Уйти в отказ: сохраняем природу вместе с адептами движения #NOBUY

Борцы за экологию обратили внимание на бьюти-индустрию и выяснили, что высокая покупательная способность может иметь печальные последствия.

Legion-Media

20 лет назад беспокойство о чистоте планеты казалось надуманным, а сейчас это важнейшая проблема современного общества. Статистика настораживает. Каждый год в океанах оказывается около 13 миллионов тонн пластика, и пустые тюбики из-под шампуней, тоников, гелей для душа, кремов, пенок для лица и лаков для волос составляют немалый процент от этой цифры. Пластиковые отходы, попавшие в океан, едят рыбы, а мы, в свою очередь, едим этих рыб. Пустые баночки – далеко не всё, чем снабжает индустрия красоты Мировой океан. В последние годы в категорию опасных отходов попали и пластиковые микрошарики, которые используются в скрабах для лица и тела и зубных пастах. Маленький размер позволяет этим «вредителям» беспрепятственно проникать в почву и Мировой океан, нарушая нормальное функционирование среды и микроорганизмов. А ведь только в одном очищающем средстве содержится до 360 000 микрочастиц!

Модные глиттеры, которые так красиво переливаются на фото в инстаграме, шампуни, содержащие лауретсульфат натрия, минеральные масла и толуол из лаков для ногтей и духов, – список вредных ингредиентов можно продолжать до бесконечности.

Химический фильтр оксибензон, входящий в состав солнцезащитных кремов, вреден для экосистемы коралловых рифов. А ведь нас учили наносить средство с SPF перед купанием, чтобы не обгореть. Представляете, сколько тонн этих средств оказывается в воде?

А влажные салфетки для лица и рук? Их стоит «поблагодарить» за 93% заблокированных канализационных труб. Кстати, тканевые маски для лица – тоже.

По прогнозам, глобальные годовые продажи средств личной гигиены и косметики к 2020 году достигнут 500 миллиардов долларов США. Куда катится мир?

ГОРШОЧЕК, НЕ ВАРИ

В том, что индустрия потребления окончательно вышла из берегов, любят обвинять корейский многоступенчатый уход, или K-beauty, о котором заговорили несколько лет назад. В этой восточной стране действительно принято тщательно ухаживать за кожей. Трехэтапное очищение, нанесение лосьона, сыворотки и крема утром и вечером – неужели нам всё это действительно нужно?

В соцсетях даже появился хэштег #NoBuy, а блогеры, вместо того чтобы демонстрировать последние новинки, стали призывать отказаться от ненужных покупок. Например, видео блогера Ханны Луизы Постон, в котором она рассказывает, что в 2018 году покупала только самое необходимое и снизила ежемесячные расходы на косметику с 220 до 49 долларов, было просмотрено более 52 тысяч раз.

ОБЪЯВИЛИ ГОЛОДОВКУ

В дополнение к хэштегу #shopmystash, который призывает не покупать новые, а пользоваться уже имеющимися продуктами, появился еще один тренд – skin fasting, или интервальное бьюти-голодание. Один японский бренд по уходу за кожей призывает посадить кожу на диету. «Ежедневно нанося слишком много увлажняющего крема, вы не даете коже самой включать механизмы самовосстановления. Она становится ленивой. Один день без крема еще никому не повредил, а если она склонна к акне или слишком чувствительная, то тем более», – считает основатель бренда Mirai Clinical Коко Хаяси. «Коже действительно иногда можно давать время для самостоятельной работы. Например, раз в неделю откажитесь от нанесения крема и ограничьтесь очищением и тонизированием. Но повлияет ли это на экологию планеты? Сомневаюсь. А вот для кожи, склонной к акне, которую нужно лечить по четкой схеме, пропуск дня может стать критичным», – считает главный врач – врач-косметолог, дерматовенеролог клиники Tori Татьяна Аль Сабунчи.

Продукты с натуральными компонентами не вредят природе

ПРОПУСК ХОДА

Предприимчивые корейские косметологи тут же уловили, куда ветер дует, сменили тактику и изобрели тренд Skipcare. Нет, это не полный отказ от 10-ступенчатой системы ухода, но поблажка тем, кто очень занят, едет путешествовать или занимается спортом. Им разрешено использовать одно многофункциональное средство вместо 10 узконаправленных. Надо отдать должное корейским косметологам: они не просто предложили выбросить лишнее в мусорное ведро, а занялись разработкой новых продуктов – например, увлажняющих салфеток, которые представляют собой тонер, сыворотку и увлажняющий крем одновременно.

Мнение Эксперта

Анна Дычева, генеральный директор «Reed Exhibitions Россия», компании-организатора выставки красоты Intercharm: «Тренд Skipcare появился в прошлом году в Корее как социальная реакция на высокие требования к внешнему виду в местном обществе. И это относится не только к многоступенчатой системе ухода, но и

к повальному увлечению пластической хирургией. Неудивительно, что корейские женщины взбунтовались против косметики. Движение называлось escape the corset, где «корсет» – символичное название макияжа. Кореянки не хотят, чтобы наем на работу и личная жизнь зависели от внешней привлекательности. Но я не думаю, что этот тренд изменит культуру потребления косметики в Корее, это всего лишь хайп, поднятый в прессе. К тому же уже второе десятилетие на рынке наблюдается параллельное гармоничное развитие противоречащих друг другу трендов. Skipbeauty, или multistep beauty, – каждый выбирает то, что ближе ему».

УЙТИ И НЕ ВЕРНУТЬСЯ

ЭКО-потребление – это не только сокращение покупок, но и экологически чистое производство с утилизацией отходов. Это прежде всего ответственность брендов и использование ими чистых ингредиентов, биоразлагаемых материалов, перерабатываемой упаковки. К счастью, уже многие перешли на биоразлагаемую упаковку или стараются использовать ингредиенты, практически сразу растворяющиеся в воде. В Lush покупки заворачивают в бумагу или вовсе обходятся без обертки. Кстати, покупая твердый шампунь вместо жидкого, мы избавляем планету от изготовления 15 миллионов бутылочек для шампуня в год.

Многие бренды стали выпускать лаконичную линейку из трех продуктов или один универсальный крем вместо 10. Новая тенденция к изготовлению средств на заказ тоже упрощает подход. Например, в флагманском магазине Natura Siberica кожу протестируют на специальном аппарате и изготовят один крем, который заменит ночной, дневной и сыворотку. Но в него будут входить все ингредиенты, нужные именно вам.

А Mugler запустил акцию #язарефилинг. Вместо того чтобы покупать новый флакон духов, отнесите использованный в магазин и заполните его содержимым с помощью сервиса Mugler Sourse. Это позволит сэкономить до 40% от стоимости аромата в зависимости от размера флакона.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

В 2030 году 47% мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита. Вода – это основной вид сырья для косметической промышленности. Шампуни, очищающие средства, кремы, лосьоны содержат в среднем 70–80% жидкости. А если мы еще прибавим количество воды, которую выливаем утром и вечером в душе, во время умывания, мытья головы, а также воду, которая используется на предприятиях для изготовления косметики, то цифра получится внушительная.

Есть несколько направлений, которые развиваются в рамках одного общего тренда под названием waterless. Это создание продуктов, которые можно использовать без воды (сухие шампуни, маски, влажные салфетки вместо душа). И производство средств без воды в составе (порошкообразные), которые надо смывать или разбавлять. А также специальные меры по созданию систем очистки воды на предприятиях, чтобы не загрязнять окружающую среду, или использовать меньше воды непосредственно при производстве. Инициатива waterless сейчас активно используется многими компаниями:

  • Например, в январе 2019-го P&G объявил о запуске бренда DS3 – это линия по уходу за кожей и бытовой химии с переработанной биоразлагаемой упаковкой. Его разрабатывали 10 лет, в процессе было защищено 30 патентов.
  • Компания L’Oréal заявила о том, что к 2020 году хочет на 60% сократить потребление воды на каждый изготовленный продукт.
  • Unilever также запустил water-smart-инициативу. Косметические средства брендов AXE, Dove, Love Beauty and Planet, REN Clean Skincare, Rexona и Signal будут выпускать в стеклянной или алюминиевой полностью перерабатываемой упаковке для многократного использования. После того как продукт закончится, его будет забирать курьер, наполнять и возвращать обратно.

«Я думаю, что переход на безводную косметику будет поступательным и растянется на ближайшие 15–20 лет», – считает Анна Дычева.