Даша Лебедева: «Для своего фильма я искала спонсора два года!»

Наша собеседница — начинающий режиссер, в копилке которой три короткометражных работы и выход с одной из них на Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Даша Лебедева не побоялась пойти на поводу у собственных «хочу» и круто изменила жизнь, поняв, что мечтает быть режиссером. О том, как она решилась на столь кардинальные перемены, как работала над своими первыми фильмами и искала партнеров и спонсоров, Даша рассказала в беседе с OK-MAGAZINE.RU.

Даша, чем вы занимались до того, как начали снимать фильмы?

Я работала дизайнером и креативным директором.

И как решили, что хотите уйти в режиссуру? Вас кто-то направлял, помогал? Ведь нельзя же просто взять и начать снимать, ничего не зная о профессии.

У меня как раз так и получилось. Я пришла из ниоткуда. Я живу в Иваново, в маленьком городе, у меня нет возможности поступить во ВГИК.

Почему же? Тут не так далеко, да и расстояние не проблема.

У меня уже есть два образования. Ну, лежат у меня эти дипломы. Я ими ни разу не воспользовалась, меня на работу и без них берут. Еще одно образование? А если вдруг через пять лет я решу, что я не режиссер, что с этим делать? Вот я и подумала, что сначала надо проверить на практике. Что нужно для этого? Сценарий. Написала сценарий, криво, косо, как могла.

И что дальше?

Начала снимать. Точнее, сначала нашла оператора, а тогда я в них ничего не понимала — камеру в руках держит, на кнопочку нажимать умеет, уже хорошо. Потом мне написал парень, сказал, что хочет заказать у меня фотосессию. Оказалось, что он актер из Щукинского (актер Дмитрий Ендальцев).

Я его спрашиваю: «Будешь у меня в главной роли сниматься?» И он сразу ответил: «Буду». Так нашла главного героя.

Вообще я не понимаю, почему тогда люди пошли за мной. Но дело в том, что сейчас, в XXI веке, не надо быть кем-то, чтобы кем-то называться. Я говорила, что я режиссер, когда за душой не было ни одного проекта, но люди всё равно шли. Это была своего рода авантюра.

Хорошо, людей вы набрали, а где взяли бюджет на съемки?

Всё очень просто. Когда я поняла, что я режиссер, то работала на трех работах и откладывала деньги для первого короткого метра. Я накопила 300 тысяч, этого хватило на первые две короткометражки, причем актеры у меня работали за идею, а все деньги ушли на мелочи — еду, аренду каких-то «пазиков», оплату дороги и тому подобное.

Теперь и дальше продолжаете в том же духе — работаете, копите, снимаете?

Нет, потом я поняла, что еще раз я так не смогу, да и сумма нужна уже другая.

И тогда начали искать спонсора.

Да. Я поняла, что мне нужно финансирование. Я написала сценарий, упаковала в папочку, пошла по потенциальным спонсорам. Два года я искала человека, который в меня поверит. И нашла! Сейчас у меня есть продюсер, который иногда выступает и в роли инвестора. Но перед этим меня отвергали сто тысяч раз!

Вы искали финансирование для короткометражки «Каждый 88»?

Да. Это для меня было первой крупной серьезной работой.

Почему обратились именно к теме аутизма? Она вам близка или просто интересна?

Тут всё сошлось. В семье моего знакомого Сашы Шорыгина растет прекрасная девочка Алина с расстройством аутичного спектра. Когда я об этом узнала, решила познакомитьс с ней поближе. Она покорила мое сердце, и тогда мы с Сашей решили, что на эту тему обязательно нужно снять фильм.

И в целом мне всегда был интересен герой, который не такой, как все, его переживания, мысли. Обычно такие люди оказываются на обочине, равно как и талантливые целеустремленные персонажи.

Я вот всегда сидела на задней парте, всегда! Я постоянно тянула руку, но меня очень редко спрашивали, потому что мое мнение часто было «не по теме» и кардинально отличалось от других.

Думаю, что через тему аутизма я раскрыла мысль того, что особенным (во всех смыслах) людям живется непросто.

А вас не обвиняли в том, что вы взяли так называемую модную тему, о которой говорят всё чаще?

Я начала работать над фильмом, когда эта тема была еще не так популярна. Я вообще не знала, что она «модная», просто работала над тем, что трогало мое сердце. Фильм про аутистов я смотрела всего один — «Человек дождя». Мне было интересно взять тему, на которую тишина.

Много времени понадобилось для того, чтобы проработать сценарий?

От идеи до начала работы на площадке прошло 8 месяцев. Я очень долго ходила вокруг да около. И в итоге, когда поняла, что мой главный герой еще не стал аутистом, он душа, которая стоит перед выбором, я буквально ликовала. Тогда я поняла: «Вот оно».

Но сначала я представляла себе всё это мрачно. Потом встретилась со своим другом Кареном Оганесяном, показала ему мой сценарий, он сказал, что всё плохо. Говорит: «Даш, ну зачем? Ты же светлый человек, пиши по-своему». Как раз тогда мы познакомились с моим сценаристом, кавээнщиком, он мне всё переписал с шутками, и получилось классно.

Хорошо, но почему вдруг главный герой — военный? Вы говорили в одном интервью, что для вас это была очень сложная тема, в которой вы мало что понимаете.

Да, война — далекая от меня тематика. Но я очень сильно хотела в своем фильме советского солдата. Его, светлого, чистого, храброго человека, я помещаю в другую ситуацию — жизнь инвалида. Мне было интересно, как поведет себя настоящий герой, оказавшись перед таким тяжелым моральным выбором.

Один из персонажей над ним смеется: «Ты будешь пугалом, с девушкой встречаться не сможешь».

Для него, молодого парня, это конец света. Он, мужчина, должен защищать свою семью, Родину, а тут даже сам за собой самостоятельно ухаживать не сможет. И тут он струсил. Мне было интересно, как он будет бороться со своим внутренним страхом.

А как вы нашли актера на главную роль?

Дима Ендальцев снимался в моей первой короткометражке. Я уже тогда его заметила и подумала, что надо как-нибудь еще раз снять его в своем проекте. Когда был готов «Каждый 88», я скинула Диме сценарий, его зацепило. И начали работать.

Хорошо, Дима был вашим знакомым, а Сергей Бадюк как попал к вам в фильм?

Это чистая случайность. У меня есть друг, его продюсер, он вместе с Сергеем Николаевичем снимает передачу про военное оружие. И в один день у них заболели сразу два оператора, а мы с Мишей (продюсером — Прим. ред.) как раз сидели общались перед съемками, и вдруг он мне говорит: «Пошли, будешь у нас оператором!» Я долго отнекивалась, говорила, что даже в фокус не попаду, но он все-таки уговорил меня пойти, хотя бы попробовать.

Я пришла на площадку, а там одни мужики. И Бадюк сразу же сказал: «Что на площадке делает девушка?» Но я взялась за работу, и у меня даже неплохо получилось. А потом, после съемки Сергей Николаевич сидел и пил чай. Я к нему подошла и говорю: «Сергей Николаевич, у меня есть идея для фильма. Там будет переселение душ, моральный выбор». А он же любит зеленый чай, буддизм, просветление и сразу сказал: «Мне нравится». Я не растерялась и спросила: «Сыграете у меня в фильме силача?» А он: «Сыграю». Потом он действительно прочитал сценарий и приехал к нам сниматься в фильме.

По вашему рассказу подобрать состав получилось довольно легко.

Да, я верю, если чего-то очень сильно хотеть и верить в то, что делаешь, люди за тобой потянутся.

У меня получилось именно так. Люди находились довольно легко. Плюс ко всему, сейчас актеры с удовольствием соглашаются на интересные сценарии, они устали от бесконечных одинаковых сериалов.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

«Каждый 88» уже остался в прошлом. Вам удалось выйти с этой работой на ММКФ. А что дальше? Короткометражки или полный метр?

Сейчас мы как раз работаем над полным метром. Это 100-минутный фильм про науку, футурологию. Мы надеемся попасть с ним в кинопрокат и, если повезет, даже продать за границу.

Вы снова берете серьезную тему. Не работаете, скажем, над комедией, которая точно соберет кассу, или мелодрамой.

Я пишу на те темы, которые мне нравятся. Фильм про любовь с избитым сценарием я могу наклепать за пять минут, но это неинтересно. И потом, мне важно работать над темой под таким углом, показывать такие повороты, которые я еще не видела.

Но почему бы не снять фильм для заработка и продолжить работать над действительно глубокими проектами, которые, возможно, не соберут кассу?

Я не хочу себе испортить, так сказать, карму. Я в это верю. Вот сейчас в мою голову идут и идут интересные идеи. И я верю, что, если начну снимать плохие фильмы, «крышечка» закроется. Я считаю, что размениваться нельзя.

Многие молодые российские режиссеры сейчас снимают в стиле артхаус. Модно выражают свои мысли. Не возникало желания воспользоваться этой тенденцией и сделать что-то в этом ключе?

Я походила на фестивали, посмотрела, что снимают. И в основном приходила в тихий ужас. Многие идут по простейшему пути: наматывают кишки на велосипед, показывают какие-то непристойности крупным планом, в общем, душа лезет наружу. Им хочется показать всю боль человечества в своем коротком метре. И, походив на фестивали, я поняла, что молодые режиссеры дают «чернуху», и это прям тренд. Если ты молод, дави на чернуху, и тебе скажут, что ты гений. Я думаю: «Блин, наверное, надо тоже что-то такое сделать». Но у меня не пошло. Я человек светлый, с юмором.

Я пыталась понять и поближе познакомиться с такими фильмами и даже снялась в главной роли подобной картины, ее режиссером была моя знакомая. Но, честно, для меня было непросто сниматься в фильме, где я не до конца понимаю смысл. Мне проще работать в понятными человеческими чувствами, может быть я не модная.

Хорошо, какова ваша формула успешного фильма?

Точной формулы я назвать не смогу, но у меня есть определенные ориентиры.

Сейчас я пишу фильм и думаю не только о себе, но и о своих зрителях, о том, что они будут чувствовать, какие эмоции вынесут. В моей жизни есть фильм, который служит для меня примером.

Был зима, когда шел фильм «Всегда говори да». Я очень хорошо помню тот вечер. Мы с друзьями пошли посмеяться и посмотреть на моего любимого Джима Керри. После фильма мы вышли из кинотеатра и решили поспорить. Каждый из нас должен был целую неделю отвечать «да» на всё, что ему преподнесет судьба. За эту неделю со мной чего только не произошло! Получается, что на мою жизнь повлиял конкретный фильм. Я никогда его не забуду. Я мечтаю, чтобы мой фильм мог подарить похожие впечатления зрителям, может, натолкнуть их на какую-то важную мысль.

Благодарим ресторан «Китайская грамота» за содействие в съемках.