17.12.2019 15:12
Звезды

Клим Шипенко: «Я считаю, что будущее за стриминговыми сервисами»

Клим Шипенко о связи его короткометражного фильма с недавно вышедшим нашумевшим «Текстом», будущем стриминговых сервисов и опасностях потерять себя в эпоху глобальной публичности.

Фотография: DR

Недавно свет увидел проект «Кино – #этомое» – серия из трех короткометражных фильмов, впервые в России снятых в вертикальном формате. Все их объединяет тема ближайшего будущего, которое каждый из трех приглашенных режиссеров видят по-своему. Возможно, самой философской работой в трилогии стал «Сверхчеловек» Клима Шипенко, в котором главную роль исполнил Федор Бондарчук. Мы встретились и поговорили с режиссером о связи его короткометражного фильма с недавно вышедшим нашумевшим «Текстом», будущем стриминговых сервисов и опасностях потерять себя в эпоху глобальной публичности.

Ваш фильм «Сверхчеловек» называют самым философским среди кинопроекта «Кино #этомое». Попытаться рассказать о глобальном в столь коротком метре – это была ваша режиссерская задача или сложившиеся обстоятельства?

Да, это была интересная задача, глобальная – рассказать о смысле всего мироздания максимально кратко. Было интересно сделать это в предложенных обстоятельствах, я вообще всегда берусь за сложные задачи и люблю их выполнять. Эта была как раз из таких.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Klim Shipenko (@klim_shipenko)

До сих пор многие кинокритики, да и вообще киноманы, настаивают на том, что кино невозможно полностью прочувствовать, смотря его на планшете и ноутбуке. Что для полной мысли режиссера, работы оператора, монтажера и актеров нужен большой экран кинозала. Сейчас вы специально были поставлены в рамки работы для формата мобильного телефона. Насколько это сложно? Если ли за таким форматом будущее?

Такой формат уже развивается и наверняка будет развиваться и дальше: для планшетов, смартфонов и цифровых платформ. Поэтому будущее точно есть, но здесь есть сложность для создателей –необходимо перевернуть свой мозг, чтоб думать визуально не только в привычном горизонтальном формате, а вертикальном. Большой экран всегда будет большим экраном. Он пробуждает другие впечатления, в широком формате важное значение придается деталям. Думаю, новый формат будет, но и старый никуда не денется.

Как проходил кастинг? Почему вы предложили сыграть главную роль Федору Бондарчуку, а не остановили выбор, допустим, на молодых актерах, с которыми больше ассоциируются новые форматы?

Как такового кастинга на роль главного героя и не было, сценарий я написал под Федора Сергеевича. Когда мне пришла идея этого фильма, мне показалось, что интересно совместить монолог дьявола из пьесы Бернарда Шоу с харизмой Бондарчука. Он ассоциируется с успехом, властью, большими деньгами. Все это чувствуется в его харизме, которая мне и нужна была для осуществления плана в фильме. И на самом деле я не думаю, что сегодня есть какие-то молодые актеры, которые уже ассоциируются с новыми форматами. Теперь вот будет. Федор Сергеевич.

Хотим спросить у вас как у человека, знающего разницу между западными и российскими киношколами: чего не хватает там и здесь? И насколько необходимо профильное образование режиссеру?

Я много раз говорил, что здесь я никогда не учился, поэтому попросту и не знаю, чем здесь живут киношколы. Со слов моих друзей я, конечно, что-то слушал, но дать какую-то оценку просто не могу. Я думаю, что профильное образование все-таки нужно, хотя мы все знаем примеры успешных, даже культовых режиссеров, без условных корочек. Учились они профессии какими-то другими способами, поэтому мой ответ: и да, и нет.

Сегодня многие говорят об экспансии стриминговых сервисов, на которых уже сейчас многие фильмы можно посмотреть чуть ли не в день мировой премьеры. Вы считаете, что за ними будущее?

Да, я считаю, что будущее как раз за ними. Они уже вытесняют телевидение и, наверное, чем больше будут становиться экраны, тем меньше людей будут ходить в кино. Даже 20 лет назад таких размеров мониторов для домашнего использования было трудно представить, а если где-то они и встречались, то это была прям настоящая роскошь. Сейчас большой телевизор – обычное дело, поэтому стриминговые платформы, которые позволяют смотреть премьеры тут же, безусловно, выигрывают. В Америке уже стриминговые платформы, которые с каждым годом все множатся, уже рулят Голливудом и, скорее всего, это скоро ждет и Россию.

Все три фильма проекта «Кино - #этомое» с разных сторон рассматривают будущее и порой пугающее развитие новых технологий. Вы сами что в этом видите: бесспорный прогресс, который сделает жизнь удобнее и лучше, или скрытую опасность, к которой уже сейчас стоит быть готовыми?

Конечно, прогресс делает нашу жизнь лучше, удобнее и легче. Опасность в этом наверняка существует, но, например, такая, что мы слишком много информации храним в наших смартфонах и тот, кто его получает или, допустим, взламывает, очень много может узнать. Как раз про это мой новый полнометражный фильм «Текст». Поэтому здесь работает схема: ты что-то получаешь, но что-то и отдаешь.