Леонид Парфенов о своем фильме «Русские евреи» и националистических стереотипах

В планах у журналиста создание проектов о выдающихся ассимилированных представителях других наций.

21 сентября в широкий прокат выходит заключительный фильм трилогии Леонида Парфенова «Русские евреи», в которой он рассказывает, как сложилась судьба многочисленных выдающихся врачей, шахматистов, писателей, музыкантов и других видных деятелей.

В своих первых документальных работах Парфенов затрагивает довольно большой промежуток времени, однако в третьей картине мы узнаем об ассимилированных евреях, которые сыграли большую роль в формировании истории СССР с 1948 года и до времен так называемой «оттепели».

Но к чему акцент на национальной принадлежности тех, кто считал себя русским и не подчеркивал свое происхождение? Ведь евреи жили в СССР, многие даже меняли имена и фамилии. И почему эта тема заинтересовала Леонида именно сейчас, когда мировое сообщество стремится отказаться от самоопределения по национальному признаку?

Хорошо, но что теперь — нельзя говорить о своей национальности? — отвечает на это журналист.— И фильмы «Русские евреи», наоборот, не выделяют [евреев] в отдельную касту, а подчеркивают, что они были и остаются частью русской культуры. Да, мы разные, но это хорошо, мы вносим такой разный вклад в историю России и создаем такие богатые, интересные стороны русскости

Тем не менее, многие могут справедливо заметить, что три части монументальной киноработы посвящены именно евреям, пусть ассимилированным, но все же только представителям одной нации, при упоминании которой, к слову, и в настоящее время у некоторых могут возникнуть определенные стереотипы.

Приписывать какой-либо нации определенные особенности — это стереотипы. Про русских тоже можно сказать, что если трое собрались вместе — распили бутылку водки. Но это все из анекдотов. Люди привыкли жить со стереотипами, но это не отражает действительность,— считает Парфенов

К тому же Леонид во всех своих работах старается показать все многообразие населения России и СССР. В планах у журналиста и документалиста создание фильмов о русских немцах и русских грузинах. Без представителей обоих народов просто невозможно представить историю нашего государства.

В фильме «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года», к слову, ни на какие стереотипы даже намека нет. Есть интересная графика, авторский стиль Парфенова с его иронией, юмором, а также небольшие интервью. Эти моменты особенно ценны, потому что они приближают зрителя к самим событиям.

Документалка должна понравиться не только тем, кто сам хорошо помнит советские времена, но и тем, кто только читал о них или видел их в фильмах. И все же есть одно «но», к которому нужно быть готовым — фильм идет 2 часа 6 минут. Для подобного жанра это, прямо скажем, немало.

Мы понимаем, что это критический хронометраж для документального кино. Изначально предполагался еще и эпилог, но мы решили обойтись без него, поставить точку иначе. Но уместиться в еще меньшее время, которое получилось в итоге, у нас не вышло, — комментирует Парфенов

Напомним, что проект «Русские евреи» — это документальная трилогия Леонида Парфенова, снятая Сергеем Нурмамедом при поддержке фонда «Генезис». В серии документальных фильмов рассказывается про жизнь и судьбу выдающихся ассимилированных евреев. Проект охватывает жизнь как минимум трех поколений — со времен царской России до революции и вплоть до «оттепели».