19.05.2021 12:05
Звезды

«Клипмейкер юрского периода»: как Ирина Миронова прошла путь от дерзкого новичка в профессии до «динозавра» за 20 лет

В эксклюзивном интервью ОК! режиссер рассказала о трендах в современном клипмейкинге, амбициозных планах, творческом самоопределении дочери и, конечно, об уникальной персональной выставке  I’MIRONOVA Music Video Monster, проходящей в Центре современного искусства  М`АРС.

Сейчас едва ли можно встретить человека, которых хотя бы раз не снимал видео на телефон или фотоаппарат. А вот режиссер Ирина Миронова начала создавать новаторские и завораживающие музыкальные видео с использованием всевозможных гаджетов более 20 лет назад, на заре технологического сдвига. Ирина Миронова — не только именитый клипмейкер, работавший с топовыми звездами, но и первопроходец в сфере съемочной техники и технологий. Ее без преувеличения можно назвать человеком, создавшим эпоху и стоявшим у истоков рынка музыкальных клипов в России.

Не кажется ли вам, что формат музыкального клипа несколько устарел в мире, где хронометраж восприятия видео сократился до 30 секунд. Теперь каждый сам себе режиссер для TikTok и Instagram?

Не кажется. Когда-то был вновинку и формат музыкального клипа. От этого большое кино никуда не исчезло. Формат коротких роликов, в том числе для TikTok, возник недавно. При этом клипы как были, так и будут существовать дальше. Музыка никуда не денется, песни поют и сочиняют, люди их слушают и смотрят клипы. Просто добавляется новая форма, возможно в будущем этих форм будет больше. Я даже могу представить, какие. Кроме коротких тиктоков, сейчас есть "вайбы". Это видео на две секунды, например, движение глаз снизу вверх или подъем руки слева направо. Это базовые кирпичики, из которых состоят любые видеоизображения. Собственно говоря, на этих "вайбах" и базируется понимание того, как делать музыкальные клипы. Такие короткие видео надо соединять в более длинные последовательности. Новые формы не вытесняют старое. Как и вся Вселенная, расширяются и возможности видеопроизводства.

Как возник ваш интерес к видеопроизводству?

В детстве, как и любого ребенка, меня завораживали мультфильмы. Мне казалось, что за экраном кинескопа существуют другие миры, живут дивные существа. И тогда мама рассказала мне о том, что эти миры созданы людьми и можно стать их автором. В клипах сейчас возможностей для проявления авторского видения гораздо больше, чем в кино, где многое диктуют продюсеры, дистрибьюторы, прокат и сама структура рынка. Режиссер часто становится заложником конъюнктуры, исполнителем чужой воли, не может воплощать свои идеи. Мне так работать совсем не интересно. Но кино я, конечно, люблю и смотрю всё по-возможности.  "Питаюсь" фильмами как источником законов большой драматургии, которые полезны в любой профессии. Свои сценарии я тоже пишу по правилам кино. Переход от клипов к фильмам — обычное явление в мире, но я здесь, скорее, исключение. Любой ценой снимать кино не хочу, считаю, что переход должен быть естественным. Просто это две абсолютно разные формы. 

Как сейчас обстоят дела на рынке клипмейкинга?

Количество клипмейкеров увеличивается в геометрической прогрессии. Это связано с тем, что технические средства всё более доступны. Снимать теперь можно и на мобильный телефон, что я пропагандирую уже очень много лет. Я стала первым клипмейкером в России, снявшим официальный клип на мобильный телефон. Музыкальное видео на песню Полины Гагариной «Morning» было создано совместно с компанией Nokia. Различные чудо-гаджеты я осваиваю всю жизнь. Сейчас я открыла видеошколу MIRONOVA online SCHOOL, в которой учу всех желающих снимать на смартфон.

Тренды в клипмейкинге возникают в зависимости от социальных настроений. Мода сменяется "волнами": то приходит агрессия, то шутовство. Потом высмеивание, стеб, а затем — экоактивизм. С технической точки зрения сейчас тренды появляются и исчезают очень быстро. Чтобы произведение запало в душу, нужно непременно соблюдать законы драматургии, которые написаны самой жизнью. А я превращаю их в визуализацию музыки. Мое дело Тренды в клипмейкинге возникают в зависимости от социальных настроений. Мода сменяется "волнами": то приходит агрессия, то шутовство. Потом высмеивание, стеб, а затем — экоактивизм. С технической точки зрения сейчас тренды появляются и исчезают очень быстро. Чтобы произведение запало в душу, нужно непременно соблюдать законы драматургии, которые написаны самой жизнью. А я превращаю их в визуализацию музыки. Мое дело — создавать вокруг исполнителей миры и наполнять их эмоциями.

На сегодняшний день тренды именно музыкального клипа — внятность метафор и ясность сюжета. Надеюсь, что волна "адского треша" начнет спадать и скоро схлынет совсем. Ему на смену придет желание рассказывать истории более спокойным языком, не таким агрессивным, как мы наблюдали в последние годы. 

Недвано вы презентовали столичным жителям выстакку, посвященную клипмейкингу. Расскажите об этом.

Приходят не только столичные жители, выставку посещают и туристы. География видна по отметкам в Instagram, она очень обширная, это радует. Вдохновение от экспонатов может получить любой человек, чем бы он ни занимался. Клипы я снимаю больше двадцати лет, это меня питает. Наверное, об этом и выставка — как найти в себе источники вдохновения. Я рассказываю о своем деле очень подробно при помощи фото и видеобэкстейджей, сделанных на съемочных площадках более чем за 20 лет. Экспозиция включает в себя несколько тысяч фото со съемок клипов для Земфиры, Аллы Пугачёвой, Кристины Орбакайте, БИ-2, Дианы Арбениной, Тимати и Децла и многих-многих известных и любимых артистов. Это не просто подсмотренные кадры, а целые миры, созданные с помощью киносвета, декораций съемочной площадки, костюмов, грима. 

Кроме фото и видео экспозицию дополняют и уникальные арт-объекты, такие как аутентичная кинопленка 35 мм. Именно на нее я снимала свои первые клипы для Пугачёвой, Орбакайте и Земфиры. На выставке представлены и телефоны, с помощью которых я создавала первые мобильные клипы, и инструменты монтажа, с которыми мы работали. На сегодня это уникальные предметы. Они собраны в небанальной экспозиции с особой художественной идеей. 

Выставка называется I’Mironova Music Video Monster. Я назвала ее так, потому что чувствую себя уже "динозавром" в профессии. Я осваивала и внедряла все новинки киносъемочной техники — от огромных камер с кинопленкой шириной 35 мм до маленьких мобильных гаджетов. Для создания необычных визуальных миров использовалось буквально всё — от дорогостоящих декораций и костюмов от ведущих брендов до предметов, сделанных вручную из целлофана, карамельных конфет и прочих необычных фактур. Вся конструкция выставки рассказывает, если не кричит, о безграничных возможностях человеческой фантазии. Очень советую посетителям взять аудиогид: я эмоционально и достоверно рассказываю историю клипмейкинга в России. Так совпало, что мой личный путь стал историей развития клипмейкинга в нашей стране в целом. 

Как вам кажется, российский клипмейкинг также отстает от западного, как музыка — на 20 лет?

Я бы слово "отстает" не применяла. У нас разные условия старта и развития — и музыки, и видеоиндустрии, и киноиндустрии, и экономики и даже морально-нравственных ценностей. Здесь всё уникально, начиная от климата и заканчивая историей, которая формирует установки в сознании людей, диктует моду. Категория "отстает или опережает" неуместна. В Индии тоже очень своеобразная киноиндустрия, и нельзя сказать, впереди она или позади, она просто другая. Наши клипы и музыку люди любят не меньше, чем англоязычную. Западная культура диктует и насаждает, но это скорее вопросы маркетинга, а не качества.

На Западе больше ресурсов, больше и возможностей для экспериментов. Но у нас их хоть и меньше, они не менее интересны. Мне кажется вредным и глупым, когда здесь пытаются бездумно копировать какие-то чужие схемы в производстве музыкальных клипов. Так наши артисты имеют все шансы выглядеть смешно и непонятно для зрителей. Вот это я не приветствую. Я все-таки всегда в производстве музыкальных клипов ориентировалась не на тренды Запада, а на конкретного исполнителя, его харизму и стиль.

Кто ваш любимый режиссер клипов и кино в мировом масштабе?

Мне нравится, как делали клипы Дэвид Лашапель, Джозеф Кан. Очень симпатичны видео, которые делает исполнитель и сам же создатель собственных песен и уникального мира Джаред Лето. Он же и является режиссером почти всех своих клипов. Это люди, которые не ориентируются на чужие тренды, а изобретают свои. Такие же авторы мне нравятся и в кино. Не "поддельщики", стругающие по чужим трафаретам какие-то сиюминутно востребованные публикой формы, а те, кто рискует создавать свои собственные миры. Рискует тем, что зритель может это не сразу понять. Хотя если клип или кино будут сделаны хорошо, они будут взяты на вооружение большого культурного архива. 

Мне нравятся в кино экспериментаторы, отталкивающиеся не только от своей собственной художественной интуиции, как часто бывает с успешными новичками, но и от огромного знания мира визуальных законов в целом. Такие как Вуди Аллен, Педро Альмодовар, Квентин Тарантино. Нравится японская режиссура, например, Такеши Китано. Мне импонирует любое хорошее кино, даже если я не знаю автора. Я не пренебрегаю смотреть и впитывать все, даже если это произведение автора, который, может быть, создал единичный экземпляр за всю свою творческую жизнь. 

Снимаете ли вы клипы только на те треки, которые вам нравятся, или музыкальный материал не имеет значения?

Как раз наоборот. Я снимаю просто на музыкальный материал тех артистов, которые ко мне обращаются. Я сделала больше 1000 клипов. Разве это всё — та музыка, без которой я не представляю своего существования? Конечно, нет. Но любая музыка безусловно кому-то нравится, у каждой песни, у каждой (!) есть поклонники и почитатели. От этого я и отталкиваюсь в своей работе. Я снимаю, потому что люблю снимать. Если я буду выбирать музыку, то, пожалуй, ничего не сделаю. Профессионалы не строят свою работу на личных предпочтениях, так делают только любители. В профессиональном мире нужно уметь взять любую музыку и сделать из нее лучший клип. С артистом я работаю, как с арт-объектом, а с его музыкой — как с источником вдохновения. Моя задача — взять любой материал, не давать ему оценку, а дополнять и преумножать музыкальным клипом содержание, наполнять метафорами мир, создаваемый музыкой и самим артистом. Лично я  вдохновляюсь классикой и джазом. Причем чем старше джаз, тем лучше, я увлечена старым черным джазом.

Что самое сложное в работе клипмейкера?

Снимать на ту музыку, которую ты не любишь и не понимаешь. Это и трудное, и одновременно базовое — в этом и заключается профессия. Взять любую музыку и сделать на нее круто. Именно для этой музыки, для этого артиста. Сложно научиться понять то, что изначально тебе не близко, разобраться в этом, а не отвергать, потому что кому-то это точно нравится. Задача клипмейкера — увеличить количество людей, которым будет понятен артист и его музыка. Сделать любую музыку громче, любого артиста больше — миссия клипмейкера.

Какую профессию выбрала ваша дочь Дарья, принимали ли вы участие в этом выборе?

Дарья снималась с трех лет в моих клипах, конечно, не по собственному желанию. Я искусственно внедрила ее на съемочную площадку. Сначала это была необходимость, она малышка была со мной с мамой  рядом. Потом я ее поставила в кадр, и не скажу, что это вызвало какой-то дикий восторг, просто она помогала мне, работала, снималась там, где это нужно, в детских ролях. Но когда подросла — поняла, что у нее есть возможность выбора. Она ее осуществила, сказав, "пожалуйста, не используй меня". С 4 до 12 лет дочка серьезно и профессионально занималась игрой на фортепиано. Ей пророчили карьеру профессиональной пианистки. Даша участвовала в различных международных конкурсах в том числе. Далее переключилась на видеопроизводство по своему собственному желанию, научилась монтировать, но не без моей помощи. Потом поступила в Литературный институт, сейчас заканчивает второй курс. При этом все свои усилия и желания направляет на видеопроизводство. Изучает процессы на практике вместе со мной как мой ассистент, режиссер монтажа. Много фотографирует, запечатлевает мгновения. Этот вид визуализации ей особенно удается, у нее врожденное чувство кадра, композиции, стиля. Это дает ответ на вопрос, возникающий у меня по отношению к себе самой — откуда во мне это? Теперь я вижу это в своей дочери, понимаю, что это какая-то генетическая особенность. Понятно, что научиться можно всему, кроме таланта. Или он есть, или нет. Главное его распознать как можно скорее и применять, взращивать, холить, лелеять и получать от процесса  удовольствие. А далее талант, при удачном его распознании, становится образом жизни. 

Ирина, что или кого вы мечтаете снять?

Я никогда не мечтала снять кого-то или что-то конкретное, мне просто нравится процесс. Планов много, конечно, я буду снимать свое авторское кино. Скорее всего, с участием меня и как актрисы, и как режиссера-постановщика и как автора сценария. Эта форма мне очень близка, я к ней приближаюсь. Накопленный опыт, знания, мастерство и желание приведут меня рано или поздно к собственному большому кино.