в монастырь женский. Саша Ковалёв — выдающийся, считаю, режиссер — собрал там всё искусство русское, вот такое — в кокошниках... Там был ансамбль «Гжель», ансамбль «Березка», хоры мужские, даже Коля Басков приехал. Коля, я, Диана Гурцкая — люди, которые еще не отказываются петь бесплатно. И приехало тысяч пять народу, на машинах своих, простые люди добрались на «жигулях», автобусы стояли километра полтора... И это совершенно другая история. Поэтому я и говорю, что существует Москва, с ее витриной, гламуром и глянцем, и существует отдельная Россия, где еще на балалайках играют, на гармошках. Вот ездим иногда, приходят ребята — молодые пацаны из духового оркестра. Нормальные парни! Вот они тоже как мы с Сашей — за содержание.

Саша: Я бы добавил еще, что органично себя чувствую в создании строчек, наполненных смыслом, которые имеют отклик в душе самых обычных людей — что-то, возможно, меняют, хотя бы настроение, а может быть, помогают переживать что-то. И вот ты говоришь про шоу-бизнес — я не против того, что там происходит, не против того же TikTok. Просто у каждого должна быть своя ниша, у всех свои задачи. Кто-то должен делать шоу, а кто-то — писать строчки со смыслом. Я за то, чтобы каждый своим делом занимался.

Никто не против. Лично мне бы хотелось больше музыки на российских премиях.

Л.В.: Ну это не только наша проблема. Возьмем «Евровидение», это что, музыкальный конкурс? Это конкурс оригинальных номеров! Я считаю, что там фокусники, жонглеры — вот они и соревнуются. Музыки-то нету! Ну один, два, три попадается.

А кому бы вы вручили премию? Что вы слушаете? Кто для вас музыкант, достойный премии?

Л.В.: Кого бы я выделил как явление? Как явление сегодняшнего дня — ну вот Сашу!

А как вы узнали про Сашу? Как случился ваш неожиданный дуэт?

Л.В.: Случайно!

Саша: Случайно в студийной работе познакомились.

Л.В.: Да, в студийной работе познакомились. Мы еще до ковида хотели одну песню записать, но она какая-то сомнительная была… не хит. А в «Мы будем жить» просто очень хорошие слова. Саша написал замечательные слова, смысл которых — в идее некоего преодоления. А Вова Чиняев (ChinKong) создал потрясающую музыкальную часть этой песни. Эта история о том, что человек по жизни сталкивается постоянно с какими-то проблемами — физическими, психологическими, финансовыми. И он вынужден это всё постоянно преодолевать. Вот человек говорит: «Искал там я, искал тут, но не нашел ответа». А другой ему отвечает: «А почему ты хочешь сразу найти ответ? Ты сядь, успокойся, соберись, подумай, почему это должно произойти, и ответ сам по себе придет. Ты нервничаешь? Успокойся! Остынь немножко, не паникуй!» А все говорят: вот у меня проблемы. Что такое «вот у меня проблемы»? Я всё время говорю тем, кто жалуется: ну вы же не горели в танке, в конце концов. И вот поэтому и припев он написал такой: «Надо жить!» Очень здорово! 

Саша: Как бы времена ни менялись, если задуматься, то люди всё равно живут спустя поколения теми же задачами и счастливее они в тех же вещах себя не чувствуют. Как бы ни выглядела общая картина и весь этот шум вокруг, всё самое важное, основное по-прежнему остается важным. Об этом мы и говорили со Львом Валерьяновичем, когда познакомились. И после такой беседы мы как раз и подумали про совместный трек.

Лев Валерьянович, часто у вас такое было в жизни, чтобы руки опускались?

Л.В.: У меня? Никогда! Поймите, я родился в эвакуированной Москве, когда хлеба не было, в войну. Представляете? Мы недоедали, мы ходили с сестрой по дороге железной, ели какой-то жмых на станции, понимаете? Одеться не во что было. Потом в школе, когда мы учились, я собирал по 20 копеек, чтобы пригласить девочку в кино. О чем тут говорить? А потом уже, когда повзрослел... Ну запретили там какую-то песню или съемку не дали, обижали — ничего, подумаешь! У меня никогда не опускаются руки, а появляется такое раздражение жуткое и злоба. Сложности стимулируют, заставляют собраться, сконцентрироваться.

Саш, у тебя так же?

Саша: Абсолютно Многие, если говорить о творчестве, да и вообще по жизни, большие шаги я как раз на стрессе сделал. То есть я согласен с тем, что любые переживания, даже какие-то страдания, искания — одним словом, сложные моменты в итоге и двигают жизнь вперед.

Стиль: Юлия Чиканакова