Что читать этой зимой: новинки с ярмарки Non Fiction

Мы собрали список книг, которые будут читать и активно обсуждать в будущем году.

DR

Сегодня в Москве открылась Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Те, кто старается быть в курсе последних новостей из мира книг, должны быть на этом событии, как минимум потому, что с 29 ноября по 3 декабря состоятся презентации многочисленных новинок, среди которых очень и очень ожидаемые.

Книги, которые, по версии OK-MAGAZINE.RU, будут читать и обсуждать этой зимой (и на протяжении всего будущего года) собраны в этой подборке.

Пол Бейти «Продажная тварь» (The Sellout)

От Кафки – до Канье. Сатирический роман-речитатив о расизме, политкорректности и двойных стандартах, принесший автору «Букера»-2016.

«Разве я иноват, что единственным ощутимым достижением борьбы черных за свои права стало то, что они теперь не боятся собак, как прежде? Конечно нет».

Кем можно вырасти в гетто, если твой отец – жестокий человек и социолог неортодоксальных взглядов, который все эксперименты ставит над тобой? Например, продавцом арбузов и знатоком человеческих душ, как герой этой книги. И что делать, если твой родной город с литературным именем Диккенс внезапно исчезает с карты Калифорнии? Например, попытаться вернуть город самостоятельно, размечая границы. Но все, что бы ни делал герой книги, не находит понимания у окружающих, особенно у местного кружка черных интеллектуалов, давших ему прозвище Продажная тварь (Sellout).

Но кто на самом деле продался — он или все остальные?

Хан Ган «Вегетарианка» (The Vegetarian)

«Я написала о человеке, который не хотел быть человеком в этом мире».

Прекрасная и тревожная книга о бунте и табу, насилии и чувственности, а главное – о болезненных метаморфозах души. Ёнхе и ее муж вели самую обычную, размеренную жизнь, пока она не начала видеть кошмары. Сновидения – навязчивые образы крови и жестокости – мучают Ёнхе. Чтобы очистить сознание, она полностью отказывается от мяса. Это лишь маленький акт неповиновения, но он вскрывает непрочность ее брака и запускает цепочку все более и более странных событий. Отмеченный критиками всего мира роман «Вегетарианка» – это мрачная, кафкианская аллегория о власти, наваждении и борьбе, которую ведет женщина, желающая освободиться от насилия снаружи и внутри себя.

Гийом Мюссо «Квартира в Париже» (Un appartement à Paris)

«Блистеры от таблеток на воде, как кораблики в штиль».

Роман «Квартира в Париже» – это переплетение нескольких удивительных историй. Одна – отношения Маделин и Гаспара, бывшего офицера полиции и писателя-мизантропа, которые по ошибке сняли одну и ту же квартиру. Другая – бывшего владельца квартиры, художника Шона Лоренца, чьи запутанные и сложные любовные отношения с женщинами приводят к непоправимой трагедии – потере ребенка. И расследование всех обстоятельств прошлого не дает покоя героям, потому что для обоих это возможность забыть о собственных неудачах и проблемах. Но они даже не могли предполагать, что это дело станет для них судьбоносным.

Доктор Лиза Глинка «Я всегда на стороне слабого»

«Я часто спрашивала ее: «Как ты все это делаешь и не сходишь с ума?» Думаю, меня лишила бы рассудка одна неделя с таким расписанием: раненые дети, паллиативные больные, нищие, бездомные, вокзал, перевязки, похороны и т.д. В ответ на мои вопросы Лиза улыбалась — а улыбка у нее была широкая, веселая, хулиганская, такая, что раз увидишь и никогда уже не забудешь, — и говорила: «Справляюсь!».

Елизавета Глинка (1962–2016), известная как Доктор Лиза, — врач-реаниматолог, специалист по паллиативной медицине. Основала первый хоспис в Киеве, курировала хосписную работу в городах России, в Сербии и Армении; создала международную общественную организацию «Справедливая помощь»; лечила, кормила и обеспечивала бездомных; организовывала эвакуацию больных и раненых детей из Донбасса. Трагически погибла в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 г., сопровождая партию лекарств и оборудования для госпиталя в Сирии. В основу книги легли дневники Доктора Лизы; вторую часть составляют беседы с Елизаветой Глинкой, в которых она много говорит о «Справедливой помощи», своих подопечных и — совсем немного — о себе. В книгу также вошли мемуарный очерк Глеба Глинки и предисловие Ксении Соколовой.

Эмма Клайн «Девочки» (The Girls)

Полмира зачитывается историей о девочках, угодивших в секс-секту, написанной с щемящей трогательностью, негромкая нежность этого романа буквально выворачивает тебя наизнанку. Дебют огромной силы.

The Guardian

Эмме Клайн 27 лет. Родилась и выросла она в Калифорнии, где до сих пор силен дух шестидесятых. Родители ее занимаются виноделием, у нее четыре сестры и два брата. Свой первый роман "Девочки" она написала, когда ей не было и двадцати пяти лет. О себе молодая писательница рассказывает крайне мало. Известно, что она изучала литературу в Колумбийском университете, а сразу после него работала в культовом американском журнале "Нью-Йоркер". С ранней юности она не боялась эпатировать публику. Совсем еще девочкой опубликовала на одном из литературных порталов эссе "Готова ли я стать матерью в 21" - о своих отношениях с мужчиной намного старше ее (54 года). Эмму не найти в соцсетях, у нее нет аккаунтов ни в фейсбуке, ни в твиттере, ни в инстаграме. У нее даже смартфона нет. Она всерьез считает, что именно эта свобода от современных средств коммуникаций позволила ей написать "Девочек" на одном вдохе, за каких-то три месяц. Работала она на окраине Бруклина, в старом гараже своего приятеля, не отвлекаясь буквально ни на что.

Амос Оз «Фима»

Фима - это чеховский дядя Ваня, скрещенный с джойсовским Леопольдом Блумом.

Фима живет в Иерусалиме, но всю жизнь его не покидает ощущение, что он должен находиться где-то в другом месте. В жизни Фимы хватало и тайных любовных отношений, и нетривиальных идей, в молодости с ним связывали большие надежды - его дебютный сборник стихов стал громким событием. Но Фима предпочитал размышлять об устройстве мира и о том, как и он сам, и его страна затерялись в лабиринтах мироздания. Его всегда снедала тоска - разнообразная, непреходящая. И вот ему уже перевалило за пятый десяток, Фима обитает в ветхой квартирке, борется с бытовыми неурядицами, барахтается в паутине любовных томлений и работает администратором в гинекологическом кабинете. Его любят все, но и выносят с трудом его тоже все. Он тот, кто позволил мечтам и фантазиям победить реальность. Яичница у него всегда подгорает, бутерброд падает вниз вареньем, мертвый таракан читает ему экзистенциальные нотации, а приход маляров видится апокалипсисом. Но в хаосе Фиминой жизни неярко, однако уверенно и стойко мерцает светлячок. Надежды? Любви? Мудрости? Кто знает. Амос Оз выписывает портрет человека и поколения, способных на удивительные мечты, но так в мечтах и застрявших. Это один из самых "русских" романов израильского классика, в котором отчетливо угадываются тени Гоголя и Чехова, а за суетливым Фимой явственно проступает Обломов.