Какие косметические продукты защищают нас, но вредят экологии планеты, и что с этим делать?

Ситуация SOS. Средства с SPF отравляют рыб и обесцвечивают кораллы. Как спасти морских обитателей от вымирания, а себя — от ожога?

unsplash.com

Химия и жизнь

Уже само существование косметической индустрии ставит мир под угрозу. Химические компоненты моющих средств рано или поздно оказываются в Мировом океане, производственные выбросы — в воздухе, упаковка и пластик — в земле.   Многие из входящих в косметику ингредиентов не так вредны для кожи, как для планеты. Продукты нефтепереработки, например вазелин и салициловая кислота, вредят воде и почве. Микропластик (гранулы скрабов) не разлагаются, а значит, их нужно заменить на натуральные скрабирующие частицы кофе, сахара, абрикосовых косточек. Парабены и синтетические ароматизаторы вредят морским обитателям. Но главный враг рыб и кораллов — химические UV-фильтры.

unsplash.com

Сложный выбор

«К сожалению, пока не найдены те самые фильтры с безупречной репутацией. У всех есть свои плюсы и минусы. С химическими фильтрами может быть реализована любая текстура, от легких спреев до питательных кремов. Физические фильтры идут с более плотной текстурой и буквально «щитом» стоят против ультрафиолета. Но при этом они могут оставлять на лице некрасивые белесые разводы и не всегда подходят жирной коже», — говорит врач-дерматолог, косметолог, эксперт Bioderma Игорь Патрин. Химические фильтры способны проникать в кожу, а физические остаются на поверхности, что делает их как бы более безопасными. Но они забивают поры. Кстати, средства с химическими фильтрами нужно постоянно обновлять, если находитесь на открытом солнце. А физические — лишь тогда, когда вы удалили крем с кожи: например, протерли лицо полотенцем.

Солнцезащитный спрей для тела SPF 30 Virtu-Oil Body Mist, Clinique.

Антивозрастной солнцезащитный крем для лица SPF 50, Caudalie.

В море синем

«Некоторые химические фильты (оксибензон, авобензон, 4-MBC и октиноксат) не разлагаются в воде. Мало того, они задерживают рост и развитие молоди кораллов (негативно влияют на их ДНК, личиночное развитие и оседание). К тому же обесцвечивают уже сформированные колонии кораллов. И происходит это молниеносно, в считаные сутки», — рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник направления Экологии морей и океанов ИО РАН Филипп Сапожников.

unslash.com

Фильтры вредят живущим на рифах морским ежам и моллюскам, рыбы тоже страдают. На гормональном уровне взрослые самцы начинают постепенно приобретать признаки самок, и размножения уже не происходит. И, наконец, дельфины. У них происходит накопление вредных «светофильтров» в тканях, и после этот «багаж» передается дальше по наследству.

Кстати, на законодательном уровне уже запретили использовать и продавать средства с оксибензоном на территории Гавайев, Виргинских островов, на некоторых берегах Карибского моря и Мексиканского залива.

Есть и хорошие новости: как только пандемия закрыла границы и поток туристов оскудел, во Вьетнаме кораллы постепенно начали восстанавливаться. Значит, это обратимый процесс. А пуэрто-риканские ученые разрабатывают биоразлагаемые гранулы для поглощения вредных веществ из воды.

pexels

Капля за каплей, постепенно и ежегодно в Мировой океан попадает от 6 тысяч до 16 тысяч тонн химических фильтров. Их основная локация — прибрежные зоны курортных районов.

Рука помощи

Как помочь морским обитателям? Ищите на солнцезащитных средствах пометку Сoral Safe. Например, у многих брендов компании NAOS появились средства с такой пометкой. Продукты Bioderma и Institut Esthederm не содержат компонентов, вредных для Мирового океана. «Если таких не находится, можно соблюдать простые правила: не наносить солнцезащитное средство перед купанием, он всё равно через минуту окажется в воде. Смывать крем только в номере. Стараться загорать под зонтом, не выходить на пляж под палящее солнце, надевать легкую солнцезащитную одежду вместо крема. Это будет полезно не только для экосистемы моря, но и для вашего здоровья», — советует Филипп Сапожников.

. Крем для лица для однородного загара для кожи с пигментацией Sun High Protective Care Photo Regul, Bronz Repair, Institut Esthederm.

Солнцезащитный флюид с тоном SPF 50+ Photoderm Nude Touch, Bioderma.

Состоянием водной стихии планеты Земля озабочены многие косметические марки. Они пытаются привлечь внимание к бедствию, которое терпит фитопланктон, а именно он в процессе фотосинтеза ежегодно поглощает из атмосферы огромное количество углерода и является источником более половины всего кислорода, вырабатываемого на планете. Летом Biotherm выпустил коллаборацию с художницей Coco Capita’n — лимитированную серию «звездных» продуктов с рисунками, которые должны обратить внимание на проблему. Внешняя упаковка сыворотки на 100% состоит из переработанного картона, а флакон на 25% изготовлен из переработанного стекла.

Антивозрастная сыворотка для лица в лимитированном дизайне Life Plankton Elixir Coco Captain, Biotherm.

Спасение на водах

Фонд защиты океана La Mer «Голубое сердце» давно участвует в проектах по сохранению Мирового океана. Вместе с организацией The Nature Conservancy в прошлом году они посадили 400 тысяч мангровых деревьев в Доминиканской Республике, что позволило предотвратить береговую эрозию. Открыли с Oceano Azul Foundation гидротермальное поле LUSO в районе Азорских островов. Эта уникальная природная зона была объявлена морским заповедником.

Увлажняющий крем для лица Blue Heart Creme de La Mer, La Mer.

Парфюмерный бренд Kenzo совместно со Всемирным фондом дикой природы (WWF) и парфюмерно-косметической сетью Л’Этуаль запускают проект «Сохраним моря России вместе». Его цель — защитить морские и прибрежные экосистемы Дальневосточного региона.

Александр Ратников Национальный парк «Земля леопарда»

Это место, где до сих пор находят многие реликтовые растения, обитают амурский тигр и дальневосточный леопард. При этом воды загрязнены нефтепродуктами, в них выбрасывают орудия лова, которые травмируют животных. Часть средств от продажи ароматов L’eau Kenzo, Aqua Kenzo, Hyper Wave будет передана в WWF, который примет меры по очистке побережья от опасного мусора.

Туалетная вода L’Eau Kenzo Pour Femme WWF, Kenzo.

Дым на небе, дым на земле

Объем углекислого газа, который способна поглотить Земля, составляет 9,5–11 Гт в год. А в 2020 году антропогенные выбросы углерода составили 34 Гт. Всё это результат деятельности человека: промышленное производство, транспорт, вырубка лесов. В ближайшие несколько лет ученые прогнозируют угрозу биоразнообразию, глобальное потепление, природные катаклизмы.

Почвы, океаны и леса поглощают лишь треть углекислого газа, который люди выбрасывают в атмосферу планеты.

Сознательные бренды, например Clarins, давно измерили свой углеродный след. В 2020 году они достигли углеродной нейтральности благодаря использованию возобновляемой энергии (солнечные панели в Индии, биогаз в Китае). В 2021-м —100% энергии, потребляемой компанией Clarins во Франции, будет возобновляемой благодаря биогазу, который заменит природный. Теперь бренд отдает предпочтение морским, а не авиаперевозкам и поддерживает развитие органического земледелия, требующего меньших затрат ресурсов.

солнцезащитный гель для тела SPF 50 Gel-en-Huile Solaire Corps, Clarins.

Текст: Наталия Филипченко