Вадим Верник
19.02.2020 15:02
Звезды

Клим Шипенко:«Я адекватно оцениваю фильмы «Текст» и «Холоп» — знаю, что можно было сделать там лучше»

Режиссеры и сценаристы Клим Шипенко и Соня Карпунина дали интервью главному редактору OK! Вадиму Вернику и рассказали о феномене фильма «Холоп», амбициях, воспитании дочери Клементины и ожидании второго ребенка

Фотография: Георгий Кардава

Это удивительно гармоничная кинематографическая семья — режиссеры и сценаристы Клим Шипенко и Соня Карпунина. У Клима сейчас время абсолютного триумфа: его новая картина «Холоп» стала самым кассовым фильмом в истории отечественного кино!  А предыдущий фильм, «Текст», собрал целый  урожай наград на недавней церемонии «Золотой орел», в том числе это была и самая престижная награда  — «За лучший фильм года». Сейчас Клим, что называется, в тренде. У Сони Карпуниной, ярко стартовавшей в кино (по ее сценарию снял фильм «Одноклассники» легендарный Сергей Соловьёв), творческие события  разворачиваются не столь стремительно, но у нее много планов, и совсем скоро она начнет снимать свое кино. А пока Клим и Соня ожидают второго ребенка, и это, безусловно, счастливая пора в жизни обоих! 

Соня: Сегодня такой странный день.

А что странного?

С.: Бывают какие-то сгустки энергии иногда. Например, я помню, 15 декабря был очень похожий день. В этот день было около семи разных мероприятий, каких-то праздников, и все они были хорошие, хотелось всюду попасть.

Тебе, Клим, тоже хочется все мероприятия объять, как Соне?

Клим: Мне — нет.

С.: Ну мы в итоге тогда никуда не пошли. Мы с дочкой Клементиной обе заболели.

К.: Соне сейчас больше хочется выходить в свет, потому что она  погружена в сценарную работу, а жизнь сценариста — она же одинокая такая.

С.: Печальная. (Смеется.)

А ты же всегда была общительной девушкой.

С.: Вот-вот! И сегодня такой день, все вдруг активизировались. Почему именно сегодня? 

Я думаю, это у тебя образное  мышление срабатывает: ты для себя базу подводишь под какое-то событие или явление.

С.: Не знаю, может быть...

Слушайте, я же у вас на свадьбе был.

К.: Да.

Так красиво всё прошло: лето, сад «Эрмитаж»...

С.: 2012 год.

Восемь лет назад. И такая неформальная свадьба у вас была. По-моему, у тебя даже фаты, Соня, не было.

С.: Ну, такая маленькая. Сеточка. Практически студенческая свадьба. (Смеется.)

К.: Мы же так и хотели, чтобы все чувствовали себя демократично, а не официозно.

Было действительно очень тепло. В прямом и переносном смысле слова.

С.: Мы ждали лета.

К.: У нас есть свадебное видео, мы его иногда пересматриваем. Ты, Вадик, там вовсю блистаешь. (Смеется.)

Да, я, помню, танцевал с удовольствием.

С.: Сейчас уже кажется, что это было очень давно.

К.: Да? Мы вот сейчас вспоминаем, и мне, наоборот, кажется, что это было недавно.

С.: А я думаю о том, что за это время все переженились, нарожали детей. Агния Кузнецова сейчас тоже с ребенком. А тогда ничто не предвещало, что она в скором времени выйдет замуж.

У вас обоих к тому моменту уже были свои успехи. У Клима вышел фильм, который мне очень нравится, — «Кто я?» с Сашей Яценко в главной роли — такая загадочная история. Я же тогда, собственно, и понял, что появился талантливый молодой режиссер Клим Шипенко.

С.: И хитрый сценарист. (Смеется.)

И хитрый сценарист. А потом мы встретились, и я узнал, что киноискусству ты обучался в Америке, в Калифорнии.

К.: Да, было дело.

С.: Мои впечатления о Климе тоже связаны с картиной «Кто я?». Как раз  через несколько дней после нашего знакомства я посмотрела этот фильм с такими эффектными эротическими сценами и подумала: «Так, всё понятно». (Смеется.)

А что тебе было понятно?

К.: Ну, Соня сразу поняла, чего от меня ждать в дальнейшем.

С.: (Смеется.) Да, примерно это я и поняла.

Послушайте, если цепочку назад разматывать... Я с каждым из вас познакомился, когда вы еще не были связаны друг
с другом
.

К.: Да, не были. Мы с тобой, Вадик, познакомились за полгода до встречи с Соней. Это было на премьере фильма, который мы не будем называть.

Да, фильм нам очень «понравился».

К.: Именно в кавычках. (Смеется.)

Мы почувствовали это оба и сразу поняли, что мы родственные души.

К.: Мы одинаково чувствовали все сцены и всё напряжение этого фильма. Потом начали общаться.

Я тебя снимал в программе «Кто там…», где ты как раз говорил про свою юность, проведенную в Америке, очень вкусно
и интересно об этом рассказывал.

С.: Я помню эту передачу, Клим там выглядел совсем юным.

Меня поразила абсолютно киношная атмосфера твоей, Клим, тогдашней квартиры. Всюду афиши, афиши, афиши. 

С.: У нас в загородном доме сейчас афиши даже в ванной — просто в комнатах уже места для них нет.

К.: Ты знаешь, я подумываю уже на потолок их вешать. Серьезно. Я лежу на диване и размышляю: «А вот здесь бы они неплохо смотрелись». Просто мне нравится ощущать взгляд моих любимых фильмов на себе.

Сонечка, а наше с тобой знакомство произошло после картины, которую вы с Сергеем Соловьёвым сделали, — «Одноклассники».

С.: Я вот этого вообще не помню, как мы встретились. Помню тебя на «Кинотавре». У меня есть такая смешная фотография, где я сижу и улыбаюсь во весь рот, а сзади сидишь ты за соседним столиком — типа такая фотография со звездой. Это Клим меня снял с Вадиком. (Смеются.)

К.: Тебя на фоне Вадика.

А вы тогда уже были парой. Кстати, вашей дочке сколько сейчас?

С.: 5 лет. Недавно была гениальная история: мы идем с Клементиной по Старому Арбату, там стоит памятник Пушкину и Гончаровой. Она знает, как Пушкин выглядит. Клементина спрашивает: «А зачем тут стоит памятник?» Я говорю: «Ну как, всем великим людям ставят памятники после смерти, чтобы увековечить их в памяти потомков». А она: «А что, папа когда умрет, ему тоже памятник поставят?» (Смеется.) Я просто в осадок выпала.

А что ответила?

С.: Я сказала, что, в принципе, немного знаю памятников режиссерам, но папе, вполне возможно, поставят. В общем, она считает, что папа — великий режиссер.

К.: И правильно делает. (Смеется.)

Конечно, правильно. Особенно после того, что с папой произошло за последний год: два таких кинохита снял!

С.: Бабушки еще научили ее говорить: «Мой папа не миллионер, мой папа теперь миллиардер».

Еще бы. «Холоп» 3 миллиарда собрал в прокате! Скажи, Клим, ты вообще рассчитывал на  такой успех, что фильм до такой степени выстрелит?

К.: На такие цифры рассчитывать нельзя, потому что такие цифры — это что-то из ряда вон выходящее.

С.: Эти цифры говорят о народной любви, народном признании. Но на это странно рассчитывать. Конечно, могут быть амбиции, но просчитать это невозможно.

Удивительно другое. Практически подряд вышли два фильма Клима — «Текст» и «Холоп», по жанру абсолютно контрастные. 

С.: Ну, мне кажется, просто это амбиции Клима — быть мультижанровым режиссером, как, например, Стэнли Кубрик — любимый режиссер Клима. Я, правда, не помню у него комедии.

К.: Комедий у Кубрика нет. Ну есть Кубрик, есть Спилберг, который снимает детский фильм про инопланетянина, а через несколько лет снимает про холокост.

То есть это твои главные ориентиры?

К.: Не могу сказать, что это мои ориентиры. Я не могу сказать, что я решил, что буду делать как Кубрик или как Спилберг.

С.: А я могу. (Смеется.) Ну, потому что когда ты снял «Любит не любит», тебе поступало очень много предложений снимать романтические комедии, но ты осознанно не хотел эти предложения принимать. Не знаю, можно это рассказывать или нет — историю с «Салютом-7»? На Клима вышли Юлия Мишкинене и Бакур Бакурадзе, они сначала ему прислали как раз-таки какую-то романтическую комедию. Клим прочитал и говорит: «Ну да, всё хорошо, но у вас, может, еще что-то есть?» Они говорят: «Ну вот еще один сценарий». Прислали какой-то из вариантов «Салюта», там на тот момент был другой режиссер, с которым они уже хотели расставаться, потому что, видимо, что-то не складывалось. Клима на тот момент, естественно, никто не рассматривал как режиссера космической драмы, тем более после «Любит не любит». В общем, в этом как раз талант Клима — он смог сделать так, что стал режиссером этого фильма.

Слушай, Соня, ты с такой гордостью рассказываешь про Клима, мне это так нравится. Рассказываешь — и в этот момент пристально смотришь на него.

С.: Я смотрю на его реакцию.

К.: Плюс-минус так и было... У меня да, есть ощущение, что окей, вот я снял детектив, зачем мне повторяться... Сейчас у меня настроение что-то совсем новое снять.

Какое у тебя настроение?

К.: Я хочу снять исторический экшен-триллер.

Вот как.

К.: Да, про последние пять дней из жизни Сергея Есенина. Причем в стиле «побег». Побег от физической опасности, которая ему угрожает, которую он чувствует, — и понимает, что ему нужно спасать себя. Мы придумали вместе с моим отцом версию смерти Есенина.

Он же драматург, твой отец  — Алексей Шипенко.

К.: Да, он написал сценарий, мы с ним его дорабатывали. Просто вокруг смерти Есенина столько мифов и домыслов, как вокруг убийства Кеннеди, понимаешь? Вариаций много. Мы изучили все эти вариации и предлагаем свою версию — естественно, погруженную в жанровое кино и со всей кинематографичностью, которую я могу придумать. Такие вот у меня амбиции. У меня нет сейчас желания снимать дальше комедии...

...несмотря на то, что путь открыт и наверняка поступают подобные предложения.

К.: Мне всегда поступали предложения снимать комедии. Так же и с «Текстом» — после премьеры мне начали присылать только драму.

С.: Мне кажется, это и была цель, чтобы всё, что есть на российском рынке, присылали Климу, а он бы сидел и выбирал. (Оба смеются.)

У тебя же школа, Клим, другая — американская, ты и практику проходил на крутых проектах с мировыми звездами.

К.: Да, на проектах с Джеком Николсоном, Киану Ривзом.

Мне кажется, у тебя психология более свободная в этом смысле, нет каких-то шор. Я думаю, это оттуда, из юности тоже в какой-то мере идет.

К.: Свобода — да, нет границ. Я пять лет прожил в Америке. Этот опыт научил меня ничего не бояться, экспериментировать. Педагоги на этом постоянно акцентировали внимание во время обучения, поэтому для меня это было: «Конечно, так надо делать, почему нет? Почему не попробовать?»

У Сони в этом смысле другая ситуация. Ты на режиссерском училась у Сергея Александровича Соловьёва. Он тебя обожал. Такая очень благодатная почва, всё на блюдечке с голубой каемочкой, что называется.

С.: Но зато теперь у меня начались тернии.

Расскажи.

С.: Клим мне всё время говорил, что мне просто очень везло в начале пути. Может, это был аванс: потому что я написала первый сценарий, его тут же стал снимать Соловьёв, я написала второй сценарий — случился мой режиссерский дебют. И я начала тогда думать: «Сейчас, что ни напишу, это сразу будет на экранах». Но оказалось, что это не совсем так. Я написала два триллера за это время: один специально  для Клима, причем это было забавно, его я писала, как раз когда родила Клементину. Тогда еще Агния Кузнецова почитала всё это, приехала ко мне в гости и говорит: «Да, конечно, такая милая Соня сидит с ребенком, а там читаешь про какие-то отрезанные головы, расчлененку».

А ты сама все-таки собираешься снимать кино? У тебя амбиции режиссерские есть или нет?

С.: Да, этим летом я должна снимать романтическую комедию по моему сценарию с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус — такой кастинг-микс «Текста» и «Холопа» получается. 

Что это за история?

С.: О любви. С юмором. Ну на самом деле — о поиске себя в первую очередь. 

Я уже третий год пытаюсь запуститься с Yellow, Black and White. Два года назад, когда Клим как раз снимал «Холопа», у меня шла подготовка,  но где-то недели за две до начала съемок проект решили закрыть.

К.: Перенести.

С.: Я называю это «закрыть», для меня это был стресс. Но сейчас я понимаю: очень хорошо, что его тогда не сняли. В принципе, меня Клим всегда успокаивал тем, что фильм «Любит не любит» он снял только с третьего захода. В прошлом году тоже не сложилось. Фильм — это же какая-то магия, должны все звезды сойтись, чтобы он состоялся. Но в этом году всё точно будет! Новая история, новые герои, и актеров уже утвердили, так что все ружья заряжены. Но я, конечно, долго к этому шла... Через тернии.

Но зато, послушай, у тебя есть самый лучший «проект» — Клементина. Сейчас вы ждете второго ребенка.

С.: Да, у меня дети получаются как-то чаще, чем фильмы. (Улыбается.)

Но это же прекрасно.

С.: Да. Клементина — это «проект» с полным погружением. Сейчас я думаю, что буду уже совмещать летом воспитание детей и съемки фильма. Хотя мне лично больше нравится слово «выращивание». В английском языке, например, детей просто «выращивают», а у нас воспитывают. Клим выразил желание мне помочь, он как раз будет нянчить младенца, взращивать, так сказать. Поменяемся местами.

Ты готов, Клим?

К.: Да.

С.: Он просто понял, что если этим летом я не сниму кино, то... (пауза) я буду расстроена.

Слушайте, такое редкое имя у вашей дочери — Клементина. Такой культ Клима в семье, что дочка обязательно должна была стать Клементиной?

С.: Я, честно говоря, не помню, как это имя появилось. Ну, наверное, отчасти из-за того, что папу зовут Клим. Мне нравится такое: у моих знакомых дочь Мишель, а отца зовут Миша — что-то в этом есть. У нас были другие имена на выбор.

Галя, Света, Лена?

С.: Нет, Матильда и Одри.

Какая прелесть!

К.: Там выбор — да, ты же понимаешь. (Оба смеются.)

С.: Мы, естественно, хотели что-то уникальное, чтобы это только ее имя было.

Подожди, у тебя же старшего сына, Клим, зовут…

К.: Дилан.

Тоже непростое имя. Сейчас вы ждете мальчика или девочку?

С.: Мальчика.

Имя уже придумали?

К.: Нет еще.

С.: Клим мечтает назвать в честь своего деда Павла. Поэтому могут быть Дилан Клементина и... Паша. По крайней мере Клим хочет так, а я еще подумаю.

А Клементина знает уже, что должен «Паша» появиться на свет?

С.: Уже Паша. Видишь! Сам Клим-то еще думает, потому что мне-то нравилось имя Сильвестр.

К.: В честь Сильвестра Сталлоне. Это любимый мужчина ее детства.

Такая сублимация, понятно.

С.: Тогда надо было назвать ребенка Питер. Любимый мужчина моего детства — Питер Пэн. Но дело совершенно не в этом, у меня была беседа с отцом Сильвестром, который мне дал возможность посмотреть на наши с Климом разногласия с другой стороны. Со стороны Клима. Он, можно сказать, нас примирил. С ним меня, кстати, познакомил наш кум — Костя Крюков... Я даже не знаю, стоит ли помещать в интервью все эти споры.

А вообще споры часто бывают?

К.: Конечно.

С.: Вопрос, когда их не бывает. (Улыбается.)

К.: Конечно, всегда.

У вас же даже был момент, когда вы расставались.

С.: Пускай Клим расскажет, мне интересно, как он это трактует.

К.: Ну да, было, было, конечно.

С.: А откуда ты, Вадим, об этом знаешь?

Даже не помню, если честно.

К.: Это у всех так или иначе бывает, когда люди на какой-то момент расстаются и думают потом о своей жизни, ставят отношения на паузу и смотрят на них со стороны.

Сколько ваша пауза длилась?

К.: Почти год.

Вы общались или прямо пауза-пауза?

С.: Ну я бы даже сказала, что мы воевали. Это был некий кризис, когда должна была произойти сепарация, такое психологическое отделение друг от друга.

Вы познакомились в 2011 году. Через сколько лет отношений произошла эта сепарация?

К.: Через пять.

С.: Это такая интересная тема. Мне Клим всё время намекает, что надо написать сценарий об этом опыте. Сейчас, правда, вышел фильм «Брачная история» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером. Ну это больше драма, а я, честно говоря, вижу в этом какую-то трагикомедию, потому что по-другому об этом нельзя говорить.

К.: Тот фильм —  личная история режиссера. Только личные истории могут тронуть сердца людей. Там прямо всё честно-честно.

С.: Я вот сейчас думаю и не могу сказать, что ощущаю этот период как то, что мы расстались, а потом опять сошлись. Я это ощущаю как то, что мы находились в каком-то конфликте, который просто затянулся, — для меня это так.

А кто сделал первый шаг навстречу?

К.: Мне кажется, я.

Тебе тоже так кажется, Соня?

С.: (После длинной паузы.) Ну... наверное, да... Я просто ждала этого шага, но именно как шага, до этого тоже были какие-то попытки — правда, больше похожие на пинки в дверь, причем достаточно громкие.

К.: Я так не считаю. (Улыбается.)

С.: У нас, видишь, разные по этому поводу мнения.

К.: Ну это нормально, у женщин свои ожидания, у мужчин свои представления.

Но главное — вы вместе! Возвращаясь к теме кино. Есть эйфория, Клим, от такого невероятного успеха? Неожиданного.

К.: Смотри, я все-таки в какие-то моменты своей жизни успех переживал — не то чтобы такой глобальный, конечно, но успех был. У фильма «Кто я?», который тебе понравился, тоже был  успех у критиков, на «Кинотавре» его прекрасно приняли профессионалы. Если бы такой колоссальный успех на меня свалился сразу (вот я снял свой первый фильм, и на меня сразу — ба-бах), тогда, может быть, я был бы в эйфории, что-то там бы происходило, звездная болезнь как вариант. Но у меня как-то это шло постепенно. Я считаю фильм «Любит не любит» тоже успешным, он тоже хорошо очень был принят, продюсеры предлагали мне разные проекты после него. Дальше был «Салют-7», касса там тоже была мощная, кроме того, я получил много призов.

Всё идет по нарастающей.

К.: У меня — да. Если мы говорим, что Соне сначала многое выдали авансом, то у меня всё идет постепенно. У меня в самом начале не было таких авансов, мой первый фильм обругали.

Триллер, кстати.

К.: Криминальный триллер, драма.

Обругали по полной программе.

К.: Короче, никакого успеха там и близко не было. Я говорю к тому, что я все-таки немножко готов к этому, адекватно себя оцениваю. Я адекватно оцениваю фильмы «Текст» и «Холоп» — знаю, что можно было сделать там лучше. И у меня нет совершенно никакого ощущения, что всё, что я делаю, должно обязательно превращаться в дикий успех, — нет-нет.

Вот это очень важно.

К.: Каждый фильм как с нуля, правда: я нервничаю перед каждым первым съемочным днем, у меня нет ощущения, что я пришел на площадку и всё знаю. И потом, я же тебе говорил раньше, что я спортсмен, я участвовал в соревнованиях, люблю побеждать. Если так по-спортивному подходить к этому вопросу, то я не считаю, что выиграл Кубок мира. Я пока еще двигаюсь к этому. Я не считаю себя чемпионом мира, поэтому мне в этом плане есть куда стремиться.

Здорово. У вас дома разговоры бесконечные про кино-кино-кино, да?

К.: Нет. Еще про продукты и еще что-то.

С.: (Смеется.) Я только хотела сказать то же самое.

«Заплати за газ», «Сходи в магазин»...

К.: Есть, конечно, абсолютно бытовые вопросы.

Скажите, а вот дочка ваша как-то уже в кинопроцессе участвует или нет?

К.: Ну, пока в качестве актрисы в моем «Тексте».

С.: Она в «Тексте» снялась в небольшом эпизоде.

К.: В финале с Кристиной Асмус стоит.

Я не знал, что это ваша дочь. Очень выразительна, кстати, ваша Клементина в кадре.

С.: А про «Холопа» она сама так интересно выдает: «Папа, а почему ты меня в «Холопе» не снял?» Клим говорит: «Ну там не было для тебя роли». Она говорит: «Ну я бы сыграла девочку в деревне». (Смеется.) Не могу сказать, что у нее прямо какие-то актерские амбиции, но, видимо,  ей интересно в процессе участвовать. Мы вот ей подарили фотоаппарат профессиональный, она снимает. Сейчас у нее идея: она хочет быть блогером, придумывает истории. Постарше станет — ее можно будет чаще брать на съемочную площадку снимать как минимум в эпизодах.

Слушайте, я же тоже у вас однажды в эпизоде снялся!

К.: Да, это был  фильм «Всё просто», Соня — режиссер этой картины. А сейчас Вадим Верник уже снимается у Константина Богомолова, у Александра Молочникова.

А всё начиналось с вашей кинематографической семьи... На самом деле я сейчас общаюсь с вами и радуюсь, что помимо этого творческого драйва вашего у вас есть Клементина, скоро появится еще один член семьи — Сильвестр или Павел.

К.: Сильвестра точно не будет. (Смеется.)

С.: Мне кажется будет так, как с Клементиной было: вроде Матильда, вроде Клементина. Я говорила, если она будет темненькая — будет Матильдой, как героиня Натали Портман в «Леоне», а если будет светленькая, то Клементина. Когда я ее увидела, сразу поняла: точно Клементина.

А «Павел» будет независимо от того, светленький он или темненький.

С.: Вообще не важно. Клим уже пытался применять угрозы, шантаж, потом он перешел на просьбы и увещевания по поводу будущего имени.

Сонечка, надо уступать!

С.: Уступать?

К.: Да, надо-надо.

Ты всё время с каким-то подозрением на Клима смотришь.

С.: Понимаешь, да. Я всегда с подозрением смотрю на Клима.

К.: Не знаю, почему меня надо в чем-то подозревать? (Улыбается.)

С.: Он шутник местный. Это же шутки?

К.: Да-а.

Повисла пауза... В общем, что я еще хочу сказать. Если у вас вновь появится  желание пригласить меня сниматься в свое кино — я только за! 

К.: Я с удовольствием буду тебя снимать, Вадик. 

Жду, дорогой!