Классика жанра: почему инструментальная музыка все еще актуальна

В чем секрет классической музыки и почему ее все еще используют в фильмах, а современные музыканты устраивают концерты с оркестром?

Legion-Media

Какую музыку вы предпочитаете слушать? Наверняка не каждый сможет дать однозначный ответ на этот вопрос. В плейлисте многих меломанов поп-музыка будет соседствовать с роком, а где-то между ними попадутся джаз, блюз и даже классика. Хотя почему «даже»? Многие ошибочно думают, что классика — это скучно. Как бы не так!

Мы с удовольствием смотрим кино, но не думаем о том, что к каждому фильму создается целая музыкальная история (и за нее даже можно получить премию «Оскар»!). Есть настоящие звездные кинокомпозиторы, которые в свое время тоже будут называться классиками — а некоторые уже называются. Так что между словами «классика» и «скука» нельзя поставить знак равно.

Кстати, композиторы и сами вдохновляются классикой — кто-то шедеврами мирового изобразительного искусства и скульптуры, а кто-то музыкой, которую принято называть классической.

Наверное, даже далекие от музыки люди знают Рихарда Вагнера. Но много ли среди нас таких, кто сохранил целый плейлист с его произведениями и периодически возвращается к ним? А между тем музыка Вагнера звучит в «Пятом элементе», «Меланхолии», «Заводном апельсине», «V — значит Вендетта» и даже в «Сумерках»! Напомним, что Вагнер родился 203 года назад, а его музыка, как мы видим, актуальна по сей день.

«Три месяца во Флоренции, пока мы с Ридли Скоттом снимали «Ганнибала», по ночам я тихо прокрадывался внутрь Академии изящных искусств, стоял рядом с Давидом Микеланджело совершенно один. Это было невероятным, фантастическим приключением», — рассказал в одном из своих интервью оскароносный кинокомпозитор Ханс Циммер — автор музыки к «Интерстеллару», «Бегущему по лезвию 2049» и многим другим фильмам, которые полюбили миллионы киноманов.

В чем же секрет «классики»? Она наводит на размышления, волнует, затрагивает глубокие чувства, на что далеко не всегда способна поп-музыка, которая стремится к упрощению. Моцарт, Лист, Шуберт, Бетховен и другие выдающиеся композиторы творили в то время, когда о компьютерах даже и мечтать не могли. Они не имели возможности быстро узнать, например, как партия ведущей скрипки будет звучать в сопровождении гобоя, и писали целые концерты, сводя музыку у себя в голове. Поэтому финальный вариант музыкальной композиции можно сравнить с бриллиантом, который прошел несколько этапов огранки.

Классика всегда актуальна, а в живом исполнении она набирает свою максимальную силу. И сегодня любой может воспользоваться возможностью услышать гениальные произведения в том звучании, в котором они были задуманы. Например, выбрав интересный для себя концерт в своем городе.

Кстати, музыка, сыгранная оркестром, вовсе не предполагает исполнение только классики. Хиты рок-музыки в этом исполнении тоже звучат отменно. И можно говорить смело, что впечатлений от прослушивания такой музыки вы получите не меньше, чем от живого концерта рок-группы. О характере впечатлений мы не говорим: всем понятно, что энергетика концертов, скажем, в СК Олимпийский, в Кремлевском дворце и Доме музыки будет совсем разная. Но можно ли сказать, какая из них будет лучше или хуже?

Чтобы открыть свое сознание новым впечатлениям и получить подтверждение тому, что музыка, исполненная оркестром, — это сильнейшие эмоции, можно посетить одно из событий Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». К слову, кроме классических концертов, этот оркестр занимается и кавер-программами на мировые рок- и поп-хиты, а также устраивает кинопоказы с живым музыкальным сопровождением. Определенно, есть из чего выбирать!

И не забывайте: чтобы понять музыку, нужно быть открытым к ее восприятию и готовым отбросить все ранее зазубренные стереотипы.