Есть ли будущее у российской парфюмерии?

Новости импортозамещения. Сейчас появляются не только отечественные косметические бренды, но и парфюмерные. А некоторым парфюмерам даже удалось побывать в международных школах в Грассе. Подробности ниже.

Legion Media

Валерия Нестерова - парфюмер, основатель бренда VN Perfumes и Школы Парфюмерного Искусства рассказала о парфюмерной реализации в России и обучении в Международном институте парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов ISIPCA, которое поможет в профессии. 

Валерия Нестерова Валерия Нестерова

Где находится колыбель мировой парфюмерии

Франция по праву считается Родиной парфюмерии. Здесь она и зародилась в небольшом городке Грасс. Этот город называют колыбелью парфюмерных школ. Благодаря уникальному горному климату в Грассе производится самое дорогое и качественное парфюмерное сырье. Это цветки апельсинового дерева, роза, жасмин, ирисы, мимоза и фиалка. Сырье в Грассе уникально своими ольфакторными аспектами звучания. Именно поэтому парфюмеры часто приезжают именно сюда, или имеют здесь свои представительства. Также в Грассе расположены крупные парфюмерные производства - опять же из-за приближенности к сырью. Это дает гарантию, что продукция не потеряет своих свойств в процессе транспортировке. Существует даже такое понятие - экспертиза качества. Этим знаком отмечается продукция, которая производится в Грассе.

Грасс Грасс

Изначально в этой части Франции занимались ароматизацией кожаных перчаток: тогда в 16 веке это помогало справиться с неэстетичным кожевенным запахом. Чуть позже парфюмеры Грасса сосредоточились на создании эфирных масел высокого качества. Этим город и прославился. 

Сырье производимое в Грассе стоит достаточно дорого, ведь производится оно небольшими партиями. Это ручной труд. Например, один литр эфирного масла жасмина здесь стоит около 140 тысяч евро. Это высокая цена, особенно если сравнивать со стоимостью эфирных масел из Индии.

Что касается России здесь также прослеживается «французский след». Первое парфюмерное производство появилось в Российской Империи в 1843 году. Основал его француз Альфонс Ралле. Продукция выпускалась с использованием исключительно французского сырья. Поэтому и качество продукции было высоким. Еще один парфюмер, отметившийся в России - Генрих Брокар. На его фабрике выпускали аромат со звучным названием «Любимый букет Императрицы», который в советское время переименовали в «Красную Москву». Кстати о советском периоде. В этот период парфюмерное производство практически прекратилось, а все фабрики переквалифицировали в мыловарни. Только в ХХ веке парфюмерия в России как отрасль начала полномасштабное восстановление. 

Обучение парфюмерии: что важно изучить будущему мастеру

Так как Франция является родиной парфюмерии, именно здесь располагается одно из лучших образовательных учреждений в этой области - Международный институт парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов ISIPCA, основанный Жан-Жаком Герленом. Ежегодно сюда принимаются только 20 учеников. Чтобы попасть в их число нужно иметь высшее химическое образование и 30 000 евро. Ровно столько стоит курс обучения в ISIPCA. 

Валерия Нестерова: “Я мечтала учиться в престижном университете ISIPCA. Но для меня эта сумма была не подъемной. Плюс не было понимания, как можно было развиваться в России после получения парфюмерного образования. Спустя годы я получила ряд образований в парфюмерии, отучилась на химика-технолога парфюмерных производств, обучилась у парфюмеров в индивидуальном порядке, а еще создала свой бренд, открыла свою школу парфюмерного искусства. Только тогда я поняла: пришло время закрыть гештальт и пройти обучение в международном университете”.

В ISIPCA обучают экспертизе парфюмерии. Учат разбираться в том, из чего состоит парфюм, как создаются формулы ароматов, как оценивать их звучание. Выпускники могут развиваться как в качестве парфюмера, так и эвалюатора. То есть оценщика парфюмерной композиции в процессе разработки. Эвалюатор - это своеобразный посредник между парфюмером и заказчиком. 


“Я предпочла развитие в парфюмерном маркетинге. Сейчас я прохожу стажировку в европейской маркетинговой парфюмерной компании. Она как раз занимается созданием формул, рецептур. По факту это аналогичная деятельность той, которой я занимаюсь в Москве. Это безумно интересно быть частью европейского опыта. Он позволяет смотреть на мир шире. Кроме того, чтобы продукт был успешным одного лишь образования парфюмера недостаточно. Необходимо еще и понимать тонкости маркетинга. Это я изучаю на текущий момент”, - делится Валерия Нестерова.

Российские парфюмеры здесь и сейчас: как выйти на международный уровень?

На сегодняшний день в работе российских парфюмеров мало что изменилось. Они все также заказывают сырье за рубежом. К сожалению, Россия не производит своего сырья парфюмерного качества из-за специфики климата. У нас не произрастает тубероза, не цветет оригинальный жасмин, дамасскую розу мы также не можем вырастить в нужном качестве. Поэтому российские парфюмеры закупают ингредиенты у зарубежных поставщиков. Да, сейчас есть определенные моменты кризиса, однако европейские компании продолжают работать с Россией. И единственное, с чем могут возникнуть трудности - это оплата в валюте. Но и это решаемо. И даже цены на сырье, которые взлетели вслед за курсом евро, сейчас возвращаются к прежним отметкам. 
Что касается интеграции в международное сообщество парфюмеров, здесь очень важно полагаться на свои знания и свою экспертность. 
Какая бы не была компания, на каком бы рынке она не находилась, оценивать вас будут по вашим компетенциям. По тому, какие преимущества вы можете дать компании. 

Фестиваль роз в Грассе Фестиваль роз в Грассе